Брайан де Грэв (Silhouette): Мелодичный рубикон
Ноябрь 21, 2012
Ольга Потехина (4 статей)
Поделиться

Брайан де Грэв (Silhouette): Мелодичный рубикон

Погадаем-ка на картах на прог-роковые релизы 2012 года… Вот – Короли, а это – Дама, там – дорога Большим-Большим поездом, в Казенном доме – Гражданин Каин… Ну а тут просто сердце успокоится: голландская группа Silhouette выпустила третий по счету альбом в своей дискографии – «Across the Rubicon». Пересекаем порог реальности на подлодке работы Эда Юницкого – приплыли!

На странице группы в Facebook я наблюдала за созданием релиза от первых демо-записей до финального результата и не могла отрешиться от назойливой мысли. Одному из лидеров группы, композитору и гитаристу Брайану де Грэву – столько же лет, сколько и мне. И… каково это – жить в современном мире и творить в дважды «нео-нео-матрице» классиков прогрессива? Времена Yes, Genesis, King Crimson ушли давно, расцвет нео-прога тоже позади… Словом, главная тема беседы с основателем группы, гитаристом и певцом Брайаном де Грэвом – о тех самых «силуэтах», о том, какое место занимают «тени предков» в его жизни и творчестве.

Как вы пришли к прог-року и кто ваши основные вдохновители?
Первый концерт, который я посетил — Marillion в зале «Paradiso», в Амстердаме. Это было турне «Real to reel» 1984 года. Конечно, я был глубоко потрясен – иначе и быть не могло! Другие артисты, которые повлияли на меня, которые нравятся мне и другим музыкантам Silhouette: Marillion, Saybia (датская рок-группа, — примеч. ред.), Asia, Toto, Journey, Pink Floyd, Genesis…
В вашем творчестве сочетается прогрессивность и мелодичность. Кто вы больше – прог-рокеры или «песенники»?
По моему скромному мнению, мы — мелодик-роковая группа. Конечно, нам нравится создавать музыку в прогроковом ключе, но с сильной песенной основой. Предпочитаем песни, которым хочется подпевать, любим «мультивокальные» партии наподобие CSN&Y. Конечно, работая над композициями в группе, мы не всегда со всем соглашаемся – послушайте песню «Don’t stop this movie» (смеется)! Но нам всегда нравится результат, и это главное. Новая музыка – это всегда базовая идея, которую приносит кто-то из нас, а другие музыканты подключаются и дают свое видение вещи.
Как вы сочиняете музыку? Может быть, обкладываетесь записями «отцов жанра» и медитируете над ними, выписываете ноты, чтобы затем сыграть в духе «классических» соло?
Что вы, никаких прог-медитаций! (Смеется.) Чаще всего я просто наигрываю что-то на гитаре, может, после бокала хорошего вина – знаете, стимулирует воображение (смеется)… Я не сажусь сознательно за сочинение музыки, просто иногда понимаю, что какие-то мысли неплохо бы сохранить. Как правило, у меня уже есть пару ключевых слов, которые помогают запомнить идею, затем я что-то записываю и… Поверьте – это звучит кошмарно! (Улыбается.) Даже не демо, а лишь некие наброски… Но если на следующий день тема мне по-прежнему нравится – я уже целенаправленно работаю над песней, придаю ей структуру и пытаюсь сочинить осмысленный текст.
В данном случае смысл текстов – в идее пересечения Рубикона. Чем привлекла вас эта концепция?
Мысль о Рубиконе пришла к нам случайно. Изначально не было никакой концепции, и уже в процессе работы над материалом мы обнаружили то, что все песни имеют общую тему… Некое пересечение черты, с которой нет возврата…
Вы посвятили одну из вещей, «Anybody», трагедии подводной лодки «Курск»…
Знаете, я представил, каково это – быть одним из последних выживших на «Курске». Вы ведь знаете, это русская подлодка, которая затонула со всем экипажем. Отчаянье, лихорадочные мысли, отсутствие контакта с внешним миром, и – недоумение: «Неужели никто не спасает нас?» И как-то так получилось, что подлодка появилась и на обложке нашего альбома. У нас не было намерения специально что-то подчеркивать или посвящать, мы лишь делимся своими мыслями с аудиторией.
Мы отправили Эду Юницкому демо-версии песен и тексты, что-то нашло у него в душе отклик, и вот – готова картина. Впечатляет, правда?..
Не то слово! И внутренности буклета хороши.
Спасибо! Мы работали над оформлением вместе с Эдом, сюжеты картин – смесь его идей и наших, каждая отражает содержание песни. Обратите внимание на сюрприз – вид на группу на сцене через иллюминатор. И ведь симпатично получилось!
А вам не кажется, что все эти тонкости теперь, когда всё скачивается через Интернет, постепенно теряют важность?
Да нет. Как раз когда всё скачивается, важно, чтобы «физический» релиз был красиво и интересно оформлен. Ведь прог-фэны – очень тонко чувствующие, перед ними не схалтуришь, и если мы хотим выжить и продавать диски – надо вознаграждать слушателей. Дать им нечто красивое, недоступное через Интернет.
Как вам вообще удается выживать в наше время с такой некоммерческой музыкой?
Конечно, у всех нас есть «дэй джоб», обычная работа. Сейчас я очень занят с текущими проектами, моя область – IT-консалтинг, нередко работаю до позднего вечера. Но затем я еду домой, веду машину около полутора часов, и… ставлю мое «Silhouette-караоке», чтобы попрактиковаться в вокале! (Смеется.)
Кроме работы, у нас есть семьи, дети… Но эти дети растут, и – посмотрите – мы только что организовали небольшой хор для записи песни о снеге для нашего альбома! Вот, кстати, еще одна «спонтанная» идея, которая одновременно пришла в голову мне и Эрику Лаану: песне чего-то недоставало, и просто напрашивалась мысль о детском хоре! Ведь ребята уже знали песню и пели ее вместе из-за легко уловимого рефрена, так что решить, кто будет петь в хоре, было совсем несложно! (Смеется.) В общем, получился «хит», а затем мы сняли сказочный клип – поищите его на YouTube… Надеюсь, к Рождеству он станет лидером просмотров! (Смеется.)
А что ждет группу после Рождества?
Концерты, запись нового альбома… У нас уже есть около сотни новых песен!

Ольга ПОТЕХИНА
Обработка — Владимир Импалер.

Рецензия на альбом — http://inrock.ru/reviews/silhouette_2012

Ольга Потехина

Ольга Потехина