Rakoth: Выставка краденого искусства
Март 8, 2015
Виталий Куликов (2 статей)
Поделиться

Rakoth: Выставка краденого искусства

Есть группы быстрые, штампующие по альбому раз в два года, есть группы медленные – те, которые что-то выпускают раз в пять-шесть лет и считают, что так и должно быть. А есть группы… просто иные, не вписывающиеся в какие-то рамки, даже временнЫе.

Бывшие обнинские, а ныне московские авангард-металлисты Rakoth, в начале тысячелетия немало нашумевшие на Западе, в 2003-м году расстались с известным европейским лейблом Earache Records и больше 10 лет неспешно готовили свое возвращение. Выпуск ими нового творения под названием «Ars Compilata», то есть, «Искусство собранное», мы никак не могли пропустить, и поэтому обратились к лидеру команды, клавишнику и вокалисту Рустаму.

Первый и самый очевидный вопрос: почему между новым и предыдущим альбомами группы такой огромный перерыв – 11 лет?
Ну, как-то так получилось… Сначала мы расстались с Earache и думали, что надо найти новый лейбл, а потом уж и продолжать что-то делать. Потом на лейбл нам уже было наплевать, но стало как-то не до того. Потом начали готовиться к концертам и репетировать. Материал постепенно накапливался, но как-то не складывался в альбом. Потом выступления. А так как мы не профессионалы, у всех своя работа и куча дел, то совмещать выступления и запись не получалось. Да и не хотелось за свой-то счёт. Привыкли к хорошему. Потом Dy уехал, а второй гитарист Zafod B. полностью переключился на сольный проект. И так далее.

Не боялись ли вы, что о вас забудут?
Нет. Мы и раньше не особо беспокоились о популярности.

А почему вам пришлось расстаться с Earache/Elitist после выхода альбома “Tiny Deaths”?
Лейбл сообщил, что альбом некоммерческий, и что он не будет продаваться. Поэтому они не будут его продвигать, а нам с ними неплохо бы и расстаться уже. Мы согласились, что альбом продаваться не будет, если его не продвигать, и да, можно и расстаться. Полюбовно разошлись.

В 2006-м году группа собрала концертный состав и начала выступать. А почему? Вы же всегда были студийной группой…
Да просто захотелось вдруг. Без каких-то особых причин.

То есть, не было никакого волшебного предложения от организаторов? Просто решили поэкспериментировать?
Да, никаких предложений не было. Ну, то есть, писали фанаты с просьбами выступить, но не более того. Так что просто решили поиграть вживую.

А кто вошел в концертный состав?
В состав сразу вошли Zlek, Dy и я. Ну, то есть, мы там уже и так были. На бас позвали Kjord M. — моего давнего друга и фаната Rakoth (как он сам говорил). На барабаны Zlek привёл Андреаса — барабанщика группы «Кошки», в которой Zlek какое-то время пел. Второго гитариста искали долго. Буквально по объявлениям. Гитаристы приходили и уходили. Наконец, пришёл Zafod B. из Non Immemor Mei, и состав укомплектовался.

Как вы выбирали, какие песни играть на концертах?
Мы просто решали, какие песни считаются нашими «визитными карточками», то есть, отсутствие которых на концерте нам бы не простили. Кроме того, песни должны были быть бодрыми (“Edge” тут не прокатила бы, например), и чтобы их можно было сыграть с минимумом переаранжировок.

На этих концертах уже исполнялась новая песня “Ars Compilata”. Получается, что над материалом вы начали работать уже тогда. Что-то застопорилось?
Да ничего не застопорилось. Просто перестали концертировать. Да и песня эта исполнялась один раз всего.

В 2012 промо нового альбома наконец-то было записано, велась его рассылка по лейблам. Добились ли вы какого-либо результата от музыкальных компаний?
Рассылка велась вяло. Я просто посмотрел несколько лейблов, выбрал те, которые принимают демо в виде мп3 по интернету, и отправил им. Результата никакого не было. Я просто вспомнил 1997-1998 годы, когда я проводил уйму времени на почте, рассылая кассеты, и решил, что больше такого ада не хочу. В конце концов, теперь мы можем и сами записать альбом, без лейбла. И издатель потом уже будет не так важен.

А как вообще велась работа над «Ars Compilata»? Одномоментно собрались и разом записали, или же работали поодиночке, собираясь раз в полгода-год в свободное от основных работ время?
Второй вариант, почти один в один. Кроме того факта, что мы всё обсуждали дистанционно. Все партии писались по отдельности в течение долгого времени. Потом отдали кучу записанного Лазарю на CDM, он замечательно всё свёл. Тоже небыстро, потому что я вникал во все детали и всё время придирался. Зато результат меня полностью устроил. Потом отдал мастерить Колину Дэвису (Vile) на Imperial Mastering. Замучил и его, но результат выжал именно тот, какой хотел.

Наконец, полгода назад было объявлено о завершении работы над альбомом и поисках лейбла. В сентябре издатель был найден, и в конце октября «Ars Compilata» вышел на Sound Age. Почему именно они?
Сейчас задача стояла минимальная — издать альбом. То есть просто, чтобы кто-то сам, за свои деньги, напечатал диски и хоть как-то их пытался продавать. Все прочие бонусы вроде агрессивного промоушена, организации концертов, телефонных интервью нам в этот раз не были нужны. Sound Age был вторым лейблом, предложившим издание, и с условиями, практически такими же, какие были в 1998 году у code666. Этого вполне достаточно.

Альбом “Ars Compilata” украшает великолепная красочная обложка, с четким, хоть и сюрреалистическим, сюжетом. Это было предложение художника? Или же ваша идея?
Идея была моя. Лекс (Алексей Плотников, Mechanical Poet и др., — прим. ред.) сам придумывал недостающие детали, соответствующие основной идее, и воплощал. Он кстати, не был первым, кто взялся за оформление. Первый художник уже сделал несколько эскизов, но потом отказался от проекта без объяснения причин.

А что означают надписи на загадочном языке на обложке? И что это за лягушкоподобный пришелец?
Это страшные оккультные заклинания. Лучше их не расшифровывать, во избежание… А «лягушкоподобный пришелец», конечно же, Ктулху.

Неканонический какой-то Ктулху, ну да ладно… С Лексом Плотниковым ты знаком давно, но совместно работать довелось только сейчас. Почему? И вообще — давно ли было готово оформление?
Нет, не только сейчас. С Лексом мы познакомились ещё то ли в 1999-м, то ли в 2000-м году. Как именно, я не помню. Но уже тогда он сыграл гитарные партии на первой версии альбома «Caelethi I» проекта Umbral Presence. В 2006-м он переписал партии для новой версии и нарисовал обложку альбома. Это именно он фигурирует в составе проекта под псевдонимом Lidagon. Он рисовал обложки к альбомам своих музыкальных проектов, и мне понравился стиль, в котором он всё это делает. Поэтому, когда первый художник отказался, я предложил взяться за дело Лексу. Сделал он всё идеально, как и было задумано. А закончена обложка была недавно, после сведения альбома.

В оформлении буклета прослеживается концепция «собрания искусств» — Винни Пух в баночке, Ёжик в тумане за стеклом, Чужой и пр. Некая компиляция различных знакомых образов… А есть ли у альбома какая-либо общая музыкальная или лирическая концепция?
Концепция выражена в названии альбома: «Искусство собранное». И даже в смысле «искусство понаворованное». Собственно, об этом интро «Les Arts Fauchés» — приглашение на выставку краденого искусства. Все композиции на альбоме в какой-то степени содержат в разных пропорциях «пасхалки» разной степени заметности. («Пасхалка», от английского “easer egg”, означает сюрприз, спрятанный элемент со значением, — прим. ред.) Например, в «What They Seek» в явном виде присутствует один такт из «Щелкунчика». Но большинство совсем незаметные, их смогут найти только ну очень заинтересованные слушатели. «Пасхалки» есть в тексте, в названиях, в целых музыкальных фразах, в гармониях, в используемых тембрах, в расположении композиции среди других, и так далее. В чём угодно. Основная идея в том, что из никак не связанных между собой вещей, для этого не предназначенных, можно создать цельное произведение, не похожее на арт-инсталляцию «современного искусства». Что-то вроде мозаики. А лирика разных песен никак между собой тематически не связана. Лучше её читать или слушать, чем пытаться объяснить.

Музыка «Ars Compilata» весьма эклектична – здесь и кабаре, и электроника, и блэк-метал и дум, и даже классический хэви-метал, да и много еще чего, но вместе с тем слушается это все как единое монолитное целое. Как же вам удается делать музыку одновременно и сложной и доступной?
Э-э… Ну вот как-то так получается, и всё. Мы не пытаемся её делать ни сложной, ни доступной. Просто делаем так, чтобы самим её потом слушать с удовольствием.

Альбом “Ars Compilata” уже традиционно многоязычен – и французский, и немецкий, и латынь, и, само собой, английский… Это дань концепции «искусства собранного»? Или же слова исключительно на английском просто не ложились на музыку?
Это просто очередная «пасхалка».
На альбоме присутствует песня M.D.B. По названию сложно догадаться, что значит эта аббревиатура, но стоит только взглянуть в буклет диска на соответствующей странице и все сразу же становится ясным…
Изначально так называлась просто заготовка, которая навевала ассоциации с музыкой соответствующей группы. У нас часто рабочие названия музыкальных кусков не имеют ничего общего с финальным вариантом. Например, до этого в разное время у нас было минимум две заготовки под названием «Anathema». В результате — совершенно ничего похожего. Но с «MDB» мы решили продолжить и написать соответствующий текст, вписывающийся в концепцию. И музыкально песня продолжает соответствовать названию, как минимум в некоторой степени.
Кстати, подобным образом написан текст «93 Shattered Runes». Но в данном случае мало кто узнает объект этого намёка — те, кто знает эту группу, редко слушают металл. А для тех, кто, всё-таки, мог бы узнать, подсказки в тексте и в левом нижнем углу странички оформления.

В песне “Ars Compilata” используются латинский и немецкий тексты. Они откуда-то взяты?
В соответствии с концепцией альбома текст представляет собой набор крылатых латинизмов, составленных таким образом, чтобы получался более-менее связный текст. Немецкий припев — подходящий отрывок из Гёте.

Также на диске присутствуют несколько инструменталок. Все они очень интересны, и под каждую из них отведена отдельная страничка в буклете, что достаточно необычно. И одна из инструменталок тоже посвящена определенной музыкальной группе…
Это «Eddie’s High» — бонусная композиция. Вообще-то, она была написана ещё во времена «Jabberworks», но тогда не подходила к остальным вещам, а сейчас идеально вписалась. Название — гибрид имени маскота Iron Maiden и названия «Aces High». В результате получился «Эдди под кайфом». Помимо нее, на альбоме есть ещё две инструментальные композиции. «November (Die Phobien Angst)» — этот инструментал написал Kjord M. Название «Die Phobien Angst» его, «November» — моё. Для нас это произведение означает разное, поэтому разные названия. Вместе они тоже имеют смысл, но расшифровывать его я не буду. Пусть у каждого слушателя будет свой.
И «Not Again!» — аутро. Оно посвящено частому использованию «Carmina Burana» различными пафосными металлистами.

А кто в группе Rakoth отвечает за музыку, лирику, аранжировки?
Тексты пишу (или, как в некоторых песнях на данном альбоме, «компилирую») я. Музыку пишут все. Иногда целыми композициями, иногда частично. Большинство вещей на альбоме — плод общих усилий всей группы.

Кстати, что обычно идет первым – слова или музыка? И как это было с новым альбомом?
Обычно это бывает когда как. В новом альбоме, за исключением одной композиции, музыка была написана раньше текста. Вообще, «Ars Compilata» — продукт деятельности всего состава группы. И даже покинувших группу музыкантов. То, что они сочинили, вошло в альбом.

Певец Rakoth на демо-записях фигурировал как Black, на студийных альбомах – как P.Noir, а сейчас решил сменить псевдоним на Zlek. Что же он постоянно переименовывается-то?
Как говорил Костик в фильме «Покровские ворота», артист обязан переодеваться. Злек весьма артистичен, ему нельзя быть всё время одним и тем же. Мало того, на «Tiny Deaths» он фигурировал под тремя псевдонимами одновременно. Впрочем, не только он…

У вас в буклете указано несколько гитаристов и даже барабанщик, хотя на всех предыдущих альбомах барабаны были набиты на компьютере. Кто и что записывал на этом альбоме?
Пусть это останется секретом. Скажу только, что в этот раз в записи впервые участвовал сессионный гитарист Sadriil. До этого в качестве сессионщиков у нас принимали участие в записи только музыканты оркестра на «Jabberworks».

Вообще, кто входит в актуальный состав команды?
Zlek — вокал, дудки, я — вокал, клавиши, Kjord M. — гитара, бас, и Andreas — барабаны.

Что ж, альбом «Ars Compilata» все могут подержать в руках. Как насчет нового материала? Нам придётся ждать его еще десять лет, или же в этот раз вы будете более оперативны?
Нового материала уже прилично. Осталось его привести в порядок и записать. Но всё будет зависеть от целого ряда обстоятельств, поэтому ничего не обещаю.

Кстати, а не планируется ли переиздание демо-записей и кассетного альбома Rakoth?
Два российских лейбла (один из которых Sound Age) в этом заинтересованы. Но пока есть некоторые сложности технического плана. В общем, вполне возможно, что переиздание будет.

А планируетесь ли вы выпускать новый альбом за рубежом?
Вроде бы, Sound Age пытается продавать и за рубеж. Не знаю, насколько хорошо это получается. Отдельно мы не думали на эту тему.

Будет ли в дальнейшем вестись концертная деятельность или данный аспект творческой жизни коллектива заморожен на неопределенное время?
Разговоры об этом ведутся. Мало того, нас зовут выступать в разные страны. Больше всего предложений из Финляндии. Так что, если мы решимся, то, скорее всего, начнём оттуда.

Что происходит с твоим проектом Umbral Presence?
Есть некоторое количество нового материала, записано промо для альбома «Caelethi II». Но пока я приостановил работу в этом направлении. Пока не решил, чем заниматься в первую очередь — новым «Ракотом» или Umbral Presence.

Ну, и вопрос напоследок: не так давно в сети появился первый официальный клип группы Rakoth на песню «Horizon» с предыдущего альбома десятилетней давности. Почему именно сейчас?
Тут нет никакой тайны или коммерческого расчёта. Просто я был в отпуске и внезапно увидел сцену, идеально подходящую к «Horizon». Я её запечатлел, мы обработали видео, так получился клип.

Виталий КУЛИКОВ


Проект Rakoth возник в городе Обнинске в 1996 году и получил название в честь персонажа одного из книг фантаста Николая Перумова. В раннем творчестве группы преобладал блэк-метал и фэнтэзи-темы (так, присутствовали тексты на тёмноэльфийском языке), а в позднем можно слышать, к примеру, цитаты из Туве Янссон. Три диска – «Planeshift» (1999), «Jabberworks» (2001) и «Tiny Deaths» (2003) – вышли на западных лейблах Code666 и Earache/Elitist. Чем дальше, тем больше творчество Rakoth выходила за рамки блэка, да и металла вообще, и после третьего контракт с лейблом был утерян, а команда надолго «ушла на дно».

Виталий Куликов

Виталий Куликов