Long Distance Calling: В Альпы за атмосферой
«Куда несёт тебя ветер дальних странствий?» – задавал вопрос писатель Сергей Довлатов. Вам никогда не случалось задумываться об этом? Или же бороться с непреодолимым желанием бросить всё и отправиться если не в реальную поездку, то, по крайней мере, в путешествие по чертогам собственного сознания? Подобное стремление свойственно, наверное, всем людям, и одним из наиболее действенных и уникальных способов перемещения во времени и расстоянии была, есть и будет именно музыка.
Подобной философии придерживается немецкая группа Long Distance Calling. Она появилась в 2006 году как сайд-проект дэт-метал-команды Misery Speaks, сочетавший элементы прог-метала, психоделического и стоунер-рока. Источниками вдохновения музыканты называют Alice In Chains, Deftones, A Perfect Circle, Tool, Pink Floyd, Isis и Mogwai. Не сумев на ранних этапах отыскать «тот самый» голос, музыканты решили обойтись без вокалиста, однако периодически привлекали для записи гостей, таких как Петер Долвинг из The Haunted и Йонас Ренксе из Katatonia. А на двух последних альбомах («The Flood Inside») (2013) и «Trips» (2016) гостями стали Мартин Фишер и Петер Карлсен. За годы творчества немцам, несомненно, удалось создать собственную неповторимую вселенную, границы которой они расширяют с каждым новым альбомом, а свой стиль они определяют просто как «атмосферный рок». Музыканты уже приезжали в Россию шесть лет назад (они играли 15 декабря 2011 года в ныне закрытом клубе «Хлеб»). Нынешний концерт показывает заметно выросшую команду, которая по-прежнему находится в развитии. Перед московским концертом мы поговорили с группой об этапах её становления, экспериментах с вокалистами, влиянии музыкального бизнеса на творческий процесс и, что особенно важно, об уже записанном новом альбоме и съемках клипа в Альпах. В беседе принимали участие все четверо музыкантов – гитаристы Флориан Фюнтманн и Дэйв Йордан, басист Ян Хоффманн и барабанщик Янош Ратмер.
В 2017 году группа отмечает десятилетний юбилей дебютного альбома «Satellite Bay». В мае вы даже отыграли несколько концертов со специальной программой «An Evening With Satellite Bay“. Как бы вы описали процесс развития группы за эти годы? Что для вас изменилось как в музыкальном, так и духовном плане?
Флориан: Ну, в первую очередь, мы уже играем не так плохо, как раньше (все смеются). На самом деле, мне кажется, это самое главное: мы привыкли друг к другу, к манере исполнения каждого и теперь чувствуем себя сыгранной командой. При записи первого альбома всё происходило слишком быстро – мы только-только образовали группу и были довольно наивны. Не хочу сказать, что это было плохое время или некачественная работа, просто нам было ещё над чем потрудиться.
Дэйв: Когда мы записывали «Satellite Bay», было ощущение, что весь процесс занял не более получаса. Изначально у нас было пять-шесть музыкальных тем, от которых мы и отталкивались. Сейчас в процессе работы буквально каждые пару секунд возникают новые риффы, новые идеи. Песни получаются более композиционно насыщенными, мы стали практиковать более резкие переходы. Особенное значение для нас теперь имеют динамика и развитие. «Satellite Bay», наш дебют, звучит более плавно и равномерно. Свежий же альбом отличает разнообразие, мы старались двигаться в обоих направлениях – на нём есть как мелодичные и совсем спокойные, так и агрессивные партии.
При описании вашего недавнего альбома «Trips» вы говорили, что стремились «расширить границы собственной Вселенной». Но сложно ли сохранить при этом «свой» звук? И вообще, есть ли для вас какие-то определенные рамки, за которые вы никогда не станете выходить?
Дэйв: В самой формулировке, если присмотреться, и заключен ответ, ведь «расширение границ» подразумевает их наличие. Хотя эти границы – не те, что мы ставим для себя, а те, что существуют в голове у некоторых наших слушателей. Вот их-то мы и преодолеваем. Например, мы пригласили в группу вокалиста, и многие поклонники чувствовали себя сбитыми с толку. Но для нас самих этот шаг – не выход за рамки, мы просто хотим развиваться, пробовать силы в таком формате. Нам было интересно посмотреть, справимся ли мы с поставленной задачей. Думаю, что, несмотря на изменение формата, мы не потеряли собственное звучание, и всё равно можно сразу понять, что этот альбом – детище Long Distance Calling. Именно потому, что мы работали над ним вчетвером, нашей устоявшейся командой, со своим собственным, как нам кажется, уже узнаваемым стилем игры.
А как вы решили пригласить для записи вокала именно Петера Карлсена, выбрав его в качестве замены ушедшего из коллектива Мартина Фишера? (Вокалист Мартин Фишер был объявлен участником LDC после записи четвёртого студийного альбома «The Flood Inside«, но вскоре по личным причинам покинул группу, – прим. авт.)
Ян: Это решение показалось нам наиболее логичным, ведь мы были уже очень близко знакомы и хорошо относимся друг к другу. Конечно, то, что Петер живёт в Норвегии, заметно затрудняло работу. Но на человеческом уровне взаимодействие проходило достаточно легко и приятно.
Но Петер не стал полноправным членом группы, верно?
Янош: Не стал, да и, честно говоря, вряд ли станет. Понимаешь, он присоединился к записи песен, когда мы уже вовсю работали в студии, а альбом был практически завершён. Можно сказать, что это был лишь небольшой эксперимент, так сказать, экскурсия по студии.
Известно, что изначально вы искали постоянного вокалиста, однако, так и не сумев найти «тот самый» голос, стали привлекать для записи гостей. А не хотелось ли провести и турне с приглашёнными певцами, чтобы ваши вещи с вокалом могли прозвучать живьём?
Флориан: Мы уже обдумывали такую возможность, но пришли к выводу, что каждая конкретная песня должна исполняться именно тем певцом, который её записывал. Взять, например, Йонаса из Katatonia (Йонас Ренксе записал вокал к «The Nearing Grave» с альбома «Avoid The Light«, – прим. авт.). В рамках тура с альбомом «Trips» мы пару раз пробовали играть «The Nearing Grave» [с Петером Карлсеном]. Но песня звучит совершенно иначе.
Ян: От человека к человеку меняется и интерпретация песни. К тому же у Йонаса – совершенно уникальный, создающий особое настроение голос. Некоторые песни ещё можно представить с другим голосом, и во время тура к «Trips» мы с Петером пробовали разные варианты, а вещь, которую пел Йонас – нет, слишком у него характерный тембр. Поэтому найти одного человека, который спел бы все наши песни, вряд ли получится. А собрать для турне всех, кто участвовал в записи… это очень проблематично, да и стоить будет громадных денег.
Давайте поговорим о вашем самом свежем на данный момент альбоме «Trips». Что стало главным импульсом для его написания? Какова его главная идея, концепция?
Ян: Я бы не стал говорить о целостной концепции альбома, но идея заключается в следующем: нам хотелось показать, как сон может стать средством для путешествий во времени. Эта тема затрагивается в текстах, отражается в музыкальном рисунке. По сути, сны и мечты предоставляют нам единственную реальную возможность перемещаться во времени.
Дэйв: Для многих из нас работа над альбомом сопровождалась потерей близких, и мы хотели выразить наши переживания при помощи музыки. Воспоминания, связанные с дорогими людьми, возвращают нас в былые времена. И именно во сне у нас появляется возможность снова встретиться со своими ушедшими родными.
А были ли какие-то композиции, которые не подходили по смысловому и эмоциональному наполнению и поэтому не были реализованы в рамках этого альбома?
Флориан: О да, и их было много. (Все улыбаются.)
Какова же их судьба? Вы продолжите работу над ними?
Дэйв: Проблема вот в чём. У нас, к примеру, была практически законченная песня. Но либо она показалась нам недостаточно хорошей, либо для неё уже не оставалось места на альбоме, либо она плохо сочеталась с остальными – она осталась за бортом. А два года спустя, вернувшись к ней, мы поняли, что она уже, так сказать, устарела. Мы не стояли на месте, духовно и музыкально развивались, и она уже не соответствовала нашему новому состоянию. Фактически в этой композиции звучим уже не мы. То есть мы, но два года назад.
Флориан: Иногда я всё же возвращаюсь к неиспользованному материалу. Просто чтобы отвлечься и посмотреть на старые композиции с другой перспективы. И думаешь про себя: «Да, вот это неплохо. Интересный ход…» Но всё-таки я считаю, что нет смысла браться за старые идеи при разработке чего-то нового.
Ян: Возможно, мы кое-где всё же использовали что-то из старого материала, но лишь изредка и только отдельные партии. Когда вынашиваешь новые идеи, хочется возиться только с ними.
А вы никогда не думали о том, чтобы написать пару песен на немецком?
Флориан: Нет-нет, не думали.
Лично мне было, например, интересно, почему в песне «Fire in the Mountain» (альбом «Satellite Bay») отрывки из текста Кафки произносятся именно на английском языке, а не на немецком, как в оригинале?
Янош: Английская версия звучала в фильме Орсона Уэллса «Процесс», вот мы и использовали её в нашей песне. Не то чтобы в этом есть какой-то сакральный смысл, мы просто хотели, чтобы заложенная идея была ясна большему количеству людей. Английский язык в этом смысле является лучшим решением.
Теперь хотелось бы затронуть тему происходящих в музыкальной индустрии изменений. В последнее время стали возникать новые возможности для финансирования музыкальных проектов, в том числе все большую популярность завоевывает сейчас краудфандинг…
Ян: А у меня в связи с этим ответный вопрос: в России краудфандинг сейчас тоже популярен?
Да, краудфандинговые проекты постепенно становятся трендом. А вы сами пробовали собирать средства с фэнов таким образом?
Янош: Да, мы записали так одну пластинку (джемовый EP «Nighthawk«, 2014, – прим. авт.). Это было довольно спонтанное решение, нам просто стало любопытно, что из этого выйдет. Мы собрали даже немного больше намеченной суммы. А потом просто засели на выходных на репетиционной базе, на студии, и записали мини-альбом.
Ян: Мы там его сразу и придумали, собственно!
Янош: А что касается самого краудфандинга… У многих групп сегодня и так появилось гораздо больше возможностей для записи за доступную цену. Практически каждый может произвести запись прямо на репетиционной точке, хотя еще 20-30 лет назад было трудно себе это представить. Посмотрим, что будет дальше. Кроме того, лично мне кажется, что у некоторых групп такие краудфандинговые кампании выглядят сродни выпрашиванию милостыни. Поэтому я считаю, что группа всегда должна сохранять осторожность с подобными акциями и не «перегибать палку». Иначе фанаты будут чувствовать себя обманутыми. Покупать плакатик, подписанный группой, за 200 евро – это уже слишком.
Без сомнения, за годы музыкальной деятельности у вас уже появилась опредёленная фанатская база. Вы общаетесь с поклонниками? Были ли случаи слушательских флэшмобов?
Флориан: Такого пока что не было.
Дэйв: Хотя, конечно, у нас есть, так сказать, главные поклонники, которые всегда стоят в первых рядах и стараются посетить как можно больше концертов.
Флориан: Есть у нас, например, один такой фанат, он был на тридцати наших выступлениях, если не больше. Ради концерта он готов потратить в пути шесть часов! Настоящий энтузиаст!
Ян: Вообще, хоть у нас достаточно много слушателей и мы всегда ведём себя с ними очень вежливо и внимательно, не могу сказать, что поклонники проявляют излишнюю назойливость. Мы открыты для общения, и фэны ведут себя достаточно спокойно. Мы часто выходим к ним после концерта. Да и в соцсетях всегда стараемся отвечать, ведь это дополнительное средство для поддерживания контакта со слушателями.
Чем вы планируете заняться после завершения текущего тура?
Ян: Вообще, нужно признать, что у нас уже готов новый альбом…
Флориан (в ответ на моё удивление): Да, записаны все треки, то есть у нас уже фактически лежит готовый продукт. Теперь остается лишь разобраться с организационными моментами. Ну а после выхода альбома мы займёмся планированием нового тура в его поддержу…
Ян: Что важно, этот альбом станет первой чисто инструментальной работой группы!
Флориан: Да, никакого голоса – ни в каком его проявлении. Ни вокала, ни сэмплов, ничего подобного.
Может быть, вы уже можете рассказать о названии альбома?
Ян: Пока что не можем, но ближе к ноябрю новость о пластинке появится на официальных ресурсах. На самом деле, мы пока что вообще нигде не раскрывали информацию о записи нового альбома, так что сейчас мы впервые об этом так открыто заявляем. Кстати говоря, мы уже успели записать клип на одну из новых композиций. Съемки проходили в Альпах – чистая природа во всей своей красе, непередаваемая атмосфера…
Флориан: Но мы отошли от стандартной схемы клипа, когда камера попеременно показывает всех музыкантов, играющих свои партии. Мы вообще отставили в сторону наши инструменты. Там мы будем показаны в иной роли…
Заинтриговали! Мы с нетерпением будем ждать выхода вашего нового альбома, и, разумеется, следующего концерта в России!
(Все вместе.) Спасибо, мы уверены, что в этот раз не придется ждать целых шесть лет!
Яна ВОРОБЬЁВА
Фото: Мария Клименко.
Благодарим Олега Коленду (Delta Mekong Concerts) за организацию интервью.
Опубликовано в «ИнРоке» №82/2017.