Инна Желанная: За тайной нитью
Музыкальная карьера фолк-рок-певицы Инны Желанной началась в далёких 90-х в группе «Альянс». Дальше были Farlanders, с которыми она стала знаменитой, выступала на крупнейших фестивалях жанра world music, представляя, таким образом, по всему миру русский фольклор в современной обработке. Эта группа собралась в 1994-м, а в 2004-м, после концерта, посвященного 10-летию Farlanders, Инна распускает группу и начинает выступать соло.
В нынешний состав ее коллектива, помимо Инны Желанной, входят также басист Сергей Калачёв, барабанщик Дмитрий Фролов, саксофонист Олег Маряхин и «невидимый» пятый участник коллектива Алексей Чой из группы «Девять», отвечающий за видеоарт. Датой рождения сольного состава Инны Желанной считается осень 2006-го. Опять прошло десять лет, и снова Инна Желанная отмечает 10-летие проекта сольным концертом. Большим, но, совершенно ясно, что не последним. Выступление состоится 28 декабря в Театральном зале ММДМ. Наш корреспондент Александр В. Волков побеседовал с лучшей этно-рок вокалисткой страны о магии концерта и о том, как оказаться внутри звука.
В описании грядущего выступления присутствует определение «прогрессив-рок». Этот стиль предполагает какое-то понимание, осознание происходящего. Можно ли сформулировать концепцию, смысл – проекта, программы, которая готовится к концерту?
Бывает, люди сначала придумывают концепцию, потом расписывают план, ищут исполнителей, ставят задачи. Как в бизнесе. Я так не умею. У нас сначала получается продукт, а потом мы начинаем думать, какую концепцию к нему прилепить. Причём, что характерно, нам это вообще не нужно. Но вот вы спросили – и выходит, надо какую-то концепцию иметь! А её нет. И смысла нет. Просто нам нравится играть, а вам нравится слушать.
Народная музыка, в базовом понимании, в стране уничтожена, верно? Остались только какие-то осколки – глубоко в душах?
Нет, это не верно. Народная музыка, скорее, подменена псевдонародной. Скажем так, «официальным» фольклором – народными оркестрами, хорами в кокошниках, всей этой китчевой развесистой клюквой, не имеющей никакого отношения к настоящей народной традиции. Но ведь собранные этнографами в экспедициях по деревням материалы никуда не делись, и всё доступно, было бы желание, интерес.
Говорят про «новую народную» музыку, про попытки создать новый фолклор на базе современных музыкальных технологий. Возможно ли такое в реальности?
Про «новую народную» слышу впервые. Людям, чтобы понять или объяснить явление, действительно нужно его определить, причислить к какому-то жанру, назвать. Это просто маркер. Но у большинства групп, и у нас в том числе, «народный» – это всего лишь элемент, рядом с ним еще десяток других элементов, включая джаз, рок и прочие. Как это назвать одним словом? Можно ли вообще употребить к ним слово «народный»? А почему не рок или джаз, если рок и джаз там тоже присутствуют?
Какое отношение к нынешней «битве форматов», есть ли мнение о судьбе и смысле – винила, CD. MP3?
Никакого отношения. Большинство людей не отличит звук мр3 от CD. И какой смысл спорить о звуке современных виниловых альбомов, если они записаны в цифровых студиях? Чтобы иметь реальное качество винила, надо писать на пленку. Где сейчас так пишут, кто? Я не знаю.
Меня вполне устраивает качество mp3 для прослушивания с телефона. Я не меломан. Хотя время от времени люблю послушать старые группы на виниле. Когда ставишь пластинку, оказываешься внутри звука – объем, глубина, все дышит… С цифрой такого ощущения нет. Но знаете, в век скоростей, когда музыка перестала восприниматься как откровение, а работает исключительно фоном, ну какие тут могут быть битвы форматов! MP3 победил, всё, расходимся.
На вашем альбоме «Изворот» (2014) слышны тембры, явно «более электронные», чем состав группы «саксофон-ударные-бас». И в описании стиля присутствует «электроника». Кто же отвечает за эту часть музыки?
Электроника у нас есть у каждого музыканта. Барабанщик пользуется триггерами и сэмплером, басист играет с лупером и процессорами, саксофонист тоже с процессором. Иногда трудно понять, кто издает тот или иной звук, потому что бас звучит не как бас, саксофон не как саксофон, от барабанщика может идти плэйбэк с любыми звуками, скрипками, клавишами, даже голосами.
Составляется ли к концерту специальная программа? Можно узнать какие-то подробности, особенности?
Программа всегда составляется к каждому концерту, мы не ездим с одним и тем же сет-листом, благо есть, из чего выбирать. В этот раз мы хотим собрать всё лучшее за 10 лет и показать еще пару новых песен.
Есть ли секреты создания особой атмосферы, такой, чобы концерт дышал, жил, чтобы был особенным?
Боюсь, это непредсказуемо. Иногда после выступления кажется, что магия не случилась, всё пошло не так, концерт провален. А из зала отзывы со слезами восторга… Но как?! У нас же вот тут не вышло, а вон там у меня не получилось! И в соло две ноты не те! Ну глупо, честное слово. Людям не важно, где у тебя не то. Важна общая картина. Не ноты, а эмоции и чувства, которые они вызывают. То есть для восприятия музыки, пожалуй, важна работа слушателя – его интерес, готовность, вовлеченность в процесс. Чтобы оставались переживания внутри.
А нам важно с первых же звуков ухватить какую-то тайную нить. Никто не знает, где она, и дадут ли тебе ее сегодня.
Должен ли как-то готовится зритель, приводить себя в какое-то особое, одухотворённое состояние, или это – одна из задач концерта?
Одухотвориться перед концертом, конечно, не помешает (улыбается). Но можно и просто музыку прийти послушать. Это же просто концерт.
Выступление Инны Желанной состоится 28 декабря в Театральном зале ММДМ в 19:00. Подробности на www.mmdm.ru.
Александр В. ВОЛКОВ
Промо-фотографии предоставлены музыкантами.
Концертные фото — Владимир Импалер.