Фабио Пиньятелли (Goblin Rebirth): Найденная энергия
Итальянская группа Goblin, чья история отсчитывается с 1973 года, известна благодаря двум обстоятельствам. Первое – они являются частью самобытнейшей итальянской прогрессив-рок-сцены 70-х, где что ни проект, то жемчужина. Вторая – музыканты проявили себя в записи саундтреков к хоррор-фильмам Дарио Ардженто, тем самым расширив аудиторию за счет поклонников этой весьма специфической киномузыки. И творения Goblin, конечно, не назвать типичными образцами италопрога. Опираясь на заработанную в кинокругах популярность, музыканты успешно творят и по сей день, правда, в существенно изменённом составе, или, точнее, составах – вариантов Goblin сейчас насчитывается целых три.
(Что замечательно, один из них приезжает в Москву и Петербург с концертами. 13 мая Claudio Simonetti’s Goblin выступит в столичном клубе «16 Тонн», а 17 мая станет хедлайнером легендарного питерского фестиваля «СКИФ», проходящего на Новой сцене Александринского театра. Сразу оговоримся, что это другой «Гоблин», но являющийся частью той же музыкальной семейки, разделяющий ту же историю и взгляды на творчество, — прим. ред.)
Вернемся в 1973-й – тогда появился… ещё не «Гоблин», а коллектив Oliver, костяк которого составляли Фабио Пиньятелли (бас-гитара), Клаудио Симонетти (клавиши) и Массимо Моранте (гитара). Вместе с ударником Уолтером Мартино коллектив просуществовал три года, затем был переименован в Cherry Five, а дальше… Замена Уолтера, ушедшего в другую группу, на Агностино Маранголо совпала с важным событием – команду пригласили принять участие в записи саундтрека к новому фильму Дарио Ардженто. Сочетание атмосферного прогрессивного рока с пугающим видеорядом понравилось публике. Творческий союз стал успешным и для молодой команды, переименованной в Goblin, и для уже известного режиссёра. Рука об руку они проработали до 1982 года, затем группа после многочисленных перемен в составе прекратила существование. 18 лет спустя Goblin вернулся для работы с Ардженто над лентой «Без сна», и с тех пор существует одновременно в разных ипостасях. В 2015 году на итальянском лейбле Black Widow Records вышел двойной концертник Goblin Rebirth, в котором приняли участие Фабио Пиньятелли и Агностино Маранголо. Мы связались с группой, чтобы задать несколько вопросов легендарным представителям тёмного прогрессивного рока. Ответить согласился сам Фабио.
Я рад, что у нас есть возможность поговорить о твоём творчестве. Это твоё первое интервью для российского издания, верно? Был ли ты когда-нибудь в России?
Да, это моё первое интервью! И, к сожалению, я никогда не имел удовольствия выступать в России. Не помню, чтобы нас вообще кто-то приглашал. А жаль.
Cherry Five, Goblin, Goblin Rebirth, Claudio Simonetti’s Goblin, The Goblin Keys… Ты не мог бы объяснить, сколько реальных воплощений изначального Goblin есть на сегодня?
Дай-ка подумаю… Мне кажется, сейчас действуют три команды. Первая – Goblin (Four of Kind), здесь четыре пятых оригинального состава. В нашей команде Goblin Rebirth – всего двое из пяти, я и Агностино. И ещё есть группа Claudio Simonetti’s Goblin, но в ней всего один участник из первого состава, и я думаю, что это скорее реинкарнация команды Daemonia, а не Goblin. (Daemonia, – собранный Симонетти коллектив, исполняющий каверы саунтреков из хоррор-фильмов, – прим. ред.)
Официально группа Goblin не существовала с 1982-го по 2000-й. Чем ты занимался всё это время?
Я много выступал и записывался с разными итальянскими исполнителями. Ещё я писал музыку для телевизионных передач.
У Goblin Rebirth вышел концертный альбом. А не было ли концерта, на котором собрались все участники проекта вместе?
Нет, что ты! Мне кажется, это просто невыполнимо! Нам бы тогда понадобилась сцена размером с футбольное поле!
Концерт, запись которого издали Black Widow, состоялся ещё в 2011 году. Материал звучит безупречно. Вы заранее планировали выпустить запись концерта?
Не совсем так… Это было наше первое выступление, и поэтому нам хотелось его как-то задокументировать. Его организовал наш друг, потому что хотел порадовать фанатов группы, нас самих да и себя тоже! Концерт был записан поканально, и у меня была возможность пересвести материал. Я много работал над звуком, и рад, что итоговый результат тебе понравился.
Примерно в то же время Goblin записали «живой» альбом “Austinato” в Техасе, во время американских гастролей. Это совпадение?
Посуди сам: две разные группы, два разных лейбла, разный материал. Всё, что объединяет эти альбомы – моё скромное участие, Агостино, ну, и да – пара песен из нашей общей истории. Сейчас Goblin Rebirth играют также новый материал… Вообще же это совершенно разные выступления.
На записи слышно, как тепло вас приветствует публика. Как часто вы радуете её концертами?
Сейчас нечасто! В Италии не так-то просто найти площадку, если ты играешь прогрессив. За последние месяцы мы отыграли всего лишь два концерта! Но… мы бы хотели играть чаще… мы бы хотели, пожалуй, выступить в России! Так что если кто-то заинтересован, то вот они мы!
Какой концерт за всю историю группы ты бы выделил как самый особенный?
Все наши выступления заставляют моё сердце биться чаще! Все концерты отличаются друг от друга! Но, наверное, я бы мог выделить один, он был немного странным. В июле 2009 года мы выступали в лондонском клубе “Scala”. Лишь за пару месяцев до этого мы дали первый концерт, впервые с 1976-го… До того момента у меня были проблемы с выступлениями. Я не мог играть так же, как во времена моей молодости, энергия уже совсем не та. Но театр был полон! И хотя в начале концерта я столкнулся с небольшими техническими проблемами, публика приняла нас с такими теплотой и энтузиазмом, что я заиграл, словно на дворе 1976-й! В этот момент я обрёл свою потерянную энергию.
Ты играешь на бас-гитаре и клавишах в музыке с весьма своеобразным характером. У тебя есть какие-то особые методы игры и технические приёмы для создания настроения композиций?
Нет, у меня нет никаких специальных методов. Я просто начинаю с какого-то риффа или последовательности аккордов, или с какого-то электронного эффекта, или, если я хочу что-то в духе классики, пишу что-то на пианино, а дальше как сердце подскажет…
А какие инструменты и технические средства ты используешь в игре и студийной записи?
Для записи пользуюсь ProTools HD, иногда применяю Virtual Instruments и вообще не брезгую современной техникой. Что касается моих предпочтений, связанных с басом, я выбираю Rickenbacker 4001 V63, винтажный Fender Jazz Bass и Precision 1966 года. И, если прижмёт, пятиструнный бас MTD, как это было, когда мы писали музыку для фильма «Без сна».
У вас есть уже наработки для нового студийного альбома?
Да, мы работаем над ним. Я надеюсь, он увидит свет к концу 2017-го. Спешить мы не будем. Сейчас прослушиваем имеющийся материал и выбираем то, что сможем использовать на записи. Пока что много сырых идей, и трудно сказать, на что будет похож финальный результат.
А как ты относишься к проектам других участников Goblin? Например, в прошлом году Black Widow Records издали новый альбом Cherry Five “Il Pozzo dei Giganti”.
Да, я всегда слушаю их музыку, если она мне попадается, и мы видимся на концертах. Мне понравился этот альбом Cherry Five, но он отличается от старого материала, издававшегося под этим именем. Этот альбом звучит в духе итальянского прогрессивного рока 70-х, в то время как изначально Cherry Five были скорее ориентированы на западный рок.
Фабио, сколько всего альбомов в твоей дискографии?
Ну, ты спросил! Точно не знаю, что-то около тридцати.
Какую роль в ней играют концертные альбомы?
«Живые» альбомы – это как фотография, запечатлённый момент. Мне, как музыканту, думается, что это очень важный, многое говорящий о группе формат.
А можешь назвать свои самые примечательные работы? То, что тебя просят исполнить чаще всего?
Все наши композиции, написанные для фильмов Дарио Ардженто, пользуются неизменной популярностью. Но не будем забывать, что и все фильмы Дарио также ассоциируются… с композициями Goblin! Думаю, что наш с ним союз и был залогом взаимного успеха.
Я помню, как мы работали над детективным джалло (поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики, – прим. ред.) «Кроваво-красное» в 1975-м. Сначала мы числились сессионными музыкантами у композитора фильма, джазового пианиста Джорджио Гаслини. Но по ходу работы Дарио с ним поругался, будучи недоволен его музыкой. Какое-то время спустя он встретился с продюсерами, потом – с нами, и попросил поскорее записать весь саундтрек. Ночью мы принялись с энтузиазмом за работу, и к концу дня всё было готово! По-моему, мы всё это время работали без перерыва, но успели в срок.
Как вы сотрудничали с Дарио? Он показывал вам что-то из снятого материала прежде, чем вы брались за работу?
Да, мы часто так и делали. Например, когда он снимал «Суспирию», мы с ним встретились, прочитали сценарий и посмотрели несколько отснятых сцен под наброски композиций, которые мы подготовили. Вообще «Суспирия» – это моя любимая лента в фильмографии Дарио. Я обожаю её атмосферу, мне нравится сюжет, постановка, сама съёмка… Игра света, тени и красок просто потрясающая!
А были ли в совместной работе трудности, моменты непонимания?
Всякое бывало… Особенно, конечно, было невесело, когда режиссёр неожиданно хотел что-нибудь эдакое, новое, а у тебя уже записан весь материал. А ему он не подходит! В такой ситуации работа напоминает туннель, в конце которого не брезжит свет. Но мы справлялись.
Как часто вас приглашали писать музыку к фильмам?
Последний саундтрек мы записали к фильму «Без сна» (2000). В Италии Дарио – единственный настоящий режиссёр фильмов ужасов. А к следующему фильму он привлек нашего коллегу Клаудио Симонетти, который играл на клавишах в оригинальном составе.
Приходилось ли вам отклонять какие-то предложения?
Я думаю, что раз или два мы отклоняли предложения, но уже не помню точно, что там было. Вообще Goblin Rebirth – это группа, которая отлично пишет саундтреки! Наши слушатели часто говорят, что когда слушают нас, они представляют сцены из фильмов. Надеюсь, ещё найдется хороший режиссёр, который считает так же и когда-нибудь вспомнит о нас!
А как ты оцениваешь современные фильмы ужасов?
Технология съёмки и звукозаписи сегодня идеальны. Но мне кажется, что именно несовершенство всех производственных процессов в наше время было большим плюсом. Оно заставляло интенсивнее искать решения. Приходилось изрядно поднапрячь мозги, чтобы добиться нужного эффекта. Как следствие, результат был более человечным, что ли… Мы вкладывали душу в свою музыку. А сегодня это уже другая форма искусства. Это очевидно, ведь большое количество выпускаемых фильмов и сериалов не могут и не держат высокую планку. Хотя я всегда умею найти что-то хорошее!
В Италии вышли, если не ошибаюсь, две книги о Goblin. Ты общался с их авторами?
При написании книг их авторы со мной не связывались. Но я встречался с одним из них, Фабио Капуццо, много раз, когда его работа уже была написана. Теперь мы часто общаемся. И я слышал, что кто-то хотел сделать английское издание одной из книг.
Многие итальянские рок- и метал-команды в интервью говорят, что Goblin повлияли на их подход к работе над атмосферой песен… Каково тебе быть в составе такой легендарной группы?
Из-за этого я чувствую себя… слишком старым!!! (Смеётся.) Мои наилучшие пожелания нашим российским слушателям!
Алексей ЕВДОКИМОВ
Благодарим Массимо Гасперини (Black Widow Records) за организацию интервью.