«Арсенал»: Переиздания между юбилеями
В прошлом году российскому джазисту, культуртрегеру легенде жанра Алексею Козлову исполнилось 85 лет. А уже через два года, в 2023-м будет 50 лет его легендарной группе «Арсенал». В период между юбилеями мы переслушали альбомы «Арсенала», выходившие на виниле в 70-х – 90-х, а к юбилею – переизданные на CD лейблом ArtBeat Music в серии «К 85-летию Алексея Козлова».
Фонограммы заново собраны из записей, взятых в личном архиве Алексея Семёновича. Это дало свободу в формировании трек-листов. Диски эти создавались в период длиной больше десяти лет, и теперь, слушая их подряд, испытываешь совершенно особые ощущения.
Арсенал «Джаз-Рок Ансамбль Арсенал» (1979)
Первый альбом серии, как сейчас стало понятно, находится на тонкой грани между джаз-роком и психоделией, стилями, увлекавшими музыкантов того времени. История группы отсчитывается с 1973 года, так что к моменту выхода этой записи насчитывала уже несколько лет. Уровень того, что делал в те годы Козлов сотоварищи, можно оценить, послушав сохранённый эстонскими звукоинженерами концертник «Live in Tallinn’74», выпущенный недавно как некоммерческий релиз.
Запись же, ставшая первой официальной пластинкой группы, была сделана в Риге в январе 1977-го. Работой в студии руководил ставший известным всему Союзу Александр Грива. А в 1979-м на Рижском заводе грампластинок вышел и первый тираж альбома – в специальной серии, сделанной к Московской Олимпиаде.
С первых же секунд звучат мощнейшие духовые – их целый ансамбль (Александр Горобец, Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан – тромбоны, Анатолий Сизонов, Евгений Пан – трубы), наследующий джаз-року начала 70-х. Больше духовые такими интересными и разнообразными в джаз-роке не будут, это потерянное удовольствие. Затем звучат медитативные фрагменты, импровизации сопрано и альт-саксофонов Алексея Козлова, электрогитары Виталия Розенберга и бас-гитары Виктора Заикина. Переменными ритмами заведуют ударные Василия Изюмченко. Навсегда запоминался жизнеутверждающий номер «Сюита ля бемоль мажор», в котором была необычайной красоты вокальная вставка – песня на стихи Расула Гамзатова с вокалом Мехрдада Бади и Тамары Квирквелия. А вот композиция «Дерево» пианиста и композитора Игоря Саульского в новое издание не попала.
Особо отметим, что обложка CD соответствует именно первому, олимпийскому тиражу, она благородно фиолетового цвета. А вот её оборотная сторона содержит большой сюрприз. В числе бонусов – записи, сделанные на знаменитом польском фестивале Jazz Jamboree в 1978-м и на Московском джазовом фестивале в том же году, а также народная «Да приехал миленький с поля», исполненная с вокальной группой ансамбля Дмитрия Покровского – и в студийном, и в фестивальном варианте. Записи разнообразны и стильны, легенду об «Арсенале» они подтверждают и развивают.
Арсенал «Своими Руками» (1983)
Феноменальный, эпохальный альбом, выпущенный на «Мелодии» в 1983-м, получил блестящую коллекцию бонусов. Находится он на трудно выразимой грани ощущений. Это высокопробный вдохновенный поп-фьюжн, смесь жанров — не традиционный джаз, но и не джаз-рок, не фоновая музыка, а мощное и виртуозное высказывание группы мастеров. Состав в сравнении с дебютным диском решительно изменился. (В дальнейшем кадровые изменения в группе стали частыми.) Звук альбома определяли акустическая гитара Виктора Зинчука, бас Анатолия Куликова, ударные Виктора Брусиловского, ситар и элетрогитара Виталия Розенберга. Длинные виртуозные соло воспринимались абсолютно комфортно, это ощущение остаётся таковыми и теперь.
Популярной остаётся «Сюита в фа миноре» – шикарный поп-джазовый хит. Ориентальные мотивы царят в «Посвящении Махавишну», а в дополнениях они уравновешиваются треком «Лампа Аладдина». Бонусы же — вовсе не черновики, не альтернативные версии альбомных треков, а самостоятельные, доведённые до блеска композиции. Но они несколько иные. Поэтому внезапно предположим, что две части этого компакт-диска лучше слушать по отдельности или с перерывом. Общей манере и стилистике они, безусловно, соответствуют, но уж очень гармоничен основной альбом.
Итогом стал заслуженный успех. «Своими руками» слушали и запомнили все, кто интересовался жанром. Например, он вошёл в число релизов, изданных в Штатах на East Wind Records.
Арсенал «Второе Дыхание» (1985)
К этому релизу «Мелодии» группа подошла с безусловным авторитетом и подтвердила его, хотя шагом вперёд работу назвать не получается. Альбом звучит раскованнее, чем предшественники, поначалу он показательно нетороплив, но затем жертвует сосредоточенностью и готовится к эпохе брейка, пока что «танцуя» яркие и образные джазовые «Танго» и «Чарльстон». И самая популярная мелодия Козлова, «Ностальгия», впервые звучит в записи именно здесь, что даёт основания считать альбом «Второе дыхание» центром и истории, и дискографии «Арсенала».
Дополнил юбилейное переиздание выходивший на «Мелодии» в 1986 году как макси-сингл альбом »Пульс 3″. Была такая серия, в которой вышло несколько пластинок актуальной электронной танцевальной музыки. Вот и Козлов тогда отложил саксофон и начал играть на синтезаторе. Состав группы вновь кардинально изменился, и, хотя стиль «электро» не подразумевал соло-экзерсисов, появился гитарист Иван Смирнов. Эта запись была неожиданностью и воспринимается как «на любителя». «Пульс – 3» — попытка «задрав штаны, бежать» за актуальными трендами, но, как в известном анекдоте, что бы «Арсенал» ни делал, всё равно получается красивая и разнообразная музыка. Думается, именно это и не позволило продолжить эксперимент с электроникой. Но и предыдущая тема была к тому моменту уже завершена, эстетика осознана и воплощена.
Алексей Козлов и Арсенал «Сделано в СССР» (1991)
В один диск объединены треки с двух релизов, «Arsenal-5» и «Arsenal-6», которые, впрочем, и вышли вместе («Мелодия», 1991), и записаны одним и тем же составом, да и стилистически близки. Эти два альбома, теперь «нашедшие друг друга» – точка равновесия, понимания своей силы и завершение линии, маршрута. Творческий фьюжн, царивший в мире два десятилетия, сменялся более легкими стилями – smooth-джазом, contemporary, лаунджем, эйсид-джазом. «Арсенал» же делает и медитативную музыку, и позитивный инструментальный прог-рок.
На первой же вещи «Голубоглазый Блюз» Иван Смирнов играет блестящее, бурное рок-соло, а бас Куликова становится особенно заметен. Композиция, хочется сказать – «огонь»! Потом музыка становится всё более мягкой, сохраняя соло Смирнова. Другие «звезды» звуковой ткани альбома – тенор-саксофон Козлова, флейта Александра Пищикова, ударные Игоря Джавад-заде. Солисты заметны, это альбомы ярких личностей и пьес. Из «Шестого» альбома взяты стартовый номер «Сильвер-Блюз» с мощнейшими импровизациями, ориентальная пьеса «Жёлтое небо» и аккуратная «Незнакомка», а финиширует CD хорошей знакомой – хитовой «Ностальгией».
Особо отмечаем участие в работе над этими дисками в качестве продюсера знаменитого Юрия Богданова. Альбомы звучат контрастно и разнообразно, они словно дышат, летят, это расширяет границы стиля, делает его не таким отчётливо «джазовым» или «роковым», а скорее нейтральным. Опишем его как инструментальный рок-джаз, где рвущийся из пределов ритма саксофон только подчёркивает уверенную работу ударных. И временами прорывается такая групповая мощь и мастерство, что диву даёшься. Группа прошла свой путь и добралась до финиша, передав эстафету своим следующим инкарнациям, принадлежащим уже нашему времени.
Александр В. ВОЛКОВ