Kulak   “Vertolёt” (2020)
Ноябрь 26, 2020
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Kulak “Vertolёt” (2020)

Kulak – группа тындинского музыканта Александра Кулака, собранная им после распада Azazello в 2015 году. Реюнион к 20-летию легендарного прог-метал-коллектива, состоявшийся в феврале 2020 года, был разовой акцией и надежд на возрождение Azazello не принёс. Зато Kulak выпустил уже пятый альбом (а если считать сольник Александра Кулака 1999 года, то шестой), а состав группы, как говорится, устаканился. Теперь это уже не большая молодёжная команда под руководством опытного лидера, а квартет: Александр Кулак (вокал, гитары, флейта, пимак), Арина Кирюшина (вокал), Андрей Кондрашин (барабаны), Станислав Кристинин (безладовый бас). Стилевая палитра группы довольно разнопланова, если не сказать, эклектична: есть у неё и песенные альбомы («Планеты», 2015; «Благодать», 2018), и прог-металлические – например, «Знак» (2017) по сложности и «идейности» достойно продолжает творческую линию Azazello. «Vertolёt» представляет собой некую середину между этими полюсами: «ударные» рок-песни и баллады, хард-н-хэви на грани с прог-металом не противоречат друг другу. А общей идеей альбома стала тема преодоления, связанная и с непростыми жизненными обстоятельствами, тяжёлыми личными потерями, и с ситуацией пандемии, в которой внезапно оказался весь мир в 2020 году – и герои альбома тоже. Каждой песней Кулак сотоварищи доказывают, что выход есть даже из самой сложной ситуации, что поддаваться мраку нельзя. Даже если кажется, что уже ничего не поделаешь.

Альбом открывает короткое интро «Чёрное небо» – сумрачные переборы гитар, потусторонние вокализы… и вдруг – стрёкот лопастей вертолёта, звон будильника (прямо-таки «флойдовское» дежавю), тяжёловесный гитарный рифф, хриплый рык Кулака (нелегко узнать здесь его вокал!). Звучит заглавная композиция – призыв не терять времени, начать с начала, пока не поздно. Лирический рок-боевик «Вороги» – о том, как близкие люди стали чужими, и не могут вновь обрести друг друга в холодном каменном городе (гитарное соло в конце песни своей лаконичностью заставляет вспомнить «Кино»). «Навсегда» – ещё один прог-металлический номер, больше всего напоминающий об Azazello. Герой, против которого восстал весь мир, собирает последние силы, чтобы бороться. «Закрученные» гитарные риффы, ритмические сбивки, и почти физическое ощущение «взбирания» в гору в центральной – инструментальной – части. Словно Сизиф катит свой камень наверх, а вот доберётся ли он на вершину? И сияющий мажорный аккорд на словах «навсегда – только любовь» даёт на это надежду. «Новый мир» – сбывшаяся антиутопия: зараза по всей планете, таким ли мы представляли прекрасный новый мир? Свистопляска ударных, рубленые строчки припева, почти трэш-металлические гитары и неожиданные фолк-мотивы в коде (флейта пимак, «индейские» вопли). Медленная баллада «Путеводная звезда» – мрачный монолог-исповедь, одна из сильнейших вещей альбома. Несмотря на мелодическую непростоту, она намертво западает в память. «Улыбнись!» – чуть ли не электрофанк с «квакушкой», музыка сама по себе энергична и даже танцевальна, но судя по тексту, «улыбка» даётся герою нелегко. Финал «Там, где выхода нет» – ещё один хард-боевик с хриплым рыком Кулака. Казалось бы, борьба проиграна… Но яркая гитарная тема, трижды пробиваясь сквозь толщу риффов, завершает песню, а за ней звучит «Выход» – светлое инструментальное досказывание. Прекрасный финал альбома, выражающий его общую идею.

Хочется отметить ещё два момента в аранжировках. Первый – частое использование акустических элементов (в том числе виртуозных гитарных соло, флейтовых мотивов) в плотном прог-металлическом миксе, что придаёт саунду своеобразие. Второй момент не столь однозначен – голос бэк-вокалистки Арины в «пачке» спрятан так глубоко, что почти и не опознаётся. Хотелось бы придать ему более индивидуальное звучание. Кого-то может смутить и «хрипатый» (далеко не везде), в духе русского рока вокал Кулака, но того требует образ. Отдельно отметим графику Виктора Мамонтова в буклете – рисунки очень точно иллюстрируют каждую песню. Альбом может показаться мрачным, а некоторые моменты слишком назидательными («ищи, расти, учись»). Но именно через прямое слово и музыку, идущую от сердца, есть шанс достучаться до людей.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

hard'n'heavy/progressive metal
self release

8

Рекомендовано к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая