Koktebel Jazz Party: Летний фестиваль с джазовым ароматом
Лето получилось противоречивым – то солнечным, то дождливым, то тёплым и ласковым, то прохладным и нервным. Подобное противоречивое ощущение было и перед поездкой на фестиваль «Koktebel Jazz Party» (KJP-2019), который прошёл в конце августа. Но затем наступили тёплые дни начала сентября, а фестиваль прошёл без нареканий и проблем – и надуманных, и реальных.
В Коктебеле было всё – и стремление «задрав штаны бежать за комсомолом» (c), в смысле, за трендами, объявленными «модными» и «актуальными», и неожиданные встречи, и звёздные концерты, и полные залы, и джаз при луне. Вспоминаем некоторые детали и нюансы события – не в хронологическом порядке, а в зависимости от географической и национальной принадлежности участников.
БЕЗ ПОЛИТИКИ И НЕ ТОЛЬКО
Фестиваль в Коктебеле входит в список джазовых событий журнала Downbeat. Он был уже семнадцатым и, по традиции, международным. Организаторы сразу же заявили и не раз повторяли «о политике не говорим» – и это парадоксально представилось именно политическим заявлением, ведь оно означало сакраментальное «у нас тут всё хорошо». Это было правдой – ни одной сколько-нибудь серьёзной помарки замечено не было.
В информационной среде до фестиваля наблюдался некий туман. Cтроки в трёхдневной программе – «коллектив из США», «коллектив из Франции» – объяснялись тем, что у артистов могут быть проблемы в Америке и Европе. Почему эти преследования не ожидались и после фестиваля, непонятно…
Ожидания подогревались и опытом аналогичных нишевых фестивалей последних лет, которые организаторы старались «нафаршировать» рейтинговыми поп-артистами, имеющими некое отношение к титульным жанрам. Страдала ли от этого творческая сторона – вопрос открытый. С одной стороны, сползание в поп-музыку никогда не проходит бесследно – и для кармы, и для имиджа. С другой, пришедшая послушать «лёгких» хедлайнеров публика, далёкая от всех этих проблем, получала заряд творческого отношения к жизни и к искусству, узнавала и настоящее – как бы «в наборе». Эффект порой получался обоюдный.
АМЕРИКАНЦЫ
Заокеанские гости оказались разными – и по уровню, и по стилю. Открывал фест Dave Yarden Band. Лидер группы, поджарый харизматик, был позитивен и артистичен, звучал бодрый инструментальный софт-рок, далекий от джаза, но отлично подходящий для джазового фестиваля.
Самым ожидаемым был американский трубач, шестикратный обладатель премии «Грэмми» Рэнди Брекер (Randy Brecker), игравший с SG Big Band саксофониста Сергея Головни, выступавшего вместе с журналистом Михаилом Иконниковым в роли арт-директоров фестиваля. Знаменитого музыканта даже спрашивали, не хочет ли получить седьмую «Грэмми», сделав запись с Головней… Рэнди на вопросы отвечал охотно, а джаз играл с энергией и фантазией. В его сете участвовала и юная вокалистка Александра Фракенберг из Самары.
С Брекером по реальной звёздности мог соперничать баритон-саксофонист Гари Смулян (Gary Smulyan), игравший на фестивале в нескольких составах. Он не мог или не хотел точно вспомнить – в шести или в восьми записях, получивших «Грэмми», он участвовал… он играл музыку, а не хвастался. Запомнилась певица Шарон Кларк (Sharon Clark) – она пела голосом низким, соответствующим стилю – на границе породистого блюза и грациозного шансона.
ЕВРОПЕЙЦЫ
«Неамериканцы» оказались показательно веселы. Немецкий трубач Нильс Вюлкер (Nils Wülker), сыгравший весной на фестивале «Триумф джаза» в ММДМ, делал виртуозный поп-рок-инструментал и звучал скорее романтично, чем навязчиво виртуозно. Эта тенденция имеет две стороны – с одной стороны, такая музыка не расширяет горизонты, с другой, безусловно, поднимает уровень, вкус и мышление у массовой публики.
Оркестр Lamuzgueule из Франции, клубная команда с немалым составом, играл «музыку городских джунглей» – эйсид-джаз, электрофанк, заводной неосвинг, напомнивший Squirrel Nut Zippers или Parov Stellar. Под сыгранный в такой манере «Hit The Road Jack» трудно было не заплясать. Даже слово «Коктебель» звучало у Lamuzgueule с прононсом, так, будто оно – французское.
В СЕРЕДИНЕ СПЕКТРА
Из отечественных поп-музыкантов внимание фиксировали на группе Guru Groove Foundation с вокалисткой Татьяной Шаманиной, участвовавшей в проекте «Голос». Они, играя англоязычный фьюжн-соул-фанк и мастерски раскручивали эмоции и психоделичность, не впервые гостят на джаз-фестивалях. Запомнился эффектный и заводной барабанщик Саша Потапов, на большом экране его показывали даже больше, чем вокалистку – за весь фест он остался лучшим шоуменом.
Billy’s Band играли на несколько притушенном звуке, но всё равно вызвали позитивную реакцию. По их личному определению, они были где-то посередине стилевого спектра фестиваля.
Всем было интересно, что же покажет рок-певица Юлия Чичерина, вышедшая с отличной командой джазменов во главе с Сергеем Головней и с участием бас-гитариста Антона Горбунова.
Вокалистка, имеющая, как оказалось, образование по классу эстрадно-джазового вокала, в Коктебеле исполнила свои хиты в джаз-роковых аранжировках, а затем неплохо спела «Summertime» Джорджа Гершвина. Артисты расплывчато отвечали на вопросы о возможности совместного релиза, но вот эта песня вполне могла бы стать его основой. В конце сета прозвучала «Мой рок-н-ролл» от «Би-2» и показалось, что австрало-белорусские поп-арт-рокеры тоже вполне могли бы сыграть тут. Сет же Чичериной инструментально порой даже напомнил Шаде, хотя, конечно, Шаде Аду и Чичерина – певицы очень разные.
НАШ ДЖАЗ
На традиционных джазовых звёзд в этой ситуации лёг нелёгкий груз – надо было конкурировать с группами, идущими заведомо более простыми, эстрадными путями. Но публика на фестивале оказалась вполне готовая к такому смешанному формату — и танцевала охотно, и соло виртуозов приветствовала не менее шумными аплодисментами, чем дискотечные хиты.
Удивил гитарист Алексей Кузнецов и его новый проект К.И.М.М., настолько бодро они прозвучали. Это действительно был Джаз – с большой буквы. Особенно бурную реакцию вызвала тема «Мгновения» из легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны» – не все знают, что в фильме звучит гитара Кузнецова. Импровизационная форма ветерана, его способность создавать красоту совершенно феноменальны, руки мастера на большом экране стали лучшей иллюстрацией происходящего.
Кузнецов создал огромный диапазон – и эмоциональный, и эстетический, он был словно из другого мира, более умного и светлого, но при этом его музыка не была сложна. Он показал школу импровизации и чистого джазового искусства, на сцене царила звуковая безупречность. Аплодисментов Алексею Алексеевичу досталось не меньше, чем танцевальным группам.
Даниил Крамер известен как фееричный исполнитель, а тут значительную часть концерта он был строг и даже сосредоточен, играл неоклассику торжественно и романтично, создавая ауру эдакой приджазованной шопенианы. Благодаря большому гастрольному опыту пианист прекрасно управлялся с публикой. Он представил Ярославу Дегтярёву, певицу одиннадцати лет, которая собиралась исполнить «The Shadow of Your Smile». Но у девочки прямо в руках буквально рассыпался микрофон. Она сделала круглые испуганные глаза, но мгновенно сориентировалась и собрала устройство. Зал зааплодировал, а вокалистка, почувствовав поддержку, выдала агрессивный скэт уже под бурную овацию.
Проект «Яков Окунь International Band» (Россия – США – Япония – Сингапур) показал, что в зале публика весьма знающая. В джазовых клубах далеко не всегда удается увидеть такую адекватную реакцию на, допустим, советские песни «Старый клён» и «Подмосковные вечера», аранжированные композитором и бэндлидером Германом Лукьяновым, ушедшим из жизни совсем недавно, 5 июля этого года…
Из выступавших запомнились и Феликс Лахути & UniversaLove в Музее Волошина, и пианист Олег Стариков, игравший одной рукой, так как перед фестивалем сломал другую. Рассмешил конферанс: «…как Паганини!», восторгался ведущий. «Ага, – смеялась публика – известно же, Паганини играл одной рукой!» Позитивным моментом оказалось и то, что зрители разместились в зале – за деньги и рядом, на пляже и окрестных возвышенностях бесплатно. Это создавало расслабленную атмосферу, давало какую-то дополнительную лёгкость дыханию, хотя это, возможно, объясняется морским воздухом.
…И ДЖЕМЫ ДО УТРА
Завершил фест известный штатовский блюзовый гитарист и певец Селвин Бёрчвуд (Selwyn Birchwood) со своей группой – эдакие блюзмены-озорники… Слайд-гитара пела, лёжа у Селвина на коленях, а баритон-саксофон и ритм-секция создавали блюз с ароматом панка, вплетая в композиции знаменитые темы «When the Saints Go Marching In» и «Stairway to Heaven». Но наше время к блюзу непривычно, некоторая часть зрителей даже ушла. Группа же, словно постепенно, фокусировала, нащупывала нужный звук, и в итоге спровоцировала активные пляски. Завершив джаз-фест рок-н-роллом и последовавшей продажей дисков на прилавке в темноте, на идущей из концертного зала дороге, Бёрчвуд достиг нужного уровня восторга у публики.
Обстановку вокруг форума формировали джем-сейшены до утра, на которых музыканты показывали свои скрытые качества, набережные Коктебеля, переполненные живой музыкой, танцующие в партере дети и их мамы, бриллиантовые подвески, вручённые победителям викторин, другие местные фестивали – выездная сессия «Индюшат», рэп-фест, фестиваль «Таврида», «Форма жизни» Ника Рок-н-ролла – народ постоянно обсуждал планы и переезды.
Было чётко и сразу сформулировано: «Цель фестиваля – отдых, музыка и экология». Последнее оказалось не пустым словом, была проведена акция: люди организованно бегали по пляжу и собирали мусор. Для этого, оказывается, есть и соответствующий термин – плоггинг. Насколько это поможет созданию и ремонту очистных сооружений, да и мозгов не всегда аккуратных отдыхающих, понять непросто. Впрочем, экология – это хорошо, кто же спорит.
***
В программе значились и немцы, и французы, и американцы, но отсутствовали музыканты из Восточной Европы. Это особо отмечала журналистская тусовка, в которой были представители и Хорватии, и Сербии, и Индии, и Франции. Организаторы заявили, что работа в этом направлении уже идет.
Особо отметим, что не было музыкантов, исполняющих джаз-рок, фьюжн и даже популярный smooth-джаз, не говоря уже о прогрессив-роке. Стремление не усложнять музыкальную палитру, не «грузить» публику, и так расслабленную крымским солнцем и морем, видимо, повлияло и на подбор артистов. При этом психоделическая составляющая и импровизационная сложность всё равно объективно присутствовали в музыке многих участников феста. Эти стили – возможные пути расширения его палитры. При этом масштаб и настроение форума оставались такими, что он ощущался как стилистически и эмоционально завершённая акция.
Александр В. ВОЛКОВ
Фото автора.
23-25 августа 2019 г.
Коктебель