«Хабалка»: О торжествующем хаме, о здравом смысле и о добре
Декабрь 31, 2018
Пётр Кулеш (48 статей)
Поделиться

«Хабалка»: О торжествующем хаме, о здравом смысле и о добре

9 декабря в «Ритм-н-блюз кафе» музыканты группы «Паспортный стол» с помощью друзей представили свою панк-н-прог-оперу «Хабалка».

От всей души поздравляем всех, принявших участие в постановке – они создали яркий, динамичный, остроумный рок-музыкальный спектакль. Действо, которое захватило зрителей с первой же барабанной дроби вступления и не отпускало до самого последнего аккорда. А строго говоря, намного дольше.

«МНЕ ПРОСТО НРАВИТСЯ СЛОВО «ХАБАЛКА»

Озма Нагатовна (Хабалка), Вячеслав Троценко (Принц), Алексей Квардаков, Наталья Алексеева (Дебютантка), Сергей Алексеев, Руслан Чифуров.

Хрестоматийный сюжет о падчерице-замарашке (мы-то с самого начала знаем, что «всё кончится хорошо»!) неожиданно оборачивается трагифарсом. Милую тихоню решительно «бортует» её сводная сестра, неотёсанная и хамоватая Хабалка, которая после успешной пластической операции на ногах женит Принца на себе. И в одном отдельно взятом маленьком условно европейском королевстве добра наступает Апокалипсис.

Это было бы просто банальностью, вывернутой наизнанку, приколом ради прикола, если бы за дело не взялся тандем авторов из «Паспортного стола» – Сергей Алексеев (он же басист и вокалист) и Руслан Чифуров (он же гитарист и вокалист). Они придумали абсурдистскую музыкальную притчу о «торжестве добра над здравым смыслом».

Алексей Квардаков, Руслан Чифуров, Сергей Алексеев.

Сергей Алексеев: Мы захотели по приколу создать крупную форму, частей этак из четырех. А когда опомнились, у нас было уже восемнадцать треков, связанных между собой.

Руслан Чифуров: Всё началось с заглавной вещи – я придумал рифф и рифмовал на него слово «хабалка», которое очень любила моя ныне покойная прабабушка. Мне это слово казалось очень смешным, и я подумал, почему бы его не воспеть. Начал агитировать Серёгу написать какой-то текст, а он меня спрашивал, что это слово вообще обозначает. Но потом так углубился в тему, что в результате получилась не одна песня, а целая опера.

Эта панк-н-прог-опера не только даёт зрителю возможность вволю посмеяться над штампами и стереотипами рок-культуры, но и побуждает всерьёз поразмыслить о том, что есть Добро и Зло и почему первое часто – увы, слишком часто! – уступает второму.

Сергей Алексеев: Я и не помню, как дошли до сюжета, но мне кажется, что шли от звука. Кто-то из зрителей на концерте заметил, что фраза «Хабалка едет на бал» на слух воспринимается как мат, хотя мата там нет. Мы сразу сочли эту фразу идеальной. И от балов, карет, тряпок, обуви уже никуда было не деться.

ДОВЕСТИ ЗРИТЕЛЯ ДО АБСУРДА

Сергей Алексеев (Лесоруб).

Все участники представления прекрасно справились со своими ролями, а если шероховатости и имели место, то с лихвой компенсировались искренней верой в свое дело и безграничным кайфом, который ребята явно испытывали на сцене.

Сергей Алексеев: Отбор исполнителей был бесчеловечно жестоким: проходил только тот, кто был в восторге от «Хабалки» и готов был вложиться в свою арию не меньше, чем в основной свой проект. Были и те, кого отсеял собственный звёздный гонор. В результате остались семеро – плюс четверо нас, музыкантов «Паспортного стола». (Руслан, Сергей плюс Наталья Алексеева – клавишные и Алексей Квардаков – ударные. – Прим. авт.)

Наталья Алексеева (Дебютантка), Анна Николаев (Мачеха), Роман Смирнов.

Честно говоря, сложно выделить кого-то из участников. Может быть, Хабалка в блистательном исполнении Озмы Нагатовны (Absent Sunday) была чуть ярче остальных, так ведь на то она и главная героиня. Развязная, вульгарная, наглая, бессовестная, но… при этом – да простят меня поборники добродетели! – чертовски обаятельная и харизматичная. Ох уж эта проблема положительного героя…

Роман Смирнов, Озма Нагатовна (Хабалка), Алексей Квардаков.

Озма Нагатовна: Мне очень близок этот персонаж, играть было легко и приятно: нужно было просто те черты, которые у меня уже есть, заострить, довести до абсурда, сделать гротескными. К тому же это была отличная возможность пошалить: рубрика «То, что вы всегда мечтали сделать, но боялись из-за осуждения общества».
Очень приятно было услышать комплимент от зрительницы, что я «пою телом». Это именно тот эффект, которого я пыталась добиться. «Петь ртом» мне кажется скучным.

Наталья Алексеева (Дебютантка).

Но и остальные действующие (а может, бездействующие?) лица были не хуже: кроткая Дебютантка (Наталья Алексеева), полагающая, что счастье придёт к ней как-то само собой, блестящий, но вечно растерянный и инфантильный Принц (Вячеслав Троценко, Dans Ramblers), Тётка-эзотеричка (Надежда Кунарёва), готовая творить добро без разбора (ещё лучше – за деньги), грозная Мачеха (Анна Николаев), держащая всё и вся под контролем, совершенно сломленный ею муж – Лесоруб (Сергей Алексеев), Пастух-психолог (Роман Смирнов, группа «Мыс Луны»), знаток жизни и растений, с нею примиряющих, охваченный ужасом от непоправимости происходящего майор Томин (Роман Страхов).

Наталья Алексеева: Дебютантка — далеко не положительный персонаж. За что ей счастье? За то, что хорошо пол мыла? Я пыталась изобразить этакую глуповато-картинную девушку, близкую к диснеевским персонажам. Которая ничего не может сама и всё ждёт прекрасного принца.

Надежда Кунарёва (Тётка-эзотеричка) и Озма Нагатовна (Хабалка).

Надежда Кунарёва: Фея-крёстная aka Тётка-эзотеричка монетизирует свои умения: от «советов стилиста» до радикальной косметологии. Так это же моя лента на YouTube! Двуличная эзотеричка сразу стала моим любимым героем. Ещё бы, помогать «и нашим, и вашим», выглядеть при этом духовненькой и добренькой – шикарное альтер-эго! Намасте, православные!

Роман Страхов: Меня подкупила связь Майора Томина с майором Томом из «Space Oddity». Звёзды сошлись! Хотя, наверное, надо бы сказать что-то интересное про то, что «для меня оказался необычайно близким тот трагизм героя, тот фатализм, с которым он принимает стечение обстоятельств…» (Смеётся.) (Именно Майор Томин находит Хабалку и примеряет ей туфельку. – Прим. авт.)

Ну и, конечно же, колоритнейший голос за кадром – Диктор-сказочник (Виктор Задорожный). Он и картинку происходящего описывает, и информацию к размышлению предоставляет, и иронизирует над героями и их поступками, заранее зная, к какому финалу они идут. Этакий взгляд старшего товарища по Мирозданию.

«ВАЖНО БЫЛО ПРОЧУВСТВОВАТЬ ГЕРОЯ»

Театр теней — пластическая операция.

Надо сказать, что работа над сценарием, режиссурой, сценографией была общей (конечно, при общей руководящей и направляющей роли Сергея и Руслана). Это свойственно именно рок-группам, а не театральным коллективам. Каждый из участников творчески подошёл к работе над своей ролью, своим визуальным образом, привнося в общее действо собственные идеи. Такой подход существенно обогатил первоначальный замысел. Так, одно из самых эффектных решений – представить сцену пластической операции в виде театра теней – предложила Озма.

Сергей Алексеев: Театр теней – это идея Озмы. Мы не знали, как её остановить. Опера наша, но её вклад нужно отметить.

Надежда Кунарёва: Для меня проект загорелся особым – безумным – свечением после первой репетиции с Озмой. Голос, харизма, фонтан сценических идей и точное попадание в образ Хабалки с юмором и без пошлости! Я бы так не смогла. Поэтому и в сказке моя паранормальная героиня тупо творит добро – так проще!

Наталья Алексеева (Дебютантка) и Роман Смирнов (Пастух-психолог).

Озма Нагатовна: Важно было прочувствовать героя, понять, что им движет. Как-то мы шли с репетиции с Ромой из «Мыса Луны», и я спросила: «Ром, вот у тебя такой мутный персонаж – Пастух-психолог, – как ты вообще его себе представляешь? А Рома, к моему удивлению, отвечает что-то типа: «Ну вот он такой, не парится особо. Если что, достаёт такой ма-а-аленький пакетик травы – ну там, чабреца – и запевает: «Вот потому люби и чти родную мать-и-мачеху!» Я аж рот открыла, мне бы ни за что такое в голову не пришло.

При всей минималистичности постановки она интересна и визуально – как говорится, есть на что глаз положить. Кричащий китч нарядов Хабалки, яркая пестрота и эклектика одеяния Тётки-эзотерички, бледные тона платьев Дебютантки в духе художников-прерафаэлитов, безликая парадность костюма Принца, острая графичность образа Мачехи. Даже шутовской колпак на голове барабанщика Алексея Квардакова смотрится этаким полунамёком.

Озма Нагатовна (Хабалка), Роман Страхов (Майор Томин).

Хулиганские авторы-исполнители нагрузили свой перевёртыш пасхалками, абсурдинками и аллюзиями, снабдили тропками размышлений и ассоциаций, уводящими довольно далеко от основной дороги повествования. Чего стоит одна только внезапная лекция по термодинамике (во время номера «Энтропия растёт») или эпизод, когда Мачеха брезгливо выбрасывает из корзинки просроченные продукты («Срок истёк вчера»).

А ещё есть и уже упоминавшийся Майор, которого вызывает база («Can you hear me, Major Tom?»), и разговор между влюблёнными на разных языках (горячий привет Алексею Рыбникову), и знакомый «королевский» жест в финале – корона в вытянутой руке. Правда, на сей раз бумажная, из Burger King. Ну так и мы не на Уэмбли – по крайней мере пока.

«НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЗАППОВСКОГО МЕТОДА»

Обязательно нужно отметить и музыкальную составляющую спектакля – это вдохновенная куча-мала из разных жанров и направлений, творчески переработанных в стиле группы «Паспортный стол».

Сергей Алексеев: Не обошлось без применения запповского метода стилизации и пародии. Конечно, очень дозированно, ведь иначе не получится цельного произведения. Так, арии Принца несут налёт эпического пауэр-метала, таковым при этом не являясь…

Вячеслав Троценко (Принц), Озма Нагатовна (Хабалка), Роман Смирнов.

Кроме эпического пауэр-метала для вас тут ещё есть и винтажный «тяжмет» в стиле Black Sabbath, и регги, и развесёлое диско (на самом деле один из самых трагических по смыслу номеров оперы), эпический гитарный загруз и вокализы в духе Pink Floyd, да много чего ещё. Вместе с тем все номера достаточно мелодичны, чтобы вписаться в формат именно рок-мюзикла.

Сыграно с драйвом, свойственным панку, и мастерством, присущим прогрессиву. Ну, так обычно и бывает у четвёрки «паспортистов», а на сей раз им здорово помогли ещё двое. Во-первых, Роман Смирнов, который не только спел Пастуха-психолога, но ещё и на второй гитаре сыграл. Он прекрасно поддержал лидер-гитару Руслана и добавил плотности общему саунду.

Роман Смирнов: Фразировка Руслана для меня сложна, я не играю блюзы и практически не делаю бендов. Пришлось пальцы подкачать, но, конечно, до силы руслановых мне ещё тянуться и тянуться. У него мизинец как мой указательный. (Смеётся.)

Во-вторых, Анна Николаев, чьё головокружительное сопрано было, по сути, тоже инструментом. Работало резко, словно алмазный резак по стеклу.

З.Ы. С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Наталья Алексеева, Анна Николаев, Роман Страхов, Надежда Кунарёва, Озма Нагатовна, Сергей Алексеев, Виктор Задорожный, Руслан Чифуров, Алексей Квардаков.

Ну а после Апокалипсиса, о необходимости которого так долго говорили, – конечно же, дискотека. Потому что сильно хотелось ещё, и на бис музыканты «Паспортного стола» на кураже сыграли несколько своих любимых вещей. Аня, переквалифицировавшись из Мачехи в клавишницу, сыграла соло в «Пшэнчдзёщанч капшэечэк блюз», по ходу дела оповещая всех собравшихся, что солировать не умеет. Что ж, тоже вполне в духе перформанса «паспортистов». Так же как и фрагмент с гитарным соло, который музыканты забыли сыграть, поняли это и… решили исполнить отдельно – уже после завершения самого номера. Так сказать, З.З.Ы.

Руслан Чифуров: Мы довольны, конечно. Аншлаг. Никто во время действа из зала не ушёл – стало быть, было интересно, а это главное.

Итак, премьера состоялась. Отснятые в тот вечер видео уже появились на YouTube. Сейчас полным ходом идёт работа над фильмом, который объединит съёмки с разных камер и звук с пульта. Уже хорошо!

Но давайте все вместе очень-очень попросим ребят, чтобы они давали «Хабалку» более-менее регулярно. Может быть, это приблизит тот счастливый момент, когда хорошие люди наконец начнут действовать, а Добро подружится со здравым смыслом.

ПЁТР КУЛЕШ
Фото автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее впечатление

9 декабря 2018 г.
Москва, "Ритм-н-блюз кафе"

Пётр Кулеш

Пётр Кулеш