«Оля и Домовые», «Компас Маури», Spire: Концерт для немаленькой компании
Это свершилось! Группа «Оля и Домовые» дала первый публичный концерт, на котором представила дебютный полнометражный альбом «Быль и небыль». Признаюсь: получил к нему доступ ещё даже до появления «тизеров». Проникся. И, так бывает, сам волновался накануне концерта вместе с музыкантами. Пусть и меньше, чем они, но всё-таки!
Однако количество публики, пришедшей к началу концерта, радовало и успокаивало. Клуб «Массолит», в котором в месте его нынешней дислокации я оказался впервые, покорил своим уютом. Он не просто небольшой, даже маленький, похожий на хитросплетение подвальных лабиринтов. Удобная курилка-чиллаут со входом через шкаф, бар с неплохим меню и доступными ценами, уборные, хранить которые в чистоте, видимо, помогают развешанные на стенах цитаты из «Собачьего сердца»… Наконец, зрительный зал с колоннами, которые могут заслонять артистов, но найти оптимальный ракурс всегда можно. Сцена представляет собой небольшое возвышение, отчего артисты находятся практически в прямом контакте со зрителями. Задником в этот вечер служил огромный баннер хедлайнеров-дебютантов с их логотипом и картинкой на белом фоне. Слева от сцены — уютное место для торговли мерчем. На столике расположились альбомы выступающих команд, за исключением Spire, которые в афише не значились и вышли на сцену сюрпризом.
Открывали концерт спецгости из Твери «Компас Маури». То, что они делают, вполне можно назвать фолк-роком, в котором соединяются размышления о природе лесных глубин и ритмы современного города. В ритм-секцию входят ударник Руслан Исаев и басист Александр Волков, извлекающий звук из инструмента пальцами и временами играющий аккордами танцующий фанк. В разговоре после сета басист не стал скрывать, что один из его вдохновителей — Фли из Red Hot Chili Peppers. Игра гитариста Юрия Кравченко в меру виртуозна и мелодична.
На все эти непростые ритмико-мелодичные узоры отлично ложится нежный голос Марии Присмаковой, периодически подыгрывавшей на блок-флейте. В разгар программы «Компаса Маури», на заглавной композиции второго альбома «Родник», перед сценой начались шаманские пляски московской танцовщицы Катерины Дерябиной. По её словам, в своём танце она воплотила метафорические образы песни. Небольшой сет, продлившийся чуть более получаса, содержал авторские композиции, а завершила его финская рождественская песня «Rakkautta Suurinta Katsomaan» («Узреть величайшую любовь»). И это был не кавер, а полное авторское переосмысление этой вещи, во всяком случае, что касается инструментальной части.
Вторыми на сцену вышли главные герои вечера. «Оля и Домовые» — это почти акустический проект вокалистки Ольги Кондрусь, в котором она выступает в более нежном и женственном образе, чем в именитой своей команде «Боянов Гимн». Этот проект — тоже фолковый, но совершенно не металлический. Хотя составы пересекаются — на басу играет Александр Покореев, на ударных — Максим Лысов, на духовых (блок-флейтах, корнете) и баяне — Алексей Евсеев. Все они — участники «Боянова Гимна». Кстати, там Евсеев играет ещё и на балалайке. А вот гитарист Илья Чечель — не большой любитель акустики. Он предпочёл поддержать товарищей по основной команде из зала.
Публики было немало, о чём Ольга неоднократно не без удивления и волнения сказала в паузах между песнями. Да и на сцене оказалось тесновато. К уже упомянутым четырём музыкантам в составе «Домовых» добавилось ещё трое — гитаристы Сергей Баринов с нежно и вкрадчиво «примоченной» электрогитарой, Юрий Митюнин с акустикой (на одной песне его подменял Леонид Орлов), и виолончелист Алексей Орлов, ранее участвовавший в «Мельнице». Сет-лист полностью включал в себя материал CD «Быль и небыль», о котором пойдёт речь в рецензии, находящейся в процессе написания. Если вкратце, музыка «Оли и Домовых» от «Боянова Гимна» отличается не только акустическим саундом. В песнях больше лирики, хотя есть и героическая тематика, поданная хоть и без грува, но не без драйва. Однако не альбомом единым порадовали «Оля и Домовые»!
Под занавес сета всем прозвучали песни с ещё не опубликованного сингла: «Леший» и «За чертой». Их объединяет история о том, как девушка заблудилась в лесу, наткнулась на Лешего, но потом испугалась и убежала. А когда вернулась домой, ей стало грустно от того, что она снова попала в унылый мир людей. В итоге героиня бросила дом, семью, очаг и ушла жить… к Лешему! Ещё две вещи, готовящиеся для следующего альбома, прозвучали на бис. Первая — «Малахитовый цветок», которым музыканты хотели завершить программу, но не тут-то было. Публика устроила такую овацию, что пришлось укороченным до трио (Кондрусь-Евсеев-Баринов) составом сыграть «Берег северный». Номер написанный, но ещё не отрепетированный. Экспромт удался, и точка в первом выступлении, отыгранном на ура, вышла убедительной.
А напоследок случился сюрприз в лице группы Spire. Медиевал-фолк-металлисты предстали в акустической ипостаси и неполном составе. Мадлен Меренкова и Роман Рамзес вместо клавишных и гитары (соответственно) играли на барабанах. Третим за барабанами стал экс-драммер Teufelstanz Сергей Корчагин. Вокалист и басист отсутствовали, хотя последний только что отыграл сет качестве одного из «Домовых». Зато были оба волынщика – Павел Горбов и Иван Краснов, также играющий на раушпфайфе. Никакого металла – сплошная аутентика, средневековые танцы без вокала! Такую музыку долго слушать сложно даже подготовленному слушателю, но Spire соблюли чувство меры и на сцене долго не задержались — выступали около четверти часа.
Как уже было сказано ранее, этого вечера я ждал. Благодаря своему дебютному альбому «Оля и Домовые» стали для автора отчёта «Открытием года». Живьём группа подтвердила этот статус, устроив восхитительный и незабываемый вечер. Не могу удержаться от пожелания новых творческих побед, увеличения аудитории и концертов в залах побольше (и почаще!): коллектив этого достоин!
Текст: Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Олег САРАЙКО
3 ноября 2018 г.
Москва, клуб "Массолит"