Ritchie Blackmore’s Rainbow: Сейчас или никогда
Апрель 14, 2018
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Ritchie Blackmore’s Rainbow: Сейчас или никогда

Весенне-летний концертный сезон 2018 года, кажется, станет рекордным по выступлениям легенд рока, всевозможным воссоединениям-встречам-прощаниям… Но и в этом «звёздном скоплении» выделяется одно событие — два шоу, в Москве и Петербурге, группы Ritchie Blackmore’s Rainbow. На московском концерте посчастливилось быть и нашим корреспондентам.

История нынешнего возвращения Rainbow началась ещё три года назад… Кстати, назвать это реюнионом было бы не совсем точно — в реюнионе объединяются участники прошлых составов, в этом же кроме Ричи и отчасти Кэндис все музыканты — лица для Rainbow новые. Несколько концертов в Германии, потом — в Британии, потом… везде? Пока Ричи не похож на человека, который готов на гастрольный «чёс». Пытаясь войти в ту же реку еще раз, он будто пробует холодную воду, чуть заходя и тут же отдёргивая ногу. Это напоминает нынешнего Роберта Фриппа, который давно отказался от больших туров и готов иногда поиграть, но только сохраняя при этом максимальный комфорт, и творческий, и жизненный. Правда, если Роберту это вполне удается, то для Ричи, который 20 лет выступал с «ренессансным» репертуаром, рок остается «зоной дискомфорта». И отзывы о «вечно хмуром» Блэкморе, который в Москве даже выбросил из сет-листа намеченную «Soldier of Fortune», похоже, вполне справедливы…

 

Но не будем гадать, почему. Возвращаясь к реюниону — спустя три года и общий вид, и концертная форма нынешних Rainbow ни для кого не загадка. Материала было выпущено изрядно, и концертного, и чуть-чуть студийного, и все, кто хотел, могли сделать выводы. Да, Блэкмору порой трудно играть свой собственный репертуар — он сам признает это. Артрит, беда пожилых виртуозов, плюс его вечное упрямство — заучивать свои соло Блэкмор не хочет, а сымпровизировать их с тем же огнём заново, наверное, уже невозможно. И «Радуга» по составу, наверное, самая бледная в истории коллектива — её составляют грамотные профессионалы, но не из тех, кто может «бросить перчатку» Ричи и проявить музыкальную инициативу. Исключение, наверное, басист Боб Куриано, но об этом позже.

Такие концерты редко бывают без разогрева. К сожалению, застать его не удалось — могу лишь сказать, что это была тверская группа «Компас Маури», её отобрал на эту ответственную роль сам Ричи Блэкмор, а те, кто услышал, отзывались вполне доброжелательно, хоть и удивлённо — мол, что этот клон Хелависы делает на разогреве у легенды рока?..

Еще полчаса с лишним публику дразнили негромким Джими Хендриксом из колонок, и лишь примерно в 21:10 его «запилы» сменил другой звук гитары — прекрасный и до боли знакомый. Инструментал «Land of Hope and Glory», недавно записанный Блэкмором для интернет-релиза, начался в записи, под эту прекрасную мелодию, считающуюся неофициальным гимном Великобритании, на сцену вышли басист Роб Куриано, ударник Дэвид Кит, клавишник Йенс Йоханссен (правильно — Юханссон, но так уж его привыкли величать в русскоязычной прессе), двое бэк-вокалисток — Кэндис Найт и Леди Линн, и… тот самый черноволосый обладатель светло-жёлтого «Стратокастера», которого мы все ждали. А дальше — знакомый всем детский голос из колонок, и понимаешь, что невозможное сбылось: «We must be over the Rainbow»…

…И уже тогда на сцену выбегает проворный и бойкий Ронни Ромеро — тот самый певец из Испании чилийского происхождения, которого Кэндис нашла в «YouTube». И пригласила — за его поразительное умение, во-первых, скопировать тембр и интонации Ронни Джеймса Дио, во-вторых, справиться с любым материалом любого периода творчества Блэкмора. Правда, эта универсальность оборачивается некими странностями восприятия. Вот сейчас Ромеро поёт «Spotlight Kid», вещь Тёрнеровского периода, но поёт её голосом и манерами Дио. Словно весы истории в какой-то момент качнулись иначе, Ронни Джеймс оказался человеком более покладистым и «ведомым», и согласился на изменение стиля, который вынашивал Ричи. Могло такое быть? Мы знаем, что нет…
Потом будут песни времён Дио (а также «Mistreated» и «Still I’m Sad», сделанные в духе версий Дио с «On Stage»), и тут диссонанс иного рода. Да, Ромеро «снимает» своего великого тёзку в ноль, наверное, лучше, чем кто-либо другой, влезавший в эти ботинки раньше (Джо Линн Тёрнер, Дуги Уайт, Тони Мартин, Йорн Ланде, Тим Оуэнс… список гораздо длиннее!). Но мы-то знаем, и слишком хорошо знаем, что Дио нет на свете, и мы слышали его живого, поэтому Ромеро кажется просто слишком хорошей голограммой.

Репертуар Яна Гиллана — то, на чём Ромеро мог бы показать себя с лучшей стороны. Хотя бы в силу чисто возрастной форы… но парадокс — Гиллан, чьи концерты часто становятся битвой с собственным голосом, по харизме, обаянию, масштабу личности начисто обыгрывает новичка. Трактовки «Child in Time» и «Perfect Strangers» кажутся чрезмерно эстрадными (вспоминается давнишнее выступление Джона Лорда с вокалистом Стивом Бальзамо) и несколько безликими, а когда Ромеро копирует концертную концовку «Perfect Strangers», где Гиллан повторяет самого себя из «Jesus Christ Superstar» («I don’t want to taste this poison»), хочется сказать: позволь, Ронни, это Гиллан пел, ему можно, а ты-то зачем?!
Остаются вещи периода Грэма Боннета, и вот тут-то Ронни Ромеро разворачивается во всей своей красе. Он именно такой — молодой, наглый, стильный франт с короткой стрижкой, мелодик-рок — его стихия. Кстати, сценической уверенности у него уже вполне хватает. Ронни ведёт диалог с публикой, даже шутит… «Are you ready for this one!» — кричит он перед «Since you’ve been gone», и, послушав шум толпы, тихо добавляет: «And I’m not».

Вторым после фронтмена, кто взял на себя задачу развлечения публики, был басист Боб Нуво, он же Боб Куриано, вместе с ещё одним выходцем из Blackmore’s Night барабанщиком Дэвидом Китом составившим безупречную ритм-секцию. Нет, серьёзно, никаких вопросов по исполнению «радужной» классики к этим музыкантам нет вообще. Конечно, на месте Дэвида аутентичнее смотрелся бы Бобби Рондинелли, но звучало бы это лучше… большой вопрос. А Куриано — просто молодец. Он как басист взял важную роль заполнения пространства, не ограничивался лишь ритмом, а порой, как в инструментальной части «Mistreated», даже вёл диалог с гитарой Ричи Блэкмора… Хорош он был и как шоумен — одетый в майку-тельняшку, он постоянно подмигивал публике, иногда вступал с лид-вокалом (например, обозначив переход к «Woman from Tokyo» внутри «Man on the Silver Mountain» — мол, вместо мужика он вдруг увидел на горе прекрасную девушку). А его звёздный час настал в инструментале «Difficult to Cure», где Боб спел… «Калинку»… на вполне приличном русском языке! Даром что вместо «ягода» он произносил «йогода» — ну, недоучил, с кем не бывает!

В том же самом «Difficult to Cure» нашлось место и для самовыражения Йенса Йоханссена. Участие этого маститого музыканта, который прославился еще в группе Ингви Мальмстина, выступал с ним в Москве еще в 80-х, играл вместе с Дио, участвовал в массе прог- и фьюжн-составов, а в середине 90-х нашёл себе стабильную пристанище в Stratovarius, заставляло ожидать именно от него наибольшей творческой смелости и проявления себя. Но роль Йенса оказалась иной. Он — скорее опора, подстраховка для Ричи, всё, что не «выигрывает» мастер, он повторяет на клавишных. А это требует определённой консервативности и умения «не высовываться». К тому же есть ощущение, что ряд канонических клавишных соло, таких как в «Spotlight Kid» и «Burn», Йенс попросту недоучил. А вот в сольной партии он раскрылся на все сто: попурри он начал с обработки Баха (ре-минорная прелюдия из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»), и после долгой разработки выбрался на… песенку крокодила Гены из всем известного мультика. Для поклонников Stratovarius, правда, это не сюрприз — Йенс уже не раз играл этот хит на российских концертах финских пауэр-металлистов. А вот фэны Rainbow, наверное, подбирали с пола упавшую челюсть…

Сравнения — яд. Концерт Дуги Уайта и Тони Кэйри 31 января, равно как и воспоминания о проекте Over The Rainbow с Джо Линн Тёрнером во главе, равно как и сольные приезды Грэма Боннета, и даже давнишний Hughes Turner Project, заставляют смотреть на участников нынешних Rainbow и думать, кто бы мог оказаться на их месте. Конечно, можно было бы только мечтать о Тони Кэйри в этом составе. Но… видно, совсем уж неважно расстались. Дуги Уайт… он хорош, но не «каноничен», Джо Линн Тёрнер играет песни Rainbow направо и налево и с ним реюнион потерял бы свою уникальность, то есть то, что Ричи выбрал именно новичка, вполне объяснимо. Как басист Боб Куриано вполне на месте, хотя слухи о том, что на это место просился Боб Дэйзли, конечно, наводят на печальные мысли. Говорят, не сошлись в гонораре… хотя, может, дело в том, что чем старше рок-герои, тем они ворчливей и неуживчивей, тем сложнее им срабатываться друг с другом. Боюсь, что об истинных причинах мы можем только гадать.

Мысли о главном участнике сего действа я намеренно откладываю под конец. Что сказать? Конечно, Ричи — не тот, что в «Made in Japan», в «Rainbow on Stage» и даже в «Come Hell or High Water». Это не человек, который стремится порвать мир на кусочки с помощью своей музыки и своей электрогитары. А скорее — привыкший к уюту и комфорту неспешных «ренессансных» шоу человек, которого выдернули оттуда и заставили вспомнить былое. И он то и дело с облегчением ускользает в тень. А игра… что игра? В этот вечер было много загубленных соло, которые мы знаем назубок, было много странных риффов, но было и несколько гитарных партий, в которых слышно — да, это Блэкмор. И ради которых и стоило, собственно, приходить на концерт. Один из таких канонических гитарных пассажей — в «Stargazer». Другой — в «Mistreated». Третий — вся его игра в «Difficult to Cure». Видимо, не сыграть как надо Бетховена было бы просто стыдно перед вечностью. А может, помогло то, что эту вещь музыканты «освежили» и в Blackmore’s Night. Тут, кстати, отлично вписываются подпевки Кэндис и Линн… И ещё одно странное наблюдение — больше всего эта группа похожа на Rainbow, когда нет вокала. И… может быть, если эта затея продолжится, стоит взять в состав ритм-гитариста? В истории «гитарных героев» такое было не раз — от Шенкера до Макалпайна…

Складывают целые легенды о дурном характере Ричи. Мол, в Москве он был особенно не в духе. Услышав вопли из передних рядов — мол, «Смоук» давай! — взял распечатанный на листе бумаги гигантский сетлист и показал его публике — мол, успокойтесь, будет вам… А те, кто побывал на концерте в Петербурге, утверждают, что там-то с настроением Блэкмора всё было в порядке: он сыграл полный сетлист, включая «Soldier of Fortune», да ещё и добавил «Carry on… Jon» — инструментал-посвящение Джону Лорду. Повезло питерцам, что тут сказать!

 

Основной сет закончился на «Black Night». Ричи ушёл не оглядываясь, слова прощания говорил Ромеро. На бис Блэкмор вышел, наигрывая нечто, слегка напоминающая рифф «Smoke on the Water». Публику не надо было упрашивать долго — зал пел «Дым над водой» с первого до последнего слова. И все встали — будто это гимн… А это и правда гимн! А завершила вещь перекличка с публикой — Ромеро начинал, зал продолжал, и в какой-то момент оказалось, что фэны поют «fire in the sky» уже в одиночку, а группа в этот момент выходит на прощальные поклоны.
И Блэкмор тоже вышел, да… Он отложил гитару, подошёл к кромке сцены и даже почти прилёг, чтобы дотянуться в рукопожатии до фэнов в передних рядах. Говорят, чуть-чуть не дотянулся. Но спасибо за попытку!

P.S. Возможно, те, кто не был на концерте, прочитав эти строки, скажут себе: «Ну и правильно, что я не пошёл. Предупреждали же…» И зря. Есть одно большое «но» в отношении к подобным концертам. Многие привыкли видеть музыку как индустрию развлечений. Это похоже на то, как в своё время образование было отнесено к сфере услуг. Учителя теперь не учат, а оказывают образовательную услугу. По аналогии, Ричи Блэкмор предложил нам музыкальную услугу. И, по ряду признаков, он оказал её некачественно, стало быть, потребители сделали ошибку, выбрав этого поставщика услуг, а не какого-нибудь другого. Что в этом рассуждении не так? Просто другого Ричи — нет. Он не просто рок-исполнитель, а человек, создавший стиль, звук, целый мир. Да, сейчас он — далёк от совершенства, но всё равно это он, и масштаб его личности завораживает. А ошибки гениев часто интереснее, чем удачи посредственностей. И даже если вся затея с возвращением Rainbow обернется пригоршней таких вот странных концертов, можно сказать только одно слово: спасибо.

Сет-лист: Intro, Spotlight Kid, I Surrender, Mistreated, Since You Been Gone, Man on the Silver Mountain (отрывок Woman from Tokyo), Perfect Strangers, Difficult to Cure (включая «Калинку» и соло Йоханссена), Child in Time, All Night Long, Stargazer, Long Live Rock ‘n’ Roll, Still I’m Sad (соло Кита), Burn, Black Night. Бис: Smoke on the Water.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Катерина Межекова.
Благодарим концертное агентство TCI за аккредитацию на концерт.

Общее впечатление

8 апреля 2018 г.
Москва, c/к "Олимпийский"
TCI

Владимир Импалер

Владимир Импалер