Танцы с роялем
Июнь 22, 2015
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Танцы с роялем

Пожалуй, сегодняшним российским слушателям имя Рейна Раннапа может показаться незнакомым — и это неудивительно, ведь эстонский пианист и композитор не выступал у нас целых 28 лет!

Но тем, кто следит за историей прибалтийского рока, наверняка хорошо известно название группы Ruja, созданной Рейном еще в начале 70-х, поработавшей в самых разных стилях (от прога до панка и песенной эстрады с ярко выраженным национальным началом), выпустившей несколько пластинок на «Мелодии». Сам Раннап — музыкант с академическим образованием: он учился в Таллинской консерватории и в МГК им. П.И. Чайковского, выступал в России и за рубежом. После распада Ruja в конце 80-х Раннап уехал в Штаты, где жил, работал и продолжал свое музыкальное образование. Сегодня Раннап — один из самых известных эстонских композиторов, автор музыки к фильмам, спектаклям и ТВ-шоу, хоровых, оркестровых и фортепианных произведений. А вот песни «Руи» остались в истории, и сейчас Рейн исполняет совсем другую музыку…

В Москве у Рейна Раннапа прошла целая серия сольных концертов в разных местах — от джаз-клубов до Библиотеки иностранной литературы. Мы побывали на первом из них — в Клубе Алексея Козлова. Народу, признаться, было немного. В центре сцены стоял, развернувшись крылом к публике, черный рояль — как сказал поэт, он был «весь открыт, и струны в нём дрожали». Дрожали они в том числе и потому, что Рейн периодически их дергал и зажимал, перегнувшись через пюпитр.

Вообще, хулиганского было много и в манере исполнения, и даже в самом облике маэстро с его всклокоченной шевелюрой и экстравагантным пиджаком. Хотя, по сути, музыка отнюдь не авангардной. Собственные пьесы Рейна в духе, если можно так сказать, эстрадного минимализма, чередовались с более бравурным и пышными обработками произведений Баха, Брамса, Сен-Санса, Равеля, Родриго, русских композиторов… И вот тут-то пианист позволял себе развернуться на всю катушку, блеснув и филигранной техникой, и безудержной фантазией, и дерзкими выходками. Конечно, он не играл на рояле ботинком, как Джерри Ли Льюис, но мог и ударить кулаком по басам, и пройтись по всей клавиатуре бешеным пассажем.

А темы из классиков становились основой для смелых импровизаций, неожиданных «поворотов» творческой мысли и оригинальных решений. Так, в «Болеро» правая и левая руки вели совершенно разные ритмические и даже метрические сетки, в «Аранхуэзском концерте» испанская страсть приправлялась джазовыми гармониями, а «Полет шмеля» получился со свингом. Впрочем, вся эта техническая «кухня» глаза не мозолила. Впечатлил парафраз на ре-минорные темы Баха (от органной Токкаты и фуги до прелюдий из ХТК и Хроматичской фантазии и фуги), в которой Раннап, вполне в духе Кита Эмерсона, добился почти рок-драйва.

Были, правда, и вещи слегка «на грани» — например, в импровизации на тему «О соле мио» угадывался салонно-шансонный дух, а в обработке билтовской «Yesterday» довольно залихватски промелькнули и еврейско-цыганские мотивы, и мелодии… из Моцарта. Впрочем, это только говорит о том, что Маккартни — Вольфганг Амадей нашего времени, и все мы немножко бродяги-кочевники. Для музыканта-космополита, кстати, не забывшего русский язык, это вполне объяснимо.

Что же касается собственных пьес Раннапа, то они были очень милыми и обаятельными. Во многих присутствовала танцевальность — и в ритмах, и в названиях: «В ожидании танца»,
«Танцуя на рояле»… Была и лирика, и трогательная задумчивость. А запомнилась больше всего, пожалуй, самая «ударная» вещь — рок-этюд (как определил жанр сам Рейн) «Смайли». На диске «Idyll» — самом свежем творении Раннапа (2013), которое можно было приобрести на концерте — название обозначалось просто значком с улыбкой. Думаю, такое настроение осталось у всех посетивших концерт. Негромкий, душевный и… приобщающий к высокому искусству.

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора.
Благодарим Араика Акопяна (Клуб Алексея Козлова) за аккредитацию.

 

Елена Савицкая

Елена Савицкая