Roz Vitalis “Lavoro D’Amore” (2015)
Май 16, 2015
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Roz Vitalis “Lavoro D’Amore” (2015)

progressive rock 9/10
Lizard Records

Питерская группа Roz Vitalis продолжает радовать нас свежими релизами: вслед за «потерянным» «Overcoming-Up» (2008/2014) свет увидел новый студийный альбом “Lavoro D’Amore”. Правда, увидел свет он тоже не сразу, а после достаточно долгих поисков издающего лейбла, коим в конце концов стал итальянский Lizard Records. Что же, еще одна ступенька к признанию российского прога на международном уровне! Альбом впервые стал именно работой группы – в полностью «живом» исполнении, без привлечения «гостей», т.е. так, как эта музыка звучит со сцены (а многие композиции уже были обкатаны на концертах). И это тоже прорыв – ведь полноценную концертную деятельность Roz Vitalis ведет с 2008 года (при том, что сам проект существует с 2001-го), а текущий «семичастный» состав устоялся лишь недавно. “Lavoro D’Amore” в переводе с итальянского означает «труд любви»: название несет в себе христианскую идею любви к ближнему, стремления к свету и всеобщему благу. (Названия на итальянском языке – это дань Розмаинского его любимым Le Orme и PFM, да и вообще итальянской культуре, давшей миру так много шедевров). Музыка демонстрирует определенное «прояснение» стиля, кристаллизацию композиторской мысли. Здесь нет нагромождения музыкально-стилистических идей, как это бывало на более ранних альбомах, нет «дергания» и калейдоскопичности (что, с одной стороны, свидетельствовало о богатстве творческой фантазии, с другой – не давало слушателю сосредоточиться на темах и их развитии). Это не значит, что музыка застывает в статике – просто вещи стали более логически выстроенными, в каждой продуманы переходы, репризы, кульминации и спады. С первой же «The Acknowledgement Day» понимаешь, что курс на симфо-прог, взятый еще на предыдущем “Patience Of Hope” (2012), здесь перешел в какую-то вполне убедительную стадию. Светлое, прозрачное и в то же время богатое нюансами звучание настраивает на пасторальный лад, хотя не чуждается порой и жесткости. Несмотря на то, что лидер группы Иван Розмаинский – клавишник, и в полной мере использует свой инструментальный арсенал (от современных синтезаторов до Хаммонда, клавесина и настоящего рояля Steinway), в саунде клавишные (в отличие, опять же, от ранних записей) не довлеют. Многие выразительные мелодии поручены флейте (например, в заглавной композиции или в «средневеково»-танцевальной «Il Vento Ritorna”), хотя в более энергичных вещах инициативу у нее нередко перенимают труба и электрогитара (впрочем, к тембру последней можно и придраться – иногда она звучит слишком «царапающе»). А вот новенькое – это введение элементов спэйс-рока: таковы наиболее драйвово-ритмичные композиции альбома, «Invisible Animals” и «What Are You Thinking About?» (Последняя, представляющая собой вариации даже не на тему, а на гармоническую последовательность – авторства гитариста Владимира Семенова-Тянь-Шанского, что тоже говорит об усилении «группового» мышления.)
Что же касается драматургии всего альбома, то она тоже хорошо продумана. В центре оказывается напряженная, с плотным гитарно-клавишным звучанием «Need For Someone Else”. Ее обрамляют импровизационно-психоделические вещи – «There Are The Workers Of Iniquity Fallen» с непредсказуемым тембровым развитием, и более спокойная, плавная «Every Branch That Beareth Fruit”. Благородно-возвышенная “Lavoro D’Amore” перекликается с лирической «Ascension Dream (Peak Version)», которая своим вступлением слегка напоминает песню «Resist» Rush – совпадение случайное, но вполне знаменательное! (Кстати, «Ascension Dream» – старая композиция, она создана еще в 2001 году и вошла в альбом в переработанном виде). Вступительный торжественный «The Acknowledgement Day» и печальная «Ending» – тоже своеобразная арка от начала к концу. Большинство этих вещей объединено общими мотивами, которые развиваются, незаметно переходят из трека в трек – это тоже придает альбому цельность.
Для коллектива альбом стал значительным шагом вперед – и по уровню композиционного мышления, и по качеству записи (которая велась на нескольких серьезных питерских студиях). Высококачественные сведение и мастеринг (питерский звукорежиссер Егор Убель) придали звучанию цельность и сбалансированность – альбом будет легко слушать даже тем, кого отталкивала «пластмассовость» ранних записей и некоторая «кривизна» работ среднего периода. Даже обложка кажется необыкновенно свежей и притягивает внимание: это не типичная для Roz Vitalis мрачноватая графика, а фотография девушки на фоне пшеничного поля и неба (хочется добавить, вполне в духе Стивена Уилсона). В пейзаже много простора и воздуха, как и в музыке. Вместо названия – символ Roz Vitalis, раннехристианский крест. Хочется, чтобы и их музыку узнавали без всяких заголовков, с первых же нот, а группа пожинала бы плоды своего труда – труда любви и преданности своему делу.

Елена Савицкая

Елена Савицкая