Tuska 2013: Kак обычно, с душой
Ноябрь 11, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Tuska 2013: Kак обычно, с душой

Amorphis,Dreamtale,Foreign,heavy metal,Nightwish,Tesseract,обычный,Хельсинки Tuska, трехдневный фестиваль в портовом районе Хельсинки, — главное метал-событие середины лета в города. Его традиционное время проведения – последняя неделя июня. В этом году расписание немного подвело организаторов: два дня из трех наложились на масштабный рок-фестиваль «Rock The Beach».

Пришлось немного разрываться, но так как последний больше тяготел к поп-року, то, по сути дела каждое, событие нашло свою аудиторию. И лишь журналистской братии пришлось искать способы успеть везде.

Переселившись несколько лет назад из уютного парка на бетонный плац, фестиваль заметно потерял в уютности. Но в этом году проблемы наконец удалось преодолеть за счет перестановки сцен – их новая конфигурация стала более логичной, компактной и удобной. Программа «Туски», правда, казалась бедноватой: фестиваль лишился одной из сцен. Но на самом деле на фестивале «эмоциональной пустоты» не ощущалось. Остановимся на некоторых выступлениях этого года.

Организаторы из Finnish Metal Events любят поставить в начало своих событий интересную сильную команду, каковой в этом году стал английский TesseracT. Группа играет в стиле прогрессив-метал и в мае выпустила очередной релиз «Altered State», который заслужил весьма высокие отзывы. Традиционно для прогеров, особого шоу на сцене не наблюдалось. Волосатые парни в обычной одежде – джинсы и кожанки – просто методично отыгрывали свой техничный материал.

Незаслуженно, на мой взгляд, маленький слот получил на Tuska пауэр-проект Dreamtale. Во главе команды стоит Эркки Сеппянен, известный россиянам там же по дум-команде Kypck. Dreamtale раз за разом демонстрирует отличный материал и не менее отличную концертную подачу. Эркки, несмотря на большой рост, отлично двигается по сцене, всегда действуя так, как будто перед ним целый стадион фанатов. Но 25 минут, да ещё на самой маленькой сцене – до обидного мало.

Отметился на «Туске» и вездесущий Amorphis. На этот раз, на радость девочкам-фанаткам, Томи Йоутсен прыгал по сцене топлесс, сверкая всеми своими татуировками и размахивая модным стимпанк-микрофоном. «Аморфис» известен своим интенсивным, практически поточным графиком выступлений.

Да простят меня выросшие на классике люди, но выступление King Diamond лично у меня восторга не вызвало, так как ностальгии по его музыке я не чувствую. Корифей привез своё «маски-шоу», проходящее в стилизованных декорациях демонического замка. Самое загадочное в них – непонятная высокая ограда, через которую все музыканты вынуждены высовываться, чтобы показаться толпе. Возможно, в тёмном клубе данное «оригинальное» решение ещё как-то приемлемо, но когда прямо на металлические прутья светит солнце, разглядеть что-то за ними становится тяжелее. Похоже, мешала ограда и самому Даймонду, так как ему постоянно хотелось высунуться к зрителям. Шоу вышло объективно бледным (да и вокал не радовал богатством тембров), однако толпе, разукрашенной в тематический грим, всё, как обычно, понравилось.

Второй день, к сожалению, не попал в поле нашего зрения из-за пересечения с фестивалем Rock The Beach. В этот день были заявлены классические метал-команды – финская Stamina, немецкий Kreator и американский Testament.

Третий день вышел пауэр-ориентированным. На фестивале стараются смешать жанры примерно равномерным образом, и своеобразной иронией выглядело выступление брутальных дэтстеров Deathchain перед рядом «лёгких» команд.

Группе Amaranthe, казалось бы, не на что жаловаться – народу в группе много, несколько человек поют, однако достаточно хорошо слушающаяся в записи команда прозвучала на сцене Туски необычно бледно.

Некоторое недоумение возникает от стремительного взлёта коллектива Battle Beast – играют они замечательно, но по сценическому уровню пока, на мой взгляд, не должны ещё быть на главной сцене (тот же Dreamtale был бы там уместнее). В 2013 году вышел их второй альбом, названный аналогично имени группы. На обложке диска изображена сцена избиения антропоморфными львами боевых роботов, что наводит на интересные мысли относительно того, что у ребят творится в голове и на каких именно юных слушателей ориентируется коллектив.

Одной из приятных особенностей фестивалей является наличие автограф-сессий. К чести организаторов «Туски», с этим у них всегда всё в порядке. На «Rock The Beach» никто подобными «ненужностями» не занимался – лишь пара команд «малой сцены» подписывала карточки визитёрам, сидя в импровизированном ларьке в передвижном джинсовом магазине. На «Туске» же сильны другие традиции: практически всегда есть шанс получить автограф у одного-двух хедлайнеров. Позабавило, что автограф-сессия Nightwish не вызвала особого интереса у репортёров, хотя именно на ней можно было сфотографировать лидера группы Туомаса Холопайнена с двух метров, а не с пятнадцати, как на концерте.

Третий день был необычно кратким – то ли потому, что фестиваль ощущал себя «неуютно», будучи «запараллеленным» с Rock The Beach, то ли по финансовым причинам. На второй по значимости сцене так же выступили достаточно одинаковые год от года финские Stratovarius и новоявленная «гёрл-банда» Barbie’Q’Barbies. Оба коллектива не произвели особого впечатления.

Всем известный Nightwish, закрывавший фестиваль, не столь давно обзавелся новой вокалисткой, и услышать ее в группе было крайне любопытно. Флёр Янсен, очень высокая и очень мощная барышня, имеет тембр голоса где-то посередине между Тарьей Турунен и Анетт Ользон, и музыка группы в ее исполнении зазвучала глубже. По обилию материала времён Тарьи в сет-листе выступления сразу становится ясно, что группа нашла наконец человека, способного исполнять более низкие партии старых песен, составляющих костяк «знакового» материала команды. По финской традиции Флёр некоторое время подержали на позициях сессионщика, но после хорошего знакомства и большого количество сыгранных концертов благополучно приняли на постоянную работу. Концерт Nightwish был посвящен, конечно, последнему диску «Imaginaerum», шоу сопровождалось проекциями на видеоэкран и пиротехникой. Прошел сет отлично, и после того, как музыканты ушли со сцены, над толпой ещё долго светилась золотая ретро-надпись «Имаджинариум» и звучало необычно долгое «послесловие»-outro. Однако – никаких бисов.

Интересный опыт практически одновременного посещения рок-фестиваля «Rock the Beach@, ориентированного на широкую категорию зрителей «MTV-рока», и «металлической» Туски оказался очень познавательным в плане ощущений. RtB выглядел насквозь коммерческим, треть команд не разрешала себя фотографировать, а о том, чтобы пожать руку исполнителю на автограф-сессии или в толпе, приходилось лишь мечтать. Осталось ощущение встречи с гигантской шоубиз-машиной, где простому человеку уготовано место где-то очень сильно под сценой, с невозможностью когда-либо просто так встретить своего кумира (это возможно, но за деньги). На Туске такая встреча – дело совершенно нормальное и ничего не стоит.

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.
Благодарим «Finnish Metal Events» за аккредитацию на фестиваль.

Владимир Импалер

Владимир Импалер