ProgDay 11 («Руки Слона», «Шон», Spies Boys): Зеленый день
Май 24, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

ProgDay 11 («Руки Слона», «Шон», Spies Boys): Зеленый день

Local,progressive rock,Spies Boys,Клуб Алексея Козлова,Москва,обычный,Руки Слона,Шон Началось всё с того, что в клубе Алексея Козлова решили изменить освещение. Испокон веков, то есть больше года, с самого открытия заведения, эти фонари над сценой светили синим, и вот техники, видимо, обнаружили, что их режим работы можно переключать, и попробовали красный.

Красный смотрелся зловеще и никому не понравился. Остался зеленый — в результате сцена весь концерт представляла собой иллюстрации к сказке «Малахитовая шкатулка» (а то и «Царевна-лягушка»).

Саундчек шел ни шатко, ни валко — «Руки слона», т.е. дуэт Вальдемара Кислякова (бас) и Таи Быковой (виолончель), при легкой поддержке ноутбука, отчекался еще в шесть, а в трио «Шон» опаздывал гитарист, поэтому двое оставшихся, басист и барабанщик, то ли чекались, то ли просто вдоволь джемовали — к явному удовольствию аудитории. Судя по всему, поклонников «Шона» — команды из подмосковного города Королёва — было в зале большинство. Группа юная, ее аудитория — тоже, и музыканты, и фэны пока не пресытились концертами, что и прекрасно. Свою публику подтянули и маститые Spies Boys, так что мои опасения по поводу посещаемости этого предпраздничного вторника не оправдались — было людно, шумно и весело.

Шумно, людно, но не столь весело было и снаружи — на стадионе «Олимпийский» выступал молодежный певец Джастин Бибер. Я пока не осквернил свой слух ни одним его произведением, но артист, судя по всему, популярный, причем какой-то особенной «ласково-маевской» популярностью — все подходы к стадиону были запружены юными девочками с горящими глазами, а у выхода из метро стоял тертого вида субъект с пачкой фотографий Бибера. «Фото с автографом! Несовершеннолетним скидка!» — зазывал он.

А в клубе Козлова на время воцарилась тишь и благодать — выступал дуэт «Руки слона». Как рассказал Вальдемар, изначально он собирался назвать проект «Ноги слона», но его стали подкалывать на тему «откуда растут ноги у слона»… И они решили внести элемент загадочности. Начали «Руки» с двух чисто виолончельно-басовых дуэтов, близких по форме и настроению к их основной команде «Элефант» — плавная, возвышенная лирика с певучим звуком бас-гитары. Затем Кисляков одел большие наушники и включил инструментальную подложку со звуками ударных, клавишных и каких-то эффектов. Музыка стала насыщенней, но, пожалуй, потеряла в энергетике и очаровании. Хотя не стоит пока судить проект жестко — это лишь превью того, какой станет музыка Вальдемара дальше, когда он дозапишет сольный альбом и доукомплектует проект, по крайней мере, каким-то третьим инструментальным «голосом», а то и ударным/перкуссией. А музыка — интересная. И чудным подарком всей аудитории «Прогдэя» стала инструментальная кавер-версия кримзоновской «One TIme» под конец…

То, что группа «Шон» — неординарное явление по меркам прогрессива, было ясно еще по их анонсам, где все имена музыкантов были тщательно скрыты, фотографии заменены рисунками, а вся переписка шла от лица Шона, персонажа, по легенде сочиняющего для группы всю музыку. Даже название его пишется так, что фиг повторишь: «ŠÖŇ», с точками и тильдами над каждой буквой. Выйдя на сцену и дочекавшись уже с гитаристом, ребята сразу стали чудить — они подключили к одному из входов… мобильник, воспроизводящий какую-то экзотическую азиатскую поп-музыку, и… ушли отдыхать в гримерку. Мол, надо подготовиться — и им, и публике тоже. Кроме того, восточная музыка отлично сочетается с их «кривыми» размерами ип позволяет ничего не говорить в паузах.

Выскочив на сцену, трое музыкантов обрушили на публику настоящий шквал жесткого прифанкованного гитарного рока. Лидер команды, гитарист — имя, повторюсь, неизветстно — эдакий панковатый Пит Тауншенд, он бешено скакал по сцене, едва не запутался в проводах и чуть не завернулся в расстеленный на ней зачем-то ковёр. Энергетика выступления зашкаливает, с «прогрессивностью», в общем, тоже всё в порядке, но, может быть, не хватает динамических контрастов и разноплановости. И клуб — с его сидячими столиками — не располагает к прыганью, а на площадке попроще, уверен, в центре зала уже образовался бы нешуточный слэм. Хотя фэны «Шона» были рады и просто сидеть и пить пиво за столиками — а вот среди фэнов «Элефанта» кто-то, похоже, не выдержал и покинул зал.

Лично мне было очень хорошо — ровно до того момента как в середине сета на сцену выскочил паренек и начал… читать рэп, что-то на космические темы. Прогрессив-рэп — такого у нас еще не было! И звуковое давление будто нарастало от песни к песне и под конец даже у меня чуток болели уши. Хотя рэпер, к счастью, ограничился лишь одной вещью, а затем было еще много интересного, в частности, буйная обработка «Rock It» Херби Хэнкока со «скрэтчами» на гитаре…

Как рассказал потом гитарист «Шона», он вырос на фанковой музыке и, среди всего прочего, очень ценит фанк, который играли в Советском Союзе. «У Алексея Козлова и «Арсенала» это получалось очень интересно, и Алексей Семенович — один из героев и вдохновителей группы «Шон», а играть в его клубе — огромная честь. Жаль лишь, что он сам не пришел на концерт…» — говорил музыкант, а я думал, что, наверное, слушать _таких_ последователей ему было бы непривычно.

После такого, казалось, повысить «градус» концерта уже невозможно. И следующая команда, ветераны андеграунда Spies Boys не стали пытаться «перекуролесить» «Шон», а выступили мягко, лирично и даже немного камерно. Мне группа и ее лидер Игорь Колесов запомнился по прошлогоднему летнему концерту, где он играл на электропиано — играл фриковато, сумбурно и бесшабашно. Сейчас он играл на местном клубном рояле, и это, видимо, диктовало иную манеру и иной подход. Вдобавок, по его словам, клавишник попросту не выспался и «клевал носом» за инструментом. Были спокойны и далеки от безумства и остальные участники фьюжн-трио — басист Валерий Козлов и барабанщик Николай Небогатов, игравший насыщенно, четко и аккуратно, в отличие от отчаянно громкого драммера «Шона». В репертуаре было сразу несколько вещей в духе танго, преобладала лирика, и лишь в самой последней бисовой вещи Колесов позволил себе чуть-чуть разойтись.

Слушатели, подоглохшие после «Шона», реагировали на Spies Bоys позитивно, но сдержанно. А самый яркий момент концерта — такой, что запомнится надолго — случился еще до его начала. Наскоро отстроившись, музыканты вышли на сцену, расселись по своим местам, клавишник сказал: «Ну вот, теперь мы можем наконец начать играть», взял первый аккорд, и басист Валерий Козлов… упал со стула и со сцены вниз, в зал. Его стул стоял слишком близко к краю. К счастью, сцена в Козлов-клубе невысока. К несчастью. он упал на бас-гитару и ее джек оказался выломан «с мясом». Попытки его зафиксировать ни к чему не привели, и весь сет Валера играл на басухе группы «Шон», за что ей отдельное спасибо.

В 11 с хвостиком концерт завершился — были еще предложения поджемовать, но звукорежиссеры взмолились о пощаде… Тем временем стали поступать вести из внешнего мира: концерт Джастина Бибера задержался на три часа и закончился только что. Обратно к метро мы шли в толпе плачущих девиц, которые и знать не знали, что происходило неподалеку от «Олимпийского», под зелеными лампами сцены Козлов-клуба. Не плачьте, девчонки, прогрессив где-то рядом!

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер