Jeff Lynne «Long Wave» (2012)
pop 8/10
Frontiers
Джефф Линн, как будто следуя недавним примерам Пола Маккартни и Игги Попа, тоже записал альбом стародавних сентиментальных песен. Первая реакция – удивление. Кажется, что традиционный студийный хай-тек ELO, все эти летающие тарелки и песни про «билет на Луну» с ретро-музыкой никак не соотносятся. Но если окинуть взором всю могучую дискографию Линна, «старомодность» нового диска окажется чуть ли не закономерной. Ведь «секретные сообщения» поступали всё время: замаскированный вальс «In My Own Time» с альбома «Zoom», эвергрины «Stormy Weather» и «September Song» с предыдущего сольника Линна «Armchair Theatre», очень старомодные (напоминающие саундтрек к какому-нибудь фильму 40-х) струнные в альбоме «Eldorado», и даже некоторые номера ранней группы Джеффа Линна Idle Race. Скажем, «Follow Me Follow» словно написана под впечатлением от «Somewhere Over The Rainbow» из «Волшебника страны Оз»… Возникает стойкое подозрение, что вся эта музыкальная, несколько размашистая, широкая, оркестровая сентиментальность песен Джеффа Линна и ELO происходит как раз отсюда – из детства, из той музыки, на которой Линн вырос.
Ночное радио под одеялом – процесс, безусловно, интимный, один на один, с долей клаустрофобии. И поэтому, опять же, не так удивительно, что Джефф Линн этот диск записывал в одиночку – как когда-то в одиночку устраивал свои первые «студийные» эксперименты, перегородив аппаратурой всю переднюю дома своих родителей. Что характерно, он не стремится как-то менять свой фирменный, всем известный звук (да-да, те самые увесистые, «размазанные» барабаны со звуком «дыщщ!»), но этого и не надо. Альбом действительно выглядит логичным продолжением и развитием всего того, что Линн делал до этого, а не каким-то экспериментом, шагом в сторону, попыткой изменить себя или себе. При всей механистичности процесса (да-да, Джефф, из буклета мы знаем, что ты очень кропотливо снимал этот гитарный саунд и тщательно отрабатывал все барабанные сбивки – хотя могли бы и догадаться), временами появляется ощущение, что эти классические, проверенные временем номера вытягивают Линна на качественно новый уровень. Драматические аккорды песни Шарля Азнавура «She» придают музыке почти оперное ощущение прекрасной обреченности – ощущение, необычное для Линна, безнадежно сентиментальное, но всё же не оставляющее равнодушным. Сдержанный англичанин, он срезает с песни всю французскую «декоративность», все украшения, оставляя только прекрасные аккорды и мелодию, и безусловно выигрывает. С другой стороны, в некоторых более легких номерах, например на «Smile» Чарли Чаплина, Линну немного не хватает спонтанности и непосредственности. Но зато для тех, кто заскучал на романтических номерах, есть и порция старого рок-н-ролла времен туманной бирмингемской юности. И, судя по всему, задача, поставленная исполнителем, достигнута. Этот возникший будто ниоткуда альбом старинных песен, записанных Линном почти в одиночку, звучит как нечто, абсолютно отрезанное от времени и пространства.