King Crimson Festival: A Perfect Mess
Август 27, 2012
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

King Crimson Festival: A Perfect Mess

Adrian Belew Power Trio,Foreign,King Crimson,progressive rock,Stick Men,Крокус Сити Холл,Москва Хотя выступления музыкантов King Crimson в России стали уже обыденностью, на масштабные концерты под шапкой King Crimson Festival, которые уже не первый раз проводит GreenWave Music, люди идут, как на праздник. Пусть сам Роберт Фрипп в них и не участвует, лишь милостиво закрывает глаза на использование легендарного названия. Особых сюрпризов, вроде выхода на сцену «затворника» Эдди Джобсона, на сей раз не предполагалось. Хотя, если учесть, что в июне 2011-го Stick Men Тони Левина выступали в Москве в небольшом клубе «Forte» для избранной публики, концерт в огромном зале «для народа» — вполне себе сюрприз и широкий жест. Причем на этот раз «малиновая» компания побывала не только в Москве, но и в Петербурге, и в Калуге, и даже, говорят, джемовала где-то в калужских лесах с русскими музыкантами. В общем, все хорошо провели время.

Открыл вечер сам Александр Чепарухин, который припомнил историю своих взаимоотношений с Фриппом, а также посвятил собравшихся в то, что они, собственно, сейчас услышат. Вообще, без конферанса Чепарухина подобные «сборища» представить уже невозможно: его харизма, юмор и интеллект доставляют не меньше удовольствия, чем сама музыка. Артист, одним словом! Первое отделение было отдано Stick Men: помимо маэстро-стикиста Тони Левина и барабанщика Пэт Мастелотто, в ее составе сейчас Маркус Ройтер с 8-струнной Warr-guitar. На сцене трио выглядит очень серьезно, почти академически. Да и репертуар под стать. Это и «мощные» инструменталы из репертуара King Crimson («Vrooom», «Larks’ Tongues In Aspic, Part 2») и Роберта Фриппа («Breathless»), и даже большой отрывок из балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Грандиозная, сложнейшая вещь, которую музыканты переложили для рок-инструментов, и, надо сказать, сделали это очень удачно, не привнеся в звучание ничего лишнего и при этом блеснув исполнительским мастерством. Впрочем, Тони Левин сотоварищи не только играли в «классиков», но и шутили, импровизировали, «рубились» по полной программе. Особенно подходящей для этого оказалась собственная композиция «Soup» (из первого альбома Stick Men) – под этим самым «супом» подразумевался и всеми нежно любимый «суперколлайдер» (который недавно-таки обнаружил искомую суперчастицу), и как объяснил Левин, простой русский борщ. Ударное исполнение этой вещи напомнило «атаку мамонтов на азиатском плато» — эпитет, которым критики когда-то характеризовали фортепианные выступления Сергея Прокофьева.

Adrian Belew Power Trio по сравнению со Stick Men выглядели сущими панками: вечно улыбающийся Адриан Белью в простой белой футболке, басистка Джулия Слик в черном платье и… босиком, новый барабанщик Тобиас Ральф – видно его особо не было, но тоже понятно, что наш человек. Причины, по которым группу покинул брат Джулии Эрик, не афишировались, но обновленная ритм-секция явно нашла возможность хорошенько сыграться. Правда, в исполнении при этом была (думается, запланированная) доля здорового раздолбайства, что выражалось и в подчеркнуто энергичном звукоизвлечении, и в несколько грязноватом саунде. Из кримзоновских песен прозвучала «Neurotica» (на которой половина вокала шла в записи – Белью, по всей видимости, не справлялся с быстрым речитативом), а веселее всего прозвучала композиция с немудрящим названием «E» (то есть «ми»), иронически обыгрывающая самую обычную хроматическую гамму.

Ну и конечно же, в финале свершилось то, ради чего и собрались присутствовавшие – совместное исполнение «хитов» King Crimson. Объединенная фракция под кодовым названием Two Of The Perfect Trio заняла свои места на сцене так, что бы оба трио оставались как бы сами по себе, не смешиваясь. Первую вещь, «Three Of A Perfect Pair», Тони и Адриан исполнили дуэтом. Затем бодро и весело последовали «Red», «THRAK», «Dinosaur», «Frame By Frame», и, под конец — «Indiscipline», на которой музыканты окончательно разошлись и стали хулиганить, сбивать друг друга с ритма, обмениваться барабанными брейками и т.д. Но «поругаться» им всё же не удалось: бисовую «Thela Hun Geenjet» спели дружно и хором. И пусть сегодня эта музыка звучит не с тем «посылом» и настроением, как во времена собственно King Crimson, «малиновый» праздник, безусловно, удался.

Организатор: GreenWave Music
Фото: Сергей Беляков (http://www.sbelyakov.ru)
Опубликовано в InRock №54

Елена Савицкая

Елена Савицкая