Iron Maiden «The Final Frontier» (2010)
Октябрь 30, 2010
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Iron Maiden «The Final Frontier» (2010)

heavy metal 7/10
EMI / Gala Records

10 песен, почти 80 минут звучания, настоящая глыба от основателей тяжелого жанра – поначалу просто оторопь берет, как к такому альбому подступиться? Кажется, нужны месяцы и месяцы, чтобы расслушать все нюансы, все хитрости, запрятанные опытными мастерами своего дела. С высоты своего нынешнего положения Iron Maiden» вполне могут позволить себе не идти на поводу у ожиданий фэнов, не заботиться о легкой усваиваемости своих идей. Хотя и фэнам уже достаточно самого выхода альбома, чтобы их ожидания сбылись. Как отметил знаток творчества группы Александр Авдуевский, группа давно уже продает не альбомы как таковые, а саму принадлежность к «миру Iron Maiden», где покупка диска, поход на концерт – только составные части общего культа.
Однако любители «Мэйден» пока еще не превратились в какую-то замкнутую касту, а музыка для них по-прежнему самоценна. Что же в «The Final Frontier» найдут для себя поклонники группы, да и тяжелого рока в целом?
Самодостаточность команды проявляется уже в компоновке треков на диске. Причудливое интро (эдакий «мэйденовский» взгляд на спэйс-рок) звучит довольно свежо, зато дальше – не слишком выразительный, но уже изрядно раскрученный, благодаря синглу, боевик «El Dorado». Типичный поздний «Мэйден» – напор, мощь, но без особых красивостей и тонкостей. Таков и заглавный трек «Final Frontier». А вот дальше… на слушателя обрушивается поток, на первый взгляд, почти неразличимых чудо-эпиков под 10 минут каждый, где Брюс Дикинсон мерно вещает что-то голосом сказителя Бояна, добравшегося уже до 304-й строчки своей бесконечной былины о Добрыне Никитиче… Только потом сознание всё-таки выхватывает из этого потока отдельные вещи и ощущается некое разнообразие. Так, «Alchemist» – добротный скоростной трек, при этом куда мелодичнее предыдущих альбомных «боевиков». «Coming Home» – поэтичнейшая брюсовская баллада о воздушных полетах. «Starblind» – один из по-настоящему проработанных пауэр-эпиков, который заставляет вспомнить времена «Seventh Son…». А «The Talisman» дал многим повод упрекнуть команду в уходе в прог-метал. Но это всё же слишком поспешное утверждение. Способность записывать длинные песни – это еще не прогрессивность. Нынешние Iron Maiden развивают свои вещи, если так можно выразиться, не вглубь, а вширь. Там, где ждешь насыщенности звучания, полифонии, развития тем, логики и изящества в «связках» между ними, слышишь в основном навязчивые повторения куплетов-припевов и добротные, уже довольно приевшиеся сольные партии. Драматургически выстроенная композиция могла бы вести нас через цепочку эмоциональных состояний, с катарсисом под конец, – у Iron Maiden же всё, как правило, выдержано в одной интонации.
«Винить» в этом, наверное, следует популярный ныне принцип записи «живьем в студии». Мысль здравая, наверное… для блюз-рока или тру-блэка, но Iron Maiden более тщательная проработка нюансов и «указующий перст» авторитетного саундпродюсера очень помогли бы. Да, Кевин Ширли – суперпрофессионал, но не верится, что у него было свое слово в процессе работы. В особенности грустно за голос Брюса Дикинсона, ведь еще свеж в памяти блистательный «Accident Of Birth», где его вокал показывал глубины драматизма и выразительности. И дело даже не в том, что все мы стареем. Просто концертный Брюс и студийный Брюс – два разных вокалиста. А на «The Final Frontier» мы слышим, скорее, его концертную версию.
Положение отчасти спасают тексты. Именно благодаря им раскрывается финальная 11-минутная «When The Wild Wind Blows» – харрисовская пауэр-баллада с фолк-интонациями. (А не выпустить ли группе акустический бард-фолковый альбом в следующий раз?) «Мир, каким мы его знаем, подходит к концу» – эта фраза суммирует предапокалиптические настроения и события 2010 года. Некая семейная пара вырыла себе бункер в надежде спрятаться от грядущих потрясений… Кончилось всё плохо – для героев песни, а вот для мира – кажется, хорошо. И то верно, зачем Iron Maiden думать о конце света, когда у них всё идет по плану?

Елена Савицкая

Елена Савицкая