Wishbone Ash «Coat of Arms» (2020)
У Энди Пауэлла, лидера нынешнего состава Wishbone Ash, есть два ключевых свойства – упорство и незаметность. И талант, про него вопросов нет – иначе он не смог бы тащить на себе группу в течение бОльшей части её 50-летней истории. Правда, за это многие его и попрекают – как, скажем, Мика Бокса в Uriah Heep, но отличие в том, что Энди даже без участия основного композитора классического состава, басиста Мартина Тёрнера, удалось более-менее сберечь и узнаваемое звучание, и характерный музыкальный формат со сдвоенными гитарами. Считается, что уже потом у «Эш» его позаимствовали Iron Maiden и все-все-все. Позднее творчество Пауэлла и Ко. не содержит таких уж сверкающих хитов, но каждый диск, начиная с «Bona Fide» (2002), неизменно оставлял тёплые чувства. За этот ровный, плодотворный период их было целых пять, а вот перед следующим, «Coat of Arms», группа снова вошла в период лёгкой турбулентности. Одно время Энди даже подумывал о том, чтобы выпустить диск не с группой, а соло, и даже заключил контракт с лейблом, но вышло иначе – ушёл второй гитарист позднего состава, финн Мадди Маннинен. У него пропал прежний «огонь», музыкант подустал, и, поговорив по душам с Энди, решил уступить место более мотивированному кандидату. Им оказался Марк Абрахамс, гитарист из Йоркшира, ему 41 год, уже в возрасте девяти лет он подбирал «Blowing Free» Wishbone Ash, вырос на блюз-роке, работал продавцом гитар, держал собственный музыкальный магазин, а главным его достижением в роке было выступление с местной командой Coyote на разогреве у Oliver/Dawson Saxon.
Марк пришёл в 2017-м, диск вышел в самом начале 2020-го – нормальные темпы для рок-ветеранов. Сделал ли Пауэлл правильный выбор? Безусловно. Зазвучала ли с приходом Абрахамса группа как-то принципиально по-новому? Вряд ли. Но ощущение свежести всё-таки есть, как и большего разнообразия, и очень импонирующего здесь умения не торопиться. В буквальном смысле – многие вещи так и просятся, чтобы их сыграли побыстрее и подрайвовее, но тогда Wishbone Ash потеряли бы долю своего очарования, какой-то блаженной расфокусированности. В музыке Энди и Ко. выделяются два начала: во-первых, инструментальное, типичное для Wishbone Ash перекидывание гитарными фразами, похожее на вязание спицами, с не очень-то обязательными вокальными партиями (допустим, «Drive», «Too Cool For AC»), во-вторых, бардовски-песенное, в лучших образчиках которого Энди поднимается до битловского уровня нежности и мелодизма. В роскошной балладе «Froleana», посвящённой мрачной истории немецких переселенцев на одноимённый остров, показал себя ещё один новый соавтор, Эйнсли Пауэлл, сын бэндлидера. В задумчивой «It’s Only You I See» мы слышим выразительнейший монолог гитары Энди, который мог бы прозвучать и на дисках Wishbone Ash середины 70-х. А нежнейшая «Deja Vu» неожиданно напоминает позднего Стива Хэккетта (и снова с участием Эйнсли, видимо, необычные гитарные звуки – по его части)… Эти два начала, песенное и гитарно-инструментальное, встречаются в хитовой «We Stand As One», посвящённой борьбе за экологию. (В клипе неожиданно среди съёмок демонстраций проскакивают кадры с «Бессмертного полка», но где ж им знать…) Пожалуй, таких запоминающихся песен Wishbone Ash давно уже не писали – с хлёстким риффом авторства Абрахамса и, вместе с тем, тонким развитием темы припева в финале. В «Coat of Arms» и «Personal Halloween» доминирует ритм-н-блюз, в едкой «Empty Man» – появляются нотки «американы», и не случайно, вещь посвящена Дональду Трампу. А бонусная акустическая «Latitude» неожиданно заставляет вспомнить наших In Folio – думаю, если бы Энди Пауэлл и Сергей Седых встретились, им было бы что обсудить и что сыграть вместе. А пока что своё 50-летие Wishbone Ash отметили альбомом, в котором есть что расслушивать и который может со временем встать вровень с их классикой.
Владимир ИМПАЛЕР
Рецензия опубликована в InRock #91
hard rock 9/10
SPV/Steamhammer/"Союз Music"