Stick Men + David Cross “Midori” (2 CD, 2019)
Moonjune Records издали на двух дисках два выступления, состоявшихся 10 апреля 2015 года в токийском «Billboard Live». Это было дебютом для только складывавшегося квартета (с тех пор Дэвид Кросс стал регулярно ездить в туры со Stick Men), и, возможно, этим обусловлен тот факт, что между первым и вторым шоу – огромная разница. Нет, не в качестве игры, звука и прочего, но это будто две разных группы. На первом диске мы слышим четырёх первоклассных музыкантов, один из которых усиленно борется за пространство для своего инструмента, и в те моменты, когда оставшееся трио ему такое пространство предоставляет, он заполняет его полностью. Результат хорош, но эмоций не появляется до пьесы «Shades of Starless» (импровизационные вариации на тему «Starless»), где четверо находят-таки гармонию – как высказался Роберт Фрипп по аналогичному поводу: “The Music entered the place”. Далее следуют «The Talking Drum» и «Larks’ Tongues In Aspic, Pt. II», исполненные безукоризненно. Второй CD захватывает с первых же нот «Opening Soundscape: Cyan», исполняемого Маркусом и Дэвидом. В отличие от первого выступления, обе импровизационных пьесы не имеют и намёка на занудство, а слушаются на одном дыхании, кавер «Breathless» получился блестящим – лишний повод восхититься уровнем игры Маркуса Ройтера, партии скрипки неожиданно очень органично вписались в «Sartori In Tangier» (а вот в «Industry» на первом CD – не очень), а «Firebird Suite», «The Talking Drum» и «Larks’ Tongues In Aspic, Pt. II» стали кульминацией всего выступления. Причём уже на «The Talking Drum» в зал, помимо уже находившейся там Музыки, заглянул и Малиновый Король (чего без основателя обычно не случается – живые выступления Crimson ProjeKct яркий тому пример). Можно посетовать на недостаток материала Stick Men, хотя наличие красивейшей «Crack In the Sky» утешает, но понятно, что это были особые выступления, когда музыкантам с различным бэкграундом и стилистическими предпочтениями нужно было найти комфортный формат для совместного музицирования. С последним они превосходно справились, более того, это редкий случай, когда на сцене звезда – каждый из выступающих, слышно тоже каждого, и нет перетягивания внимания, вольного или невольного, на кого-то одного. Ещё отмечу игру Пэта: отсутствие джазовой составляющей делает его манеру более прямолинейной, чем у Билла Бруфорда, но при этом Пэт Мастелотто ничуть не менее изобретателен: слушать, как он играет в «Industry» и «The Talking Drum» – невероятное удовольствие. Ну а Тони – единственный в своём роде, он, безупречен, как всегда. В общем, спасибо Лео Павковичу за то, что свёл этих музыкантов вместе.
Рецензия опубликована в #89
progressive rock
Moonjune Records