Рок-музыка в контексте современной культуры. Сборник статей (2020)
Март 14, 2021
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Рок-музыка в контексте современной культуры. Сборник статей (2020)

Сборник статей по научной дисциплине роковедению (оказывается, есть такая наука!) вышел по итогам I международной научно-практической конференции, состоявшейся 20 ноября 2018 года в Государственном институте искусствознания – всё всерьёз. Уже проведена следующая такая встреча, но о ней – в другой раз. Также оставим в стороне тему – может ли рок-музыка вообще быть вписана в рамки искусствоведения. При этом не ограничиваться каталогизацией, систематизацией, эмоциональной оценкой — рецензированием и философским, социальным осмыслением, а идти дальше – в анализ и прогнозирование. Сборник выпущен ГИИ, что подобные вопросы и ограничения снимает.
Вопрос не имеет однозначного похода, он только формируется. Сборник это удачно отражает, поэтому, сознавая эпохальность события, обращаем внимание и на противоречия. Порадовала серьёзным подходом статья фолк-рок-музыканта Бориса Базурова. Его интересует, в частности, вопрос соотношения понятий «фольклор» и «фейк-лор» — выхлоп цивилизации фейков. Автор утверждает, что «подъездные формы» рока не должны быть предметом научного изучения. Но издание подобной классификации музыки – на «настоящее», на «подделку» или «недоделку» не проводит. Уместна будет цитата из Ленина…, простите (смайл), Леннона: «…естественность рока поражает уже при самом первом знакомстве с ним. Одним словом, это истинное искусство». То есть, это искусство, для которого главное не технология и не техника, а естественность. Так ли это для прочих жанров?
Для сборника это не так. В разговоре о «русском роке» появляются музыканты, не имеющие бэкграунда. Звучат имена, недавно продвигаемые на цифровых платформах. Способы формирования их известности могли бы стать предметом обсуждения, однако их уже цитируют. Да и предположим, что проблема «русского рока» противоречит самой идее музыковедения. Вспомним, попавшего в суть, Сергея Курёхина, который определил «русскую» музыку как музыку с «обязательным» безумием. Уж какой тут учёт лайков.
Вариант решения — в работе редактора-составителя сборника Елены Савицкой, посвященной отечественному фолк-року. Совмещая анализ прог-рок-коллективов и советских филармонических ВИА, она темой делает качество. Политические противостояния тех лет живы, они не стали историей. Но рок-музыканты перерабатывают фольклор независимо от окружающих социальных возмущений. Леннон, вспомним его ещё раз, был максимально политизирован, но как-то сказал: «Мне кажется, я пишу народную музыку двадцатого века». Этот подход выше взаимной адаптации жанров и социальных платформ. Вспомним и цитату из сборника: «Мы сейчас сыграем вам одну народную песню. Мы как раз вчера её сочинили…» (Пит Сигер). Рок, возможно, уже находится в точке, которая порой воспринимается, как цель?
Выделим материалы, говорящие о синтезе различных искусств и эстетик в рамках жанра. Спорным показался тезис о том, что обложки альбомов психоделического рока ориентированы на образованную публику. Представляется обратное – они были инициацией, будили любопытство, подталкивали к знанию, образованные же слушатели уже шли дальше. Сейчас музыканты космически далеки от раскрытия идей при помощи оформления, оно служит примитивным сетевым маркером – аватаром. Да и с идеями – небогато — записать бы сингл для Интернета, показать бы себя телепродюсерам…
Говоря про идентификациию стилей, забывают, что царит тенденция превращения музыки в одну большую серую кашу. Стандартное продюсирование, примитивность идеологии не воспринимаются, как трагедия. А то, что музыкант «сам» определяет, что показать слушателю, вызывает чуть ли не умиление. И объясняется это не разрушением иерархии, выгодным бизнесу, безразличным технологии и губительным для творчества, ведь для развития нужны критерии и границы – надо же что-то нарушать! Это напоминает музыкальные журналы, которые позиционировались, как «прогрессивные» и размещали ссылки на интернет-скачивания. Они подгрызали информационную цивилизацию в угоду цифровому бизнесу и сами погибли под её обломками.
В сборнике упоминаются андеграундные коллективы – их раньше запрещали или не замечали. Теперь это не нужно, финансовая удавка работает жёстче, чем социальные капканы или эстетические шоры. И это — тема для изучения! Или определение «панка», как «звучания» рок-группы… Но это тип социального поведения, мышления, стиль жизни и только потом — его отзвук в музыке. Так и блюз, например, потерял опору в реальности и, вроде бы, мутировал в приём аранжировки. Но если нет чувства стиля, шершавого и страдающего – музыка не будет блюзом, а будет набором звуков, что почувствует и неспециалист. Это верно для всего жанра.
Не хватило, например, обсуждения биографической и исторической литературы, вопросов качества перевода, творчества кавер-коллективов, аспектов шаманизма в жанре — от команд типа «Чолбон» или Sonora Sunrise до криков со цены: «Я не вижу ваши руки!» Ну и осмысления того, что же произошло с жанром за последние десятилетия, рассуждения о причинах отсутствия новых стилей.
Делая замечания Википедии, используя сложную терминологию, ученые разбирают «Шизгару» и поэзию руссих рокеров. Согласятся ли слушатели понимать свою жизнь и боль в выражениях типа «…экзистенциальная модель как смыслоформирующая система в поэтике Я. Дягилевой…»? Вспоминается апокрифическая сороконожка, которая, задумавшись о том, как же она ходит, не смогла сделать больше ни шагу.
Аналитическая рок-журналистика 80-х уступила дорогу описательной. Периодика и беллетристика осмыслением происходящего не занимаются. Но феномен рока носит, пусть неосознанно, но трансцендентный, мировоззренческий характер. Это выводится из духа 60-х годов, которые, кажется, были самыми счастливыми в истории человечества. Та эпоха была вершиной общественной и личной жизни нашего биологического вида, вершиной цивилизации, она гармонично соединяла идеалистичное мировоззрение с возможностью воплощать художественные идеи в реальность.
У книги есть сочетание качеств, которых нет у предмета описания. Тут рулят разум и знания, а не энергия и инстинкты. Это логично выбрасывает мысль в психологию, социологию, соционику, социолингвистику, мистику — области, далёкие от описания технологий, их в книге нет. И может быть, именно это — путь развития науки о рок-музыке.

Александр В. Волков

Скачать сборник в формате pdf можно на сайте Государственного института искусствознания: http://www.sias.ru/upload/iblock/3a8/rock_sbornik2018_2020_full.pdf

InRock
8 из 10
Общее впечатление

Редактор-составитель: кандидат искусствоведения Е. А.Савицкая

Научное издание

ГИИ / ИП Галин А.В. (Rock-ExPress), 2020. 208 с.

8

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков

Похожие публикации

Извините, публикации по вашему запросу не найдены.