Pagan Altar «The Room of Shadows» (2017)
У Pagan Altar долгая и непростая история, но закончилась она неожиданно печально. Группа была создана вокалистом Терри Джонсом в 1976-ом году, двумя годами позже к составу присоединился его сын Алан (гитара), и вдвоём они оставались единственными постоянными участниками команды вплоть до 2015-го. Тем не менее, дискография группы невелика, ведь первый альбом, записанный в 1982-м… увидел свет лишь 16 лет спустя! Ни экспрессивные выступления, в которых присутствовали элементы театральных представлений, ни отличный цепляющий материал на стыке классического хэви и дум-метал, вошедший в “Volume 1” – казалось, ничто не было способно вытянуть Pagan Altar из глубочайшего андеграунда. Так что в 1985-м после ряда безнадёжных попыток пробиться к большой сцене группа была распущена.
Лишь по случайности в конце 90-х музыканты узнали, что бутлеги с их ранними записями продаются в интернете по завышенным ценам, и это стало поводом к изданию дебютного диска, а спустя шесть лет – и к возвращению группы в строй. Три новых альбома вышли один за другим, Pagan Altar стали желанными гостями на фестивалях, получили прижизненный статус «легенд дум-метала» и будто бы обрели заслуженные уважение и славу. Но Терри Джонса настигла тяжёлая болезнь, которая два года назад, за четыре месяца до семидесятилетия, свела его в могилу. И на дальнейших планах музыкантов был поставлен крест. Но «под сукном» остался очередной, четвёртый по счёту альбом под рабочим названием “Never Quite Dead”, и после небольших доработок Алан Джонс вместе с вернувшимися в Pagan Altar басистом Дикконом Харпером и ударником Энди Грином издал эту запись в память о своём отце. Диск получил название “The Room of Shadows”. Шесть песен и короткая концовка “After Forever” составляют в совокупности 46 минут материала.
Как обычно, не узнать фирменный стиль англичан невозможно! Специфический высокий, дрожащий вокал Терри – не единственное, что в Pagan Altar напоминает о Black Sabbath. Песни сделаны по рецептам «саббатовской» классики, но у их последователей есть и собственный образ – благодаря более «металлическому» (впрочем, едва ли дотягивающему до отметки NWOBHM) звучанию и условно «староанглийским», практически фольклорным мелодиям. Полностью соответствуют этой концепции и тексты. Одних заголовков достаточно: “Rising of the Dead”, “The Portrait of Dorian Grey”, “Danse Macabre”, “Dance of the Vampires”, “The Room of Shadows”, “The Ripper”… Чувствуете «старую добрую Англию»? Ощущение «духа старины» усиливается и благодаря ретро-звучанию, и дело не только непосредственно в тембрах инструментов, этот призрак просто витает в воздухе… Так что при описании стилевой принадлежности группы часто и заслужено встречается приставка «прото-«. В альбоме преобладают блюзовые настроения, и хотя “The Room of Shadows” в основном сыгран на средней скорости, регулярная смена темпов и динамичное исполнение вкупе с мелодичностью композиций задают здесь тон. Этот релиз, ставший эпитафией не только для Джонса, но и для самой группы, не так силен, как “Volume 1” или “Lords Of Hypocrisy”, однако знакомство с Pagan Altar можно начать и с него. Он даёт верное представление о сильных сторонах этой неординарной команды.
Рецензия опубликована в InRock #83
proto doom/proto metal 8/10
Temple Of Mystery Records