Оркестр Тролля «Пивбаръ» (2013)
alco rock 9/10
SoundAge
В книге Астрид Линдгрен есть эпизод, в котором Карлсон оставил ограбленной на плюшки фрекен Бок записку, в которой говорилось: «В мире сказок тоже любят булочки». Сказки сказками, а без нормальных, осязаемых плюшек их героям, видимо, становится скучно. Действие песен заслуженно культового коллектива из Санкт-Петербурга «Тролль гнёт ель» разворачивается в мире легенд, преданий и сказаний, в компании леших и троллей, и всегда так или иначе связано с «плюшками для взрослых»: пивом. Но вот настал момент из сказочного леса выйти. Куда же? Понятно – в пивбар!
Чтобы не копировать стиль основной группы, Константин «Тролль» Румянцев набрал новый состав, не пересекающийся с «ТГЕ». И действительно, музыка вышла иная. Это уже не фолк-метал, за который меломаны полюбили «ТГЕ». Новый коллектив называет себя на обложке «похмельно-маршевым оркестром фолк-рок-этно-хумппа-ретро-нео-алко-шансона».
Начнем с конца: слово «шансон» для рокера самое устрашающее. Но в переводе с французского «chanson» значит просто-напросто «песня», и песни на диске есть. Нормальные творения с увлекательными веселыми текстами, положенными на простые, но звучные мелодии, лишенные тех блатных аккордов, с которыми понятие «шансон» ассоциируется в России. С группой «Ленинград» «Оркестр Тролля» – на разных полюсах. «Фолк» – всенепременно. Материал сыгран преимущественно в акустике: балалайка, банджо, аккордеон, туба, ударные. Добавим сюда ионику – вот и весь состав. Да и для хумппы (финской народной музыки) эти инструменты тоже привычны. Недаром «Оркестр» поблагодарили в буклете провозвестников жанра, финнов Elakelaiset, и записали их кавер-версию. Но собственных произведений у Elakelaiset нет, поэтому «Оркестр Тролля» сделал кавер кавера: вещь «Выжить бы до пенсии» у финнов называется «Jenkka, Polkka, Humppa», а в оригинале – «America» авторства Rammstein.
Отличие «Оркестра Тролля» от Elakelaiset в том, что при неоднократном прослушивании музыка петербуржцев нисколько не надоедает, а «королей хумппы» второй раз слушать бывает трудновато. И, раз уж пошла речь о каверах – грех не упомянуть ирландскую традиционную песню «Whisky in the Jar», увековеченную Thin Lizzy (здесь – «Виски в кружках»), и хит финского сонграйтера Heсtor «Juodaan Viinaa», трансформировавшийся в «Звон бутылок». Что касается этно – здесь встречаются финские (из написанного выше это логично следует) и ирландские нотки («Мой ирландский сон», «С днем рождения, именинник!»), греческие мотивы («Песня музыкантов-гастролеров»)…
Что же до ретро – у меня есть только одно соображение. Незатейливые песни положены на хорошие, приятные слуху мотивы. Западающие, местами берущие за душу, как эстрадно-телевизионные хиты 70-х, когда попса еще не получила этого позорного обозначения и не вызывала тошноты. Всё это облечено в форму рок-музыки, да и сыграно рок-музыкантами, пусть не на самых стандартных для нее инструментах. Если «грамотно внедрить» эти песни в народ – они вполне могут стать массовыми. А поскольку пропаганда алкоголя ныне запрещена, бунтарская, рОковая составляющая тоже налицо. Интересное ощущение возникло у меня после первого прослушивания альбома: мне с него «захорошело». Неужели прогресс дошел до того, что в музыку можно «вшить» алкоголь и прибалдеть с него, не выпивая напитка?.. Хотя повторять подвиги лирического героя не советую: алкоголизм – болезнь неизлечимая.