Marissa Nadler «Strangers» (2016)
Вещи 35-летней американки Мариссы Надлер полны неторопливых, задумчивых образов. Иногда кажется, что новая королева мрачной нежности и изысканных туманных звуков поёт на соседней лавочке в ночном парке. Однако наступает момент, когда музыка уносит слушателей вместе с аранжировками, лавочкой и парком куда-то далеко, и тогда начинается самое интересное.
Это седьмой альбом певицы. Ранее Надлер предпочитала оформлять свое меццо-сопрано акустической гитарой, банджо и одинокими дудочками. Теперь появились и вкрадчивые синтезаторы. Но мелодичность «Strangers» не становится искусственной или надуманной, вещи льются как река, и, хотя результат порой получается проще, чем у классиков стиля, он много круче современников. Певица словно зависает в облаке эмбиента между временами. Она ищет энергию в акустике и эмоции в автобиографичности. Американский фолк у неё естественным путём становился готичным, а теперь он расцветает в дрим-поп, дарк-эмбиент и медитативный инди. На альбоме легко обнаруживаются и эти влияния, и уходы от них, причём довольно далекие. Например, комментаторы внезапно обнаруживают следы таких стилей, как блэк-метал и дроун-метал. Непросто выделить какую-нибудь песню, отметим, например, словно медленно выплывающую из-за колонок композицию «Janie in Love». Не пропустим и коллекционную «мелочь» – в limited edition-версию альбома включена бонусная кассета с мини-альбомом «Bury Your Name».
Альбом заметили, вокруг захлопотали музыкальные СМИ, наперебой включая «Strangers» в число лучших за 2016 год. Оценивая релиз, критики пробуют найти аналоги поближе и грустнеют. Сравнение с Ланой дель Рэй для Мариссы кажется даже оскорбительным. Отвлеченному нарциссизму и несфокусированному сознанию Надлер противопоставляет уверенность и зрелость образного мира. Марисса другого поля ягода, и эффект тоже получается другой. Для комментаторов же, наверное, всё в музыке именно с Ланы и началось, они не чувствуют других артистов. Это смотрится понятно, но некомпетентно, как, впрочем, и большинство движений попс-рынка.
В поисках сравнения для вокала Мариссы вспоминались голоса, которые когда-то определялись, как «ангельские» – Кейт Буш и Элизабет Фрэзер (Cocteau Twins). Эти влияния на альбом очевидны – лейбл Bella Union принадлежит Саймону Раймонду, участнику именно Cocteau Twins. Продюсером диска стал Рэндалл Данн, выросший в серьёзного мастера под влиянием Брайана Ино и Даниэля Лануа, людей продвинутых и разнообразных в творчестве. Стильность и качество получившейся работы оказалась вне сомнений, «эльфийская» ясность и «тёмная» задумчивость тоже при ней. При этом запись Надлер не становится авангардом, она по хорошему песенна, иногда более эстрадна, чем у предшественников, но по части гармоничности, завершенности образа не уступит никому.
indie folk/dream poр 8/10
Bella Union/PIAS/"Союз Music"
Рецензия опубликована в InRock #77