Maciej Meller «Zenith» (2020)
18 сентября 2020 вышел первый сольный альбом корифея польской прогрессив-сцены Мацея Меллера, более известного как основателя Quidam, а ныне являющегося гитаристом Riverside.
«Zenith» – замечательный образец романтического прогрессива: есть в этом альбоме какая-то теплота и проникновенность в духе Pink Floyd, особенно сильно сходство с альбомом «The Division Bell». В гитарных импровизациях Мацея Меллера слышна та же свобода и непринуждённость, что и в сольных партиях Дэвида Гилмора. Есть что-то общее с сольным творчеством Стивена Уилсона (до 2018 года) – прежде всего светлый характер музыки, несмотря на – весьма часто – полную безысходности лирику. Есть некая эфемерность в духе Anathema, и в то же время – абсолютно земная искренность, эмоциональность и простота высказывания.
И неслучайно музыкант выбрал для своего первого (!) сольного альбома такое претенциозное название. По сути, по содержанию, по качеству исполнения альбом действительно можно назвать определённой вершиной в его творчестве. Восемь композиций, входящих в альбом – это 45 минут атмосферной, выразительной, притягательной музыки. Одного прослушивания точно будет мало – альбом хочется включать вновь и вновь, чтобы как следует распробовать каждый мелодический изгиб и смысловой поворот, прочувствовать каждый барабанный удар, сопровождаемый глубоким и мягким басом, погрузиться в казалось бы такие понятные и простые гармонии… и парить в моменты гитарных соло.
Сильным эмоциональным центром, зенитом альбома являются следующие друг за другом композиции «Halfway» и «Frozen». В «Halfway» много воздуха, пространства. В этом, пожалуй, большая заслуга вокалиста Кшиштофа Борека. Во время его пения буквально чувствуешь, каково это – дышать полной грудью. Широко и свободно раскинулось гитарное соло Меллера, продолжающее минорный монолог уже без слов. Драматичное содержание композиции выдает нервная, «барабанящая дождём шестнадцатых», партия синтезатора, «брошенные» в пространство, замирающие гитарные аккорды. Композиция раскручивается, как клубок, обнажая внутренний мир героя, застрявшего на полпути в отношениях, которые уже никого не сделают счастливым, но и закончить которые не хватает смелости. И, быть может, та широта дыхания и свобода, с которой исполнена композиция – это способ показать принятие ситуации. Спокойно, без борьбы и излишней эмоциональности.
«Frozen» в сравнении с балладной «Halfway» – более подвижная, энергичная, обладающая всеми чертами хита. Начинается композиция акустическим перебором, затем звучит хорошо запоминающаяся основная тема. Партия голоса дана на фоне облегчённого инструментального сопровождения, что лишь подчеркивает необычный, но невероятно подходящий для этой музыки голос Борека, а также акцентирует внимание слушателя на смысле слов. Удивительно, насколько контрастны текст и музыка – перед нами герой, застывший, замороженный во времени, в настоящем моменте, сделавший всё, что было в его силах, проигравший на пути, где кто-то, возможно, выйдет победителем… А музыка – живая, энергичная, будто наоборот толкающая героя от отчаяния и смирения к действию, к борьбе. Что сказать, музыка – тоже философия, и перед нами нерушимый закон единства и борьбы противоположностей. Практически вся вторая половина композиции – это свободная гитарная импровизация, которая, надо заметить, ничуть не утомляет, а напротив, расслабляет, уносит куда-то вдаль.
Атмосферности всему альбому добавляет мастерское использование саунд-эффектов и всевозможных контрастов. Например, начало «Knife» соединяет в себе романтические фортепианные арпеджио с различными электронными звучаниями, а её инструментальные проигрыши между куплетами приобретают тяжёлые, даже грозные тона. Так лёгкая трепетность в начале перерастает к концу композиции в твёрдую неумолимую поступь прог-метала.
Богаты звуковыми эффектами и заглавная «Acide», и «Fox», и «Trip». Кроме того, «Fox» привлекает внимание своей «угловатостью», нарочитой акцентированностью сильных долей. Внутри композиции обнаруживаются смелые повороты, которые безжалостно рушат ожидания, заставляют удивиться. Например, в середине совершенно неожиданно появляется нежная фортепианная мелодия, после чего возобновляется упругое первоначальное звучание.
«Trip» вносит некое оцепенение ближе к финалу альбома. Достаточно спокойная, даже в чём-то медитативная композиция с интересными гармоническими сдвигами. А вокальная партия, напетая то ли полушёпотом, то ли в изнеможении, звучит невероятно магнетично.
«Plan B» и «Magic» несколько отличаются от остальных композиций альбома своей камерностью, даже интимностью. Как человек при рождении и в момент смерти – у него ничего нет, он обнажён. В начале пути он открыт для множества жизненных сценариев, одним из которых, быть может, станет «Plan B». В конце пути герой вновь с пустыми руками – лишь душа легче пёрышка, лёгкая, как музыка «Magic».
Этот альбом – как хорошая книга, после прочтения которой сложно переключиться на что-то новое. Хочется продлить удовольствие, хочется продолжения истории (кстати, музыкант об этом позаботился и выпустил официальную инструментальную версию альбома).
Это лишь первый альбом Мацея Меллера, насладимся им и будем ждать следующих не менее эмоциональных и сильных релизов.
Ольга СЛЫНЬКО (для «InRock» №93)
Progressive rock 9/10
Ambient Media House