Леонид Фёдоров и Владимир Волков «Мотыльки» (2014)
avant/psychedelic 9/10
Ulitka Records
Первая, заглавная вещь новой работы альтернативного звездного дуэта – камертон. Запинающиеся синтезированные струнные сменяются хлопающим битом с порхающим вибрафоном – видимо, это напев летающих мотыльков. Затем вещь словно проваливается в мягкие психоделические шумы. Масштаб задан – у записи легко заметить минимум два «этажа» и два смысла. Вещи делятся, соответственно, на две части – на «просто» психоделику, продолжающую основную линию работ дуэта, и «совсем» психодел, еще более глубокий и серьезный. Мотыльки же тем временем оказываются на Луне, напоминая, вкупе с картинкой на обложке, похождения там апокрифического Незнайки. «Щеки горят от пощечин», мир неуютен, тут же плачет Ярославна… Возникшую тему детства или высшего сознания продолжают вещи, основанные на древнерусском тексте «Слова о полку Игореве». На альбоме их почти половина, и они неизбежно фиксируют внимание на себе.
Трек из «Слова…» – «Слава» – исполняет поэт Анри Волохонский, соратник Алексея Хвостенко. Вторая вещь с его голосом, сочиненная им «Аввакум», легко встает в ряд древних текстов, звучит как их отблеск, как ответ на словно вспыхивающие строфы легендарной книги. Тут синтезированный «детский» голос подчеркивает вневременность сказанного. А в финале песни этих голосов «из машины» становится много, они переплетаются эффектами и гитарными переборами.
Вещи, которые можно понять, как «просто» песни (например, шаманская «Шамурла», не вошедшая в знаменитый альбом «АукцЫона» «Птица»), сменяются композициями-«трипами» на основе «Слова». Есть даже шутливый марш… Вещь «Два солнца» – эпицентр печали, она посвящена культуртрегеру Николаю Дмитриеву и подчеркнута выпуклым басом Волкова. В эстетику диска легко вписывается «ледзеппелиновский» ритм в «Небо выпил». Бросается в сознание строка «я сегодня не тот, что вчера» с продолжением – «я не пример для подражания». Фанаты «АукцЫона» вспомнят многое в этом месте – вещь известна по недавно переизданному легендарному альбому «Д’Обсервер». Тут хочется с умным видом покачать головой: так вот ты о чём на самом деле, ранний «АукцЫон»!
По количеству неожиданных звуков, студийного мягкого и фонового индастриала, жужжаний и подзвуков, альбом кажется поначалу даже перенасыщенным. Однако при втором-третьем прослушивании каждая мелочь встает на свое место. Такие, настолько «многосмысловые», но ясные, концептуальные альбомы дуэт еще не записывал. «Мотыльки» – это постоянный танец на краю, возможно, и изображенный, на самом-то деле, на обложке диска.