Kaipa «Sattyg» (2014)
Январь 11, 2015
Дмитрий Кошелев (327 статей)
Поделиться

Kaipa «Sattyg» (2014)

sympho / modern prog 7/10
Inside Out

Шведская группа Kaipa, ведомая клавишником Хансом Лундином, возродившись в 2000-х, продолжает успешно выпускать альбомы. Правда, несмотря на родовую связь с легендарной командой 70-х, нынешнюю «Кайпу» трудно отнести к «классическому» прогу. И не только потому, что, помимо Лундина, никого из старого состава в Kaipa нет (Ройне Столт давно покинул возрожденный коллектив и нынче продвигает проект Kaipa Da Capo, исполняющий как раз материал 70-х). Портят картину легковесный осовремененный саунд и особенно вокальная манера певицы Алины Гибсон, несколько альбомов назад заступившей на место примадонны Kaipa. Увы, ее крикливый, с придыханиями, «подъездами» и форсированиями голос губит картину на корню, и с первого же вопля в начале эпической «A Map Of Your Secret World» эту сагу хочется переключить на что-то другое. К счастью, поет Алина далеко не везде, хотя и второй певец, Патрик Лундстрём, тоже слишком тяготеет к «театрализации». Да и мелодика вокальных фрагментов слишком явно несет отпечаток какой-то «мюзикловости». Страдающие герой и героиня, остро переживающие несовершенство этого мира и спасающие его от неведомых врагов – этого в альбоме, пожалуй, слишком много. Самое же лучшее в теперешней Kaipa – инструментальные моменты, в которых по-прежнему чувствуется и влияние фольклора (шведского и кельтского), и джазовая свобода, и интересное взаимодействие гитарно-клавишных партий, и какая-то незамутненная красота. Хороша инструментальная композиция «Sattyg», давшая название альбому (в переводе со шведского означает «Дьявольщина», при том что альбом англоязычный и вроде бы вовсе без оккультных тем), начинающаяся как медленный танец со средневековыми «дудочками» и «скрипочками» и переходящая в энергичную пляску. Да, все дополнительные инструменты «сыграны» на клавишных, что, конечно, накладывает отпечаток на общее звучание – чувствуется некоторая искусственность записи; при этом органно-«хаммондовые» тембры практически не используются, а виртуозная титулованная ритм-секция в лице Йонаса Рейнголда и Моргана Огрена задвинута слегка назад (хотя если вслушаться – там такие красоты открываются!). В общем, сделав над собой определенное усилие и продравшись сквозь моменты самолюбования вокалистов, в «Sattyg» можно обнаружить немало интересного, что порадует сердце завзятого прогстера. А так на первом плане оказывается облегченный модерн-прог, с легендарной «Кайпой» имеющий мало общего.

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев