Dream Theater «A Dramatic Turn of Events» (2011)
progmetal 8/10
Roadrunner
Первый после ухода Майка Портного альбом Dream Theater был одной из главных, если не главной вообще, музыкальных интриг прошедшего года, а стал… просто очередным альбом Dream Theater, вполне подтвердившим их высочайшую планку качества, но не ставшим тем самым давно ожидаемым «драматическим поворотом» в их творчестве. Впрочем, отсутствие экспериментов – в своем роде тоже эксперимент, и можно проводить параллели с успехом альбома «Scenes From A Memory», который самой своей традиционностью обрадовал фэнов после стилевых новшеств на «Falling Into Infinity». (По прошествии лет фэны Dream Theater научились радоваться и тому, и другому, но консервативных всё-таки больше). Dream Theater образца 2011 года – это беспримесный, классический прогметал, где есть место и жесткости, и распевности, и головокружительным соло, и пресловутым «сложным размерам», хитроумным инструментальным разработкам в длинных песнях-опусах. Всё, что доктор прописал!
Есть, впрочем, еще один неуловимый ингредиент, который нужно подмешать ко всему перечисленному, чтобы получился по-настоящему хороший диск. Свежесть, драйв, вдохновение, заряженность на конечный результат – назовите, как угодно, и всё равно скажете об одном и том же. Разумеется, на «A Dramatic Turn of Events» это есть. Почти везде. Любопытно, что пилотным синглом музыканты выпустили «On the Backs of Angels», самую бледную, вялую и шаблонную вещь, после которой у фэнов прямо-таки опускались руки. Она же, по принципу «плохие новости – первыми», и открывает альбом. Наследие «портновского ига», не иначе? Зато дальше альбом «раскочегаривается»: от «Lost Not Forgotten» с прилипчивым припевом, к центральному эпику «Bridges in the Sky», эпику-дубль-два «Breaking All Illusions» (одна из сильнейших вещей Dream Theater лет за десять!) и фирменной «дримтеатровской» задушевной балладе «Beneath The Surface», где голос Джеймса ЛаБри звучит почти как же свежо, как в годы юности. В ней же – красивейшее, с «муговым» тембром соло Рудесса, напоминающее ELP’овскую «Lucky Man».
На своем месте привычный музыкальный прием Dream Theater: двухуровневое построение вещей, где на верхнем «этаже» – протяжные широкие вокальные мелодии ЛаБри, на нижнем – бурная и «мелкодисперсная» деятельность клавишных, гитары и ритм-секции. Вполне себе полифония, хотя, в сравнении с тем же «SFAM», кажется, что «ADToE» недостает драматургической насыщенности, эмоционального развития, и, «прогарцевав» по всем композиционным поворотам, группа оказывается в той же точке, откуда и начала путешествие.
Представьте себе вагон поезда, куда вы зашли, чтобы попасть с одной станции на другую. Двери закрылись, всё начинает трястись, вибрировать, жужжать, мимо окон бегают какие-то люди и движутся предметы, вы разворачиваете газету, проводник приносит чай, через час с небольшим всё прекращается и вы выходите… на той же самой станции. Такой вот «5D-кино-дрим-театр»!
А самыми интересными моментами оказываются те, где ЛаБри позволяет себе помолчать и инструменталисты выходят на передний план. И прежде всего – Джордан Рудесс.
«Пробуждение» Рудесса – возможно, самый главный положительный результат от перемен в составе. Львиная доля интересных музыкальных моментов принадлежит клавишным; Джордан больше не скрывается за псевдогитарными тембрами, его инструмент звучит разнообразно и по тембру, и по стилю. Даже соло на iPad сыграл, вот молодец! А его эффектный псевдоармянский проигрыш ближе к концу «Bridges in the Sky» – настоящий привет Дереку Шериньяну…
Правда, вглядываясь в авторство вещей, понимаешь, что главным сочинителем в команде остается Петруччи, зато резко возросла роль Майанга, который вечно оставался в тени. А Портной – что Портной? Как барабанщика его заменили без видимых проблем и пробуксовок, Майк Манджини делает всё то, что мог бы сделать его предшественник, и не старается (возможно, до поры до времени) серьезно менять правила игры. Как автора, как личность, конечно, такого человека, как Портной, не заменить никогда. И можно спорить, насколько во вред или на пользу группе то, что в ней больше нет портновской рефлексии, самокопания, его доходящего до болезненности стремления быть открытым, быть накоротке с фэнами, строить образ группы, отталкиваясь от своего собственного. Нынешние Dream Theater прозрачны и безупречны, как стеклянные фигурки ангелов, и от этого даже как-то страшно. Поглядим, что будет дальше.