Arjen Lucassen «Lost in the New Real» (2012)
progressive rock 8/10
InsideOut
Лидер Ayreon давно собирался записать новый сольный альбом, но вот незадача – всякий раз как-то незаметно обычный альбом превращался в традиционный для Арьена мегапроект с кучей приглашенных певцов, грандиозным сюжетом и всем прочим, что полагается прогрессив-року. И нет ничего сложнее, чем быть простым. Даже сейчас единственная причина называть диск «сольником» – тот факт, что все основные вокальные партии исполнил сам Арьен. И, действительно, материал ближе к песенной форме, хотя «эйреоновский» саунд, с пульсирующими клавищными подкладками, пространными слайд-гитарными соло и многослойными подпевками, по-прежнему абсолютно узнаваем. А главное – Арьен не мог не обойтись без очередной концептуальной истории, которая, правда, на сей раз сосредоточена на судьбе не целого мира, а одного человека, мистера Л. (паралель с самим Арьеном очевидна, хотя Лукассен отметает все личные аналогии).
Сюжет, правда, кажется синтезом целого вороха популярных утопий и антиутопий, в которых главный герой попадает в будущее и постепенно понимает, что ему там нет места. История не нова – ее рассказывали многие, каждый на манер своей эпохи, от Герберта Уэллса («Когда спящий проснется») и Станислава Лема («Возвращение со звезд») до Олдоса Хаксли с его «Дивным новым миром». С тех времен появился Интернет и «виртуальность», поэтому в мир Хаксли неизбежно добавились черты «Матрицы». А главный герой Арьена, пробужденный от векового сна, обречен задавать себе бесконечные вопросы – спит он или бодрствует, насколько показанная ему «новая реальность» существует на самом деле или является некоей виртуальной игрой, в которую включены все участники нового человечества, и кто он сам – полноправный член этого общества или объект эксперимента, совокупность байтов в памяти компьютера, оживленная неким способом? Наконец – страшная догадка – а не превратилось ли всё человечество, уничтоженное некоей глобальной тектонической катастрофой, в такой вот виртуальный памятник самому себе? И, потрясенный этим откровением, герой просит: «Выключите меня! Мне не нужна эта ваша новая реальность…»
Диалог между героем и его психотерапевтом (речевые вставки, исполненные популярным актером Рутгером Хауэром) и составляет действие альбома. В своих описаниях будущей действительности Арьен отталкивается от реалий нашего мира. Прошедший век интернет-пиратства, которое стал предметом ностальгии, тотальный контроль над рождаемостью, «полиция мыслей», остров реальности для тех, кто устал от «виртуалий» – всё это знакомо и по Хаксли, и по Оруэллу, и, по правде говоря, изложено без какой-то поэтической выдумки. Кажется, что Арьен просто пересказывает сюжеты прочитанных книг, которые не трансформировались в личные переживания. Поэтому диск при всем своем изяществе несколько холодноват, а подчас – из-за типично для позднего Лукассена чрезмерного повторения припевов – даже однообразен.
Хотя для поклонников Арьена возможность услышать целый альбом песен, исполненных самим маэстро – уже праздник. И, конечно, интересно послушать бонус-диск, где Лукассен аранжировал и спел классику жанра: «Welcome to the Machine» Pink Floyd, «Battle for Evermore» Led Zeppelin, «Veterans of Psychic Wars» Blue Oyster Cult и т.д. Хорошо, но, на мой взгляд, кавер-версии – не самая сильная его сторона. Выделяется только «The Slime» Фрэнка Заппы – видимо, своей контрастностью к стилю Арьена. Очень уж Лукассен серьезен…