Uriah Heep: Rock’n’roll Machine
Ноябрь 25, 2013
Игорь Швейцер (55 статей)
Поделиться

Uriah Heep: Rock’n’roll Machine

Всё же что ни говори, а мы явно живём в эпоху, где голод соседствует с избыточностью. Для нашей страны концерты этого английского квинтета сначала были несбыточной мечтой, затем огромным праздником, и вот они превратились в обыденность.

Особенно для некоторых: так, к примеру, пишущий это короткое повествование побывал за год на «Хипах» трижды, и поэтому вольно или невольно каждый раз сравнивал ощущения с теми, что были после предшествующего шоу.

И, простите за каламбур, но шоу с Лотоном, что довелось лицезреть за границей в мае, и последующие с Шоу – это разные шоу. Как по духу, так и по содержанию. Да и с нынешним фронтменом, привлекающим к себе внимание за счет ярких одежд и агрессивного, порой раздражающего грубовато-американского конферанса, оба концерта вышли весьма разными.

Парадокс: бесплатный «гиг» в Зеленом театре Парка Культуры им. Горького собрал куда меньшую аудиторию, нежели весьма недешевый «сешн» в «Крокусе» – наверное, тысячи две с половиной пришли 8 октября, чтобы послушать (в очередной раз) «July Morning» и иже с ней. Не знаю, может быть, мои впечатления во многом оказались под влиянием предыдущих «живых» опытов этого года, но большой радости я от третьего концерта не испытал. То ли устал, то ли сами нынешние «Хипы» чересчур машинно-механистичны порой. При этом, положительных моментов в сете Uriah Heep по-прежнему больше, нежели негативных. Так, они играли почти 100 минут, что весьма достойно для ветеранов, хотя и далеко от рекордного для них времени. Mick Box & Co. изо всех сил сделали акцент на том, что являются современной группой, а не просто громким именем из прошлого, исполняющим классику – и поэтому в списке песен на сей раз, в отличие от предыдущих концертов этого года, что я посетил, нашлось место и «Nail On The Head», и «Into The Wild», и «I’m Ready». Упомянутые три песни – с последнего на данный момент студийного альбома. Если прибавить к этим еще три, записанных тоже во времена Берни Шоу, и также исполнявшихся на концерте, то мы получим интересные цифры: 37,5 % «живого» материала этой группы – именно её, а не той, великой и легендарной, которую с нынешней роднит лишь имя да фигура неунывающего Мика Бокса. С учетом того, как московская публика принимала нынешний «Хип» (а принимала прекрасно, и новые песни вызвали едва ли не такое же воодушевление, как и традиционно желанные) – явный успех. А вот пластинка «Sweet Freedom», 40-летие которой номинально «отмечалось» на концерте, была отмечена в сет-листе, против обычного, лишь одной дополнительной вещью – одноименной, звучавшей очень трогательно.

Скорее всего, идея назвать сет праздничным исходила не от музыкантов; по крайней мере, сами они ничего такого не говорили. Хорошо хоть никто не догадался праздновать 30-летие «Head First»! И даже не ввиду качества той пластинки. Просто и оттуда, и из всего периода Uriah Heep с Питером Голби в качестве певца ныне не исполняется ничего! Пожалуй, зря: кое-что из голбиевского репертуара голосу Берни Шоу (да и вообще этому составу) подходит куда больше, чем байроновская лирика. И кстати, в гримерке перед концертом Берни, подписывая пластинки, вспоминал, что они давно репетировали что-то с «Abominog». Добавлю от себя: не только репетировали, но и небезуспешно исполняли в конце 80-х «Too Scared To Run» и «That’s The Way That It Is».

Понятно, что всем слушателям угодить нельзя, и список песен выбирается с учетом популярности среди публики в среднем. К сожалению, из-за такой репертуарной политики нынешние «Хип» местами похожи на злую пародию на «ту группу». То ли не могут не играть такие вещи, как «Gypsy» и «Sunrise», которые Берни поет просто отвратительно резким голосом, то ли не понимают, что это нехорошо. В любом случае, кое-что из классики – к счастью, всё же меньшую часть – лучше было бы не слышать тому, кто знаком с Uriah Heep времен Байрона. И времен Ли Керслейка: нынешний ударник Рассел Гилбрук по-прежнему местами нещадно «перестукивает», при этом в весьма неаутентичной манере, что губит и без того едва уловимую магию оригинальных песен. Да и басист Дэйви Риммер, хоть и начал подпевать, все равно по-прежнему не так заметен на сцене (и в общей звуковой палитре), как предшественники. Не хватает не только тех людей – не хватает большего доминирования клавишных в миксе, бэк-вокала, большей мягкости звучания в целом. Не хватает не вообще, но для похожести на настоящий «Хип». Однако что есть, то есть. Это другая группа с тем же названием.

Однако, несмотря на все недочёты – а у кого их нет, скажите на милость – этот состав «Хип» явно, выражаясь языком молодёжи, «доставляет». И, в подтверждение этих слов, молодёжь, особенно девчонки, были замечены на концерте немалым числом, а юные особы женского пола вышли на сцену для трясения головой во время «Free’n’Easy», причем было их куда больше, нежели, скажем, весной этого же года в Падуе. А значит, что рок-н-ролльная машина под названием «Юрайя Хип» по-прежнему исправно работает, не сбавляя оборотов.

Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото автора.
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf) за аккредитацию.


Uriah Heep: Жизнь продолжается, драйв не стихает

Кажется, в последнее время не проходит и полгода между очередными приездами Uriah Heep в Россию. Выбирая новые траектории в глубинке, не забывают о столице. Казалось бы, есть ли смысл ли при такой частоте визитов привозить группу в большие концертные залы? Войдя в «Крокус-сити-холл», можно было видеть, что верхние ярусы зала закрыты, а в просторах фойе народу было тоже негусто. Однако к третьему звонку партер был заполнен весьма плотно.

А вот после третьего звонка начались мучительные 40 минут нудного предконцертного ожидания. Из порталов доносились хард-н-хэви боевики в исполнении Skid Row, Winger, Элиса Купера. Но почему-то именно в этот вечер они звучали угнетающе. Впрочем, ожидание однажды должно было закончиться и вот они! Герои моего детства, на которых, вопреки их частым приездам, автор этих строк живьём попал впервые. С первой же, мощной «Against The Odds» стало ясно – ожидание стоило того.
Саунд – чёткий, ясный, насыщенный, но не настолько, чтобы в нём терялись нюансы. Завершив первую композицию, Бёрни Шоу призвал публику приблизиться к сцене, чтобы «всё уже было как на рок-концерте». Не могу не сказать о ещё одном оптическом обмане: несмотря на то, что у сцены мигом образовалась приличная толпа, было ощущение, что на сидячих местах публики не убавилось. «Хипы» захватили сразу и без остатка – так, что все былые сомнения стёрлись.

А ведь перед концертом были и сомнения… Здесь позвольте сделать почти интимное признание. Сознательная часть детства моего пришлась на вторую половину 70-х. Именно тогда, будучи учеником младших классов, ваш покорный слуга и услышал главные имена хард рока. С подачи старшего брата-одноклассника, у которого были переписаны на бобины альбомы Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Slade, Nazareth и Uriah Heep. Последние из списка были теми, чьи песни захватили с первого прослушивания и на всю жизнь. Иными словами, именно «Хипы» заложили фундамент моей меломании. Далее жизнь внесла поправки в персональный топ-лист. Более того – некоторые пластинки Uriah Heep, выпущенные после 1972 года (за парой исключений), до сих пор кроме тоски ничего не вызывают. Однако стабильность группы, ее последние пара альбомов и восторженные отзывы коллег о предыдущих концертах «Хип» всё же сделали своё дело. И, несмотря на то, что тур посвящён юбилею одного из наименее любимых произведений 1970-х – «Sweet Freedom», любопытство всё равно одержало верх. Наконец увидел и услышал вживую, чему рад.

После двух относительно новых песен случился праздник: друг за другом зазвучали «Traveller In Time» и «Sunrise», после которых появилось ощущение концерта как неотъемлемой части жизни, без которой она была неполной. Даже не самая любимая «Stealin’» была к месту и вовремя. За ней четыре более свежих номера, три из которых с альбома «Into The Wild», один из «Sonic Origami», а далее «золотой фонд». «Sweet Freedom», которую Шоу предварил словами «песне сорок лет, а она до сих пор жива». После – «Gypsy» с великолепным органным соло Фила Лэнзона, нон-стопом переросшая в «Look At Yourself». Затем – «July Morning», и как бы напоследок – «Lady In Black».

Спорный момент, но надеюсь, это прихоть моего субъективного восприятия: при всей органичности, богатстве звука, живом исполнении, прекрасной во всех отношениях концертной площадке, некоторые моменты сегодняшних версий воспринялись с трудом. Чтобы их «принять», пришлось сделать над собой небольшое усилие. Дело в том, что текущий состав играет их так, как это делает он и именно он. Что-то от канонических версий со временем музыкантами было переосмыслено. И они уже «обкатали» нынешние версии на своих концертах. Однако изначальные варианты где-то внутри звучат – канонически и непогрешимо. Вот слух и отказывается с этим мириться.

С другой стороны – вся эта так называемая аутентика сыграна немного другой командой, уже из другого времени. Тот же Лэнзон вполне самодостаточен, чтобы копировать Кена Хенсли. Барабанщик Рассел Гилбрук и вовсе играет в совершенно иной манере, чем долгожитель ударной установки команды Ли Керслейк. А самый молодой во всех отношениях басист Дэйв Риммер хоть и совсем недавно стал одним из Uriah Heep, вписался в команду идеально. Певец Берни Шоу «фронтменит» в группе уже более четверти века, поэтому и воспринимается едва ли не как оригинальный участник. Ведь с другими вокалистами Uriah Heep в России не выступали. Единственным из основателей и бессменных музыкантов остаётся гитарист Мик Бокс. И к счастью, он не пытается выжать из своих коллег максимального созвучия временам, когда группа была в лидерах хард-рока. Наоборот – чувствуется его шефская забота о том, чтобы Uriah Heep были созвучны окружающему миру и изменялись вместе с ним, но при этом являлись его неотъемлемой частью.

После непродолжительного перерыва, выходя на бис, седовласый гитарист высказал всю свою признательность поклонникам и пригласил всех желающих девушек подняться на сцену. Призыв был воспринят с энтузиазмом, но отклик сопровождался неприятным зрелищем. Едва пошли на сцену первые приглашённые, как служба охраны концертного зала стала безропотно их оттуда уводить. Понятно, что у этого сословия с характерной чертой лица «подбородок в полбашки» есть инструкция и они следуют чётко её пунктам. Ну не понимают они творящееся на сцене и то, что с неё говорят! Впрочем, не прошло минуты, как, вероятно, более высокое начальство внесло поправку или сменило установку, и примерно тридцать зрительниц вышли на сцену для подтанцовки на «Free’n’Easy». Ну а раз слово «easy» уже прозвучало, нетрудно было предугадать, что следом будет нетленка «Easy Livin’». Она и стала прекрасной точкой прекрасного вечера.

P.S.: Не вижу смысла пересказывать всё произнесённое со сцены Бёрни Шоу, но нелишне вспомнить его слова о новом альбоме Uriah Heep, который должен выйти в будущем году.

Дмитрий КОШЕЛЕВ

Сет-лист: Against The Odds, Overload, Traveller In Time, Sunrise, Stealin’, I’m Ready, Between Two Worlds, Nail On The Head, Into The Wild, Sweet Freedom, Gypsy, Look At Yourself, July Morning, Lady In Black. Бис: Free’n’Easy, Easy Livin’

Общее впечатление

Uriah Heep, Крокус-Сити-Холл, Москва,

Игорь Швейцер

Игорь Швейцер