«Странные Игры»: Вечер юбилеев
Весть о том, что «Странные игры» сыграют в Москве, привела в трепет. Как-то свежи в памяти моменты 80-х, когда автор этих строк, будучи тинейджером, слушал записи группы на бобинах, записанных в студиях звукозаписи (уже почти забытые реалии советских времён…) На гребне ветра перестроечных перемен обзавёлся альбомом «Смотри в оба», выпущенным на виниле фирмой грамзаписи «Мелодия».
Живьём я увидел их во время реюнион-тура (тогда и слов таких, правда, не было в меломанском обиходе) в 1992-м. И вот, спустя без малого 22 года появилась возможность услышать и увидеть «Странные игры» вновь. Упускать такой шанс нельзя было ни в коем разе.
К сожалению, оригинальный состав коллектива собрать не удастся уже никогда. Трое его участников покинули наш мир. В разные годы (а реюнионов было несколько) «Странные игры» выступали в разных составах. Но сегодня есть сегодня, потому представим актуальную инкарнацию. Из оригинального состава (точнее – того, который записал оба имеющиеся на сегодняшний день альбома) остались фронтмен-басист Виктор Сологуб, саксофонист Алексей Рахов и хоть и не первый, но записавший студийные опусы, клавишник Николай Гусев. Покойного гитариста и вокалиста Григория Сологуба успешно заменяет его племянник и сын Виктора — Филипп. На месте барабанщика Александра Кондрашкина, к сожалению, тоже покойного, ныне — Игорь Черидник, который переиграл в неимоверном количестве питерских групп. Полный их перечень по объёму может превысить этот и без того эпический отчёт. В его «послужном списке панки «Автоматические удовлетворители» и «Народное ополчение», эстетские «Колибри» и «Аукцыон», металлисты «Скорая помощь», «официально» признанные эстрадные рок-н-ролльщики «Савояры (Кочевники)» и много кто ещё. В настоящее время Черидник также играет в прог-роковой формации Pandora Snail, выступавшей недавно в Москве на «ProgDay». Единственный, кому не стали искать замену – Александр Давыдов. Покойный основатель группы был в ней первым гитаристом и вокалистом.
Концерт, назначенный на 20:00, начался почти вовремя, однако перед выходом хэдлайнера был «разогрев». Это был DJ DZA, битый час «игравший» преимущественно электроклэш и прочие электробиты, среди которых неожиданно оказалась одна из композиций Beastie Boys. К счастью, звук диджея был на разумном делении громкости. Утомить не утомил, но сказать, что он вписался в концерт, будет неправильно. Во время сета DZA публика постепенно заполняла небольшой зал бара/клуба/кафе «Манифест». Конфигурацией он напомнил «Запасник / Art Garbage». Перед сценой (сорокасантиметровой высоты подиумом, на котором музыканты оказываются от публики на расстоянии ближе вытянутой руки) танцпол, а по краям возвышение (условно говоря) «VIP-зоны» со столиками.
В 21:00 «Странные игры» преодолели путь от гримёрки к сцене, пролегавший через весь танцпол, и открыли программу композицией с дебютного альбома «Метаморфозы» — «Солипсизм». Звук, свет (аскетичный, но тем не менее дающий о себе знать), и, собственно, музыка погрузили в чарующую атмосферу. Что всегда подкупало в «Странных играх»? Они и возникли, и всё своё наследие записали в советские времена, но никогда в нём не было ничего ни советского, ни совкового. Да и сегодня «Странные игры» в контексте советского рока воспринимаются скорее как инородное тело. Не похожие ни на кого, со своими манерами, сами диктующие правила игры. Отчасти это объяснимо текстами, которые по своей сути переводы стихов поэтов-сюрреалистов, преимущественно французов: Раймона Кено, Жоржа Брассенса, Тристана Тзара… Текст последнего стал основой «Песенки да-да», прозвучавшей номером вторым. Следом — вдохновенная и хитовая «Девчонка» и не вошедшая ни в один альбом «О постоянстве веселья и грязи (Дворник)», известная только по концертным записям «Странных игр». Надо сказать, что композиция изменилась. К счастью, не до такой степени, чтобы быть неузнанной. К моменту вступления к «Метаморфозам» между группой и аудиторией возник едва ли не полный контакт. Танцпол и весь клуб – под завязку.
Кульминацией концерта стал эпический номер «Бумажные цветы». Вступление к нему было сыграно Виктором Сологубом на одноголосном аналоговом синтезаторе Arturia MicroBrute, появившимся в мире пару месяцев назад. Об увлечениях Виктора новомодными устройствами можно написать отдельный том. И тут без них не обошлось. Благодаря Arturia вещь получила новый саунд, не растеряв изначального шарма. Французский текст, в студийной версии сведённый к двум фразам, ныне расширен до полной версии поэмы Жана Тардье, декламируемой Филиппом. Самый молодой участник вписался в команду удачно. Он нисколько не похож на своего дядю внешне, но его энергетика не разрушает магии и драйва «Странных игр». Они стали немного другими, а цепляют ничуть не меньше. На «Плохой репутации» Сологубы поменялись инструментами. Хотя убедительного соло в финале у Виктора не поучилось, что он по завершении номера заметил и сам, добавив с сожалением: «Гришки-то нет», песня остаётся прежней.
Далее были две части «Эгоцентризма». В первой, изначально психоделической, части появились оттенки прогрессива и вокал (точнее – декламация абсолютно невоспринимаемого на слух текста) Алексея Рахова. Перед второй Виктор поздравил с тридцатилетием группу «Звуки Му», сыгравшую свой юбилейный концерт тремя днями ранее, и вызвал на сцену Александра «Фагота» Александрова, который подыграл во втором «Эгоцентризме» на суони вистле (древнеиндейский экзотический духовой инструмент). Потом был хит «Хороводная» — пожалуй, самая народная песня «Странных игр», в 80-е исполнявшаяся в каждом дворе, где жил хотя бы один человек, владеющий гитарой на трёхаккордном уровне.
Следом за ней прозвучала «Вот моя рука». Эта вещь появилась в концертной программе благодаря Филиппу. Именно он отыскал её, одну из считанных по пальцам рук, написанную уже в 90-е годы, и в студийном качестве пока не зафиксированную. «Телефона нет» стала звёздным часом Алексея Рахова в качестве лидер-вокалиста. Что тут можно сказать?.. Пение – не его конёк, и не тот вид искусства, которым саксофонист владеет в совершенстве и, вероятно, не часто в нём упражняется. Начал Рахов практически мимо нот, но благодаря горячей поддержке зала, подпевок и массовых подтанцовок, перераставших в умеренный слэм, выправился и к финалу разошёлся. Время к тому моменту как будто перестало существовать. Любая вещь из наследия «Странных игр» могла быть квинтэссенцией концерта. Поэтому «Погружение» просто увеличила состояние нахлобученности, в котором пребывала публика, а клавишный проигрыш Гусева «под кафешантанный аккордеон» это состояние усилил. «Смотри в оба» была объявлена как последняя композиция. Но уйти музыкантам не дали. На первый, запланированный бис группа сыграла инструментальный кавер «Smoke On The Water». Почти инструментальный, так как микрофон Виктора Сологуба на время позаимствовал один из зрителей и запросто исполнял припев.
Казалось бы, играть было больше нечего, отрепетированный материал закончился, но публика требовала еще. Острым зрением Виктор Сологуб обнаружил в зале Юрия Орлова. Несколькими днями ранее лидер легендарной московской группы «Николай Коперник» отметил своё пятидесятилетие. И следующий номер стал экспромтом. Без репетиций и прочих подготовок Орлов в сопровождении «Странных игр» выдал «коперниковский» хит «Голова в пространстве».
Впрочем, завершить вечер музыканты всё-таки решили собственной композицией и с удвоенной энергией повторили уже звучавшую вещь «Метаморфозы». На этом концертная часть закончилась. Однако перед тем, как окончательным уйти со сцены, музыканты пообещали вернуться в столицу в апреле. С новыми песнями, часть из которых пока никто не слышал.
В ходе концерта в голове автора сих строк пронеслась пара мыслей, вытекающих одна из другой. Как написано выше, «Странные игры» хоть и были в русском роке инородными, со временем стали народными. Не будь их – многие в итоге зазвучали бы по-другому уже в 80-е. Негласное влияние «Странные игры» оказали и на «Звуки Му», и на «Аукцыон», и на все те группы, в которых играли участники коллектива или продолжают играть по сей день: «АВИА», «Игры», «НОМ», «2 Самолёта», «Deadушки»…
Как меломан, не могу обойти вниманием ещё один юбилейный момент. В фойе клуба развернул торговлю музыкальный магазин Олега Ковриги («Отделение Выход»). Буквально к московскому приезду «Странных игр» питерский лейбл «Бомба Питер» (и к своему 20-летию тоже) выпустил уникальное издание обоих альбомов группы в виде винила-двойника с вложенными в конверт CD, их дублирующими. В этом году как-никак 30 лет альбому «Смотри в оба», да и вышедшие годом ранее «Метаморфозы» недалеко ушли от той же даты. Концерт, о котором здесь шла речь, можно считать и презентацией издания, выпущенного лимитированным тиражом в пятьсот копий. А 2 февраля «Странные игры» презентуют его и на юбилее «Бомбы Питер». Но это уже другая история.
P.S. Пользуясь случаем, от имени редакции поздравляю всех юбиляров, о которых шла речь в данном отчёте.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Владимир Импалер
Благодарим Илью Зинина за предоставленные аккредитации.
Кое-что с концерта!
http://youtu.be/wvA-VJ8C9mA
http://youtu.be/AuOo-VjP2jw
http://youtu.be/B7H_4wBFP_8
http://youtu.be/FNgqQ0i8jUc