Ришар Бона: С песней по жизни
Июнь 15, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Ришар Бона: С песней по жизни

fusion,Richard Bona,Клуб Алексея Козлова,Москва После субботнего выступления на фестивале «Усадьба Джаз» прославленный бас-гитарист Ришар Бона давал мастер-класс в клубе Алексея Козлова.

Само понятие мастер-класса изначально предполагает некий открытый урок, лекцию о секретах профессии, но все чаще, особенно когда приезжает легенда жанра, урок превращается в обычную творческую встречу — с рассказами о босоногом африканском детстве, воспоминаниями о великих коллегах, профессиональными анекдотами, исполнением песен и раздачей автографов. Всего этого было в достатке и на мастер-классе Ришара, но вряд ли кто-то был расстроен, не дождавшись урока игры на бас-гитаре. Само восприятие этого солнечного и не скупящегося на светлые эмоции человека (интересно, бывают ли хмурые африканцы-джазмены?) способно слегка скорректировать внутренний мир посетившего мастер-класс музыканта в сторону прекрасного. Очень часто, услышав вопрос, Ришар не торопился на него отвечать — сперва он извлекал несколько звуков из своей бас-гитары, прислушивался к реакции зала: «Вы поняли? Или надо еще словами?» И лишь потом начинал что-то говорить.

Все «технарские» вопросы музыкант как-то сразу отмел как ненужные. Желавшим узнать побольше о конструкции своей бас-гитары Ришар рассказал, что на его инструменте действует только один регулятор — громкости, всё остальное, как он выразился, «шоу-бизнес». А все его «звуковые эффекты» он делает пальцами (любуется своими длинными натруженными пальцами басиста и показывает разные приемы звукоизвлечения).
А на вопрос о занятиях на инструменте Бона поделился своим методом «репетиций», которые можно делать хоть в самолете, хоть в ванной: просто напевать голосом свои партии. И обязательно петь, когда играешь. После этого стал понятен его ответ на другой вопрос — почему Ришар не играет слэпом. «Просто мне не нравится этот стиль игры! Могу я не играть то, что не люблю?»

Музыкант рассказывал о своей жизни, которая, на первый взгляд, кажется цепочкой счастливых совпадений. Сын музыкантов из Камеруна, игравший в своей деревне сперва на балафоне (вариант маримбы), потом — на церковном органе, оказавшись в городе, понял, что балафон — это не круто, а круто — гитара. Там он развлекал публику, играя поп-музыку за доллар в день, с девяти вечера до шести утра, пока его не приметил местный знаток джаза, и заработок возрос до 20 долларов, а гитара сменилась на бас. Следующий прыжок к известности — когда Ришара заметил сам Джо Завинул, гастролировавший в Париже. Он пригласивший его сыграть… за пару часов до концерта. Этот эпизод лучше всего свидетельствует об уровне таланта и характере музыканта.

«‘А что играть-то?’ — спросил я Джо. — ‘Просто следи за моей левой рукой’ — ответил он. Началась первая вещь, и я понял, что он почти не играет левой рукой! Я ждал, ждал, потом плюнул и заиграл сам, что хотел. Где-то на середине концерта Джо обернулся ко мне и сказал: ‘Я же тебе говорил: следуй за моей левой рукой!’ — ‘Ну уж нет! Это теперь ты следуй за мной!»
(Этот рассказ я передаю по памяти, поэтому он может быть слегка неточным.)

Под конец Ришар настойчиво высказал желание наконец что-нибудь поиграть. Его композицию «Te Dikalo», которая, как он объяснил, посвящена деревенскому разносчику новостей, зал исполнял хором. Очень трогательный, даже интимный момент. А на следующей, песне из репертуара Завинула «Mercy Mercy Mercy», к перфомансу присоединился Алексей Семенович Козлов в неожиданной роли… вокалиста. С Ришаром он устроил искрометную скэт-дуэль; кажется, даже сам Бона, вряд ли знавший о заслугах Козлова на ниве отечественного джаза, был изумлен услышанным. Таким образом, в зале состоялся настоящий «диалог поколений»: патриарху российского джаза сейчас за 70, африканскому мастеру бас-гитары — 40 с небольшим, а среди собравшихся в зале зрителей были и совсем еще подростки, многие из которых потом обступили Ришара с принесенными для автографа бас-гитарами. Думаю, вряд ли камерунец смог научить их тому, как стать выдающимся музыкантом, но зато он прекрасно показал, как это — им быть.

P.S. Несколько слов о новом клубе. Открывшийся в районе метро «Проспект Мира» «Клуб Алексея Козлова» во многом наследует традициям «Олимпиады-80», находившейся в самом спорткомплексе «Олимпийский», и ориентированной на музыкантов-профи и любителей незлобного джаза/фьюжна. «КозловКлуб» находится рядом, в соседнем здании — от касс «Олимпийского» нужно спуститься по лестнице вниз и немного пройти направо, от метро идти минут пять от силы. Внутри — довольно солидное пространство, обычно заставленное столиками, но теперь в зале были поставлены стулья, а столики-диванчики остались только на периферии. В зоне полезного обзора разместилось человек 150-200, еще сотня-полторы по бокам и сзади. Думаю, в идеале в клуб можно затолкать человек 400, но им там будет душновато и не очень-то видно. А такая посещаемость — 250-300 — для клуба оптимальна.

Благодарим фонд «АртБит» за организацию мероприятия.

Владимир Импалер

Владимир Импалер