Renaissance: Арт-роковая сказка
Признаюсь, увидеть в гастрольном графике Renaissance Тель-Авив было несколько неожиданно. Последний раз группа была в наших краях в 1980-м году, когда меня не то, что ещё не было в Израиле, вообще на белом свете я едва появился. Но компания ProgStage последнее время радует всё больше и привозит к нам как ярких представителей современного прога, так и «ветеранов движения». Так что, несмотря на проблемы с горлом у Анни Хаслам, из-за которых были отменены концерты в Германии, в «наши Палестины» она прибыла благополучно.
Концерт проходил под открытым небом в тель-авивском амфитеатре «Вахаль». Это не очень большая, но достаточно уютная площадка на тысячу сидячих мест с хорошей видимостью из любой точки. А желающие также имеют возможность слушать музыку, лёжа на травке.
В своё время этот «зал» принимал Jethro Tull, Uriah Heep, Nazareth, Smokie и даже питерцев Billy’s Band. К тому же в этот вечер очень повезло с погодой – после двух дней жары в Тель-Авиве было свежо и приятно. Концерт был назначен на 20:00. К счастью, мои друзья уговорили меня выехать в Тель-Авив заблаговременно. Дело в том, что начать концерт с задержкой на час считается у нас в стране едва ли не «правилом хорошего тона», так что раньше девяти вечера появления музыкантов никто не ожидал. Я расположился в зале и настроился на час прослушивания классики раннего арт-рока из динамиков. Какого же было удивление народа, когда меньше чем через полчаса после объявленного начала в зале погас свет и артисты вышли на сцену. (Удивлённые зрители продолжали прибывать ещё в течение получаса, пропустив первую обойму «классики»).
Никакого разогрева, никаких «задников», никакого особого освещения или шоу… Просто к инструментам подошли пятеро благообразных джентльменов и, продолжая переговариваться, заняли свои места. А за ними на сцене появилась невысокая, улыбчивая и моложавая Анни Хаслам в длинном «хипповском» платье, выглядящая в свои 67 от силы на 50. Поклонившись зрителям, музыканты начали играть «Prologue». Конечно, никого из них, кроме Анни, не было в «золотом составе», но все играли замечательно. Естественно, упор делался на клавишные инструменты. Клавишников в команде было два, притом, что Том Брислин, известный зрителем по концертному туру Yes, был в составе «за новичка» и выполнял более вспомогательную роль, а основные партии легли на плечи «худрука» Рейва Тесара. (Как и после концерта Рика Уэйкмана, мне опять очень неловко называть себя клавишником). Ритм-секция играла «интеллигентно и изысканно» (только в последней песне басист Лео Траверса «пустился в отрыв»). А «роль Майкла Данфорда», покинувшего этот мир два года назад (его фотография даже была на гастрольных афишах) досталась Марку Ламберту, который играл на акустике и подпевал.
Но, конечно же, звездой вечера была Анни Хаслам. Скромно стоявшая несколько сбоку и периодически подыгрывающая на перкуссии фронтвумэн была аутентичной и трогательной. Никакого пафоса, никакой «дистанции с залом» – после каждой песни Анни много говорила со зрителями, рассказывала про каждую песню. Судя по всему, она по-прежнему была под впечатлением от дневной экскурсии по Иерусалиму. И пускай голос Анни не такой звонкий, как 40 лет назад, вокалистка сохранила его в прекрасной форме и вытягивала сложнейшие пассажи как в старых, так и в новых композициях. Если не ошибаюсь, в старых песнях все тональности остались оригинальными, и Анни, несмотря на опасения некоторых зрителей, сумела спеть все свои партии более чем достойно (хотя несколько огрехов и было).
Программа состояла преимущественно из вещей «классического периода», а также из парочки композиций с нового альбома, вписавшихся в программу совершенно естественным образом.
Концерт длился чуть меньше полутора часов, после чего, сыграв «Mother Russia», артисты покинули сцену. Несколько минут аплодисментов, и на бис звучит растянувшаяся минут на 20 «Ashes Are Burning», в которой своим мастерством блеснули басист и оба клавишника. У Тома Брислина посреди соло отказал Moog, но музыкант моментально соориентировался, и «накладка» прошла незамеченной большинством публики. После ухода группы свет в зале не включился и публика снова аплодировала порядка пяти минут в надежде на второй бис. Судя по всему, сами артисты не были до конца уверены, выйдут ли они второй раз. Но на сцене появились организаторы, поблагодарили зрителей и пожелали всем «хорошей дороги». (Как известно, на концерты в Тель-Авив у нас съезжаются меломаны со всей страны).
Буквально через пару минут Марк Ламберт спустился в зал и начал мило беседовать со всеми желающими. А чуть позже к народу вышла и сама Анни Хаслам — подписать многочисленные виниловые пластинки и пофотографироваться с поклонниками.
Резюме – виртуозные инструменталисты, яркая и красочная музыкальная палитра, «сказочная» атмосфера и всё такой же волшебный голос уже 67-летней солистки…
И ещё пару слов о публике. Я хожу на много концертов в самых разных жанрах, но именно на арт-роковые выступления собираются особенно приятные, интеллигентные и доброжелательные зрители со всей страны. На концерте было так много молодёжи, а в зале в равной пропорции можно было услышать иврит, английский и русский.
Сет-лист: Prologue, Carpet of the Sun, Opening Out, Ocean Gypsy, Day of the Dreamer, Waterfall, Grandine Il Vento, Running Hard, Symphony of Light, Porcelain, Mother Russia. Бис: Ashes Are Burning.
Лев ЭТИН
Фото: Юваль Эрель.