Конкурс им. Владислава Окунева: Барабанная кухня
Ноябрь 4, 2017
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Конкурс им. Владислава Окунева: Барабанная кухня

В уютном зальчике на «минус первом» этаже магазина «Свет и музыка» мне доводилось быть уже не раз. Но в таком качестве — впервые. Компания «Азия Music» позвала главного редактора «ИнРока» в качестве одного из судей барабанного конкурса!

Мероприятие это регулярное, на него приезжают конкурсанты из разных городов России — частыми призёрами были воспитанники барабанной школы Александра Никитина из Ярославля, а на этот раз «засветились» гости из Казани, Ростова и Твери. Конкурс носит имя одного из своих создателей — барабанщика Владислава Окунева, постоянного участника мастер-классов и других мероприятий «Азии Music». Его не стало в 2015 году…

В назначенные полпятого зрительный зал был уже почти полон — и конкурсанты, и группа поддержки, прибывали последние участники. Каждый тянул, как билет на экзамене, порядковый номер своего выступления. Как радостно заметила организатор конкурса Наталья Ермолаева, в этом году поставлен рекорд — приехали все зарегистрировавшиеся! А всего их 18 человек, от совсем маленьких, меньше 10 лет, мальчишек, до взрослых дядей-преподавателей. «А что, мне тоже можно», — решил преподаватель из Твери Герман Иванов и заполнил заявку вместе с учениками.

В первом ряду, за круглым столиком — жюри. Это зубры-преподаватели, создатели собственных барабанных школ, съевшие собаку и на педагогике, и на концертной деятельности. По их беседе можно было бы составлять словарик музыкантского слэнга и пополнять копилку «тематических» анекдотов — к сожалению, мало какие из них достаточно цензурны, чтобы воспроизводить их на страницах журнала. «Инспектирует генерал свою часть, подходит к барабанщику военного оркестра и спрашивает: «Скажи, вот ты бы мог меня убить?» А тот и отвечает: «Что, вот этими вот палочками?» — говорит один из барабанной четверки, и дружный весёлый гогот доносится аж до сцены, где персонал «Светомузыки» ещё наводит последние штрихи на барабанную «кухню».

Главный в жюри — Денис Маранин, преподаватель и востребованный сессионщик, создатель барабанной школы «M-Groove». Он как раз принёс в подарок коллеге свежий сборник барабанных упражнений «Прогрессивная координация». «Вот это не все мои ученики могут сыграть!» — показывает он на какое-то мудрёное упражнение.

Компанию ему составили Аркадий Баклагин, Иван Авалиани и Алексей Кравцов. Ну и ваш покорный слуга. Педагоги привёли на конкурс учеников. «Ещё раз напоминаем вам, что жюри — коррумпировано!» — громко заявил Маранин. Мол, несите ваши ставки прямо сюда… Не бойтесь — это тоже шутка. И даже больше — против «коррупции» был возведён барьер, организаторы, считая баллы, попробовали не учитывать голоса педагогов за своих учеников. И… результаты не изменились.

Но вот барабаны готовы, и пора начинать первый тур. Это «домашняя заготовка» — каждый сам выбирал стиль, номер, принёс фонограмму и играл под её сопровождение. А жюри ставило баллы в сложной «табели». К большому сожалению, оказалось, что после судейства она остается у организаторов конкурса — иначе бы этот репортаж был бы гораздо более детальным. А были в этом листочке оценки за музыкальность (фразировка, грув), технику (чистота исполнения, координация), сложность выбранного произведения, артистизм и даже за красоту! Правда, если за техничность ставили от одного до пяти баллов, то красота оценивалась бинарно — ноль или единичка. Так что и барабанщикам, и барабанщицам лучше думать об игре, чем об укладке бороды или маникюре.

Кстати, представительниц прекрасного пола на конкурсе было где-то четверть от общего числа, и девушки не уступали и в широте вкусов — от гаражного рока до латино-джаза, и в качестве игры. Но во второй тур прошли всё-таки сплошь парни, среди которых затесался тот самый учитель из Твери Герман Иванов («Препод — зверь!» — комментировали его выступление спецы за столиком), его ученик Дмитрий Олехов, порадовавший одной из любимейших песен всех времён и народов — Rush «Tom Sawyer».

Кажется, совсем недавно была музыкальная выставка в Сокольниках, и чех Милош Майер играл там же отрывок из Тома Сойера. «А мы там тоже были, и Дима завоевал второе место в конкурсе с «Erotomania» Dream Theater, — рассказал его учитель. — Любит он эту музыку!» Дмитрий Олехов получил от «ИнРока» поощрительный приз — изданный на «Союз Music» свежий диск группы Opeth. Так что, быть может, скоро в Твери появится хороший прогметал-коллектив?

Третий победитель — Дмитрий Макеев, в первом туре у него был безупречный номер в стиле тяжелого фьюжна. Четвёртый — Вячеслав Поддубный, игравший последним, даже немного «полихачил», выдав массу эффектных украшений посреди своего джазового номера — чувствовалось, что выбранная пьеса — далеко не его потолок. Наконец, пятый — Виталий Эпов, парень родом из Иркутска, перебравшийся в Москву, и усевшийся за ударные с лёгкой улыбкой победителя. Как оказалось — он и правда двукратный чемпион барабанного конкурса «Азии Music», и пришёл, чтобы защитить свой титул. И снова — фьюжн-номер, в меру тяжелый, полиритмичный, нервный и заводной.

Постепенно клеточки заполнялись, а я пытался понять своё место и свою роль в этом конкурсе. Понятно, что мне не дано понять и сотой доли тех нюансов, которые видят в игре люди, посвятившие барабанному преподаванию всю жизнь. Интуиция даёт какую-то общую оценку, а подглядывание за действиями коллег помогает подтвердить её… или опровергнуть. А иногда бывает так, что это опровержение не хочется принимать на веру — потому что возникает ощущение, что именно сейчас рождается музыка, быть может, не такая сложная и еще несовершенная, но она здесь — а не где-то далеко, закопанная под сотнями страниц упражнений из учебников. Такие ощущения были несколько раз, и одно из выступлений захотелось отметить традиционным спецпризом от «ИнРока».

Это был музыкант из Казани, скрывающийся под псевдонимом Рейнольд Дрейк, барабанщик, игравший под странный эмо-проговый минус, у него почти не было «поливания», он словно разговаривал с музыкой посредством ударных… «Что это было?» — спросил я после первого тура. — «Это вещь ирландцев Dredg «Cartoon Showroom», — отвечал однофамилец известного корсара. — В ней не было ударных, и я решил — почему бы их там не придумать?»

Так вот откуда это ощущение новой музыки! Еще Дрейк рассказал, что приехал из Казани специально, только ради конкурса, а еще раньше с этой же целью ездил в сентябре на «MusikMesse», и даже если ему не удалось победить, как сейчас, самое важное он получил — оценку и советы от коллег. И еще кое-что — годовую подписку на «ИнРок».

А пятерка, названная выше, продолжала соревноваться во втором туре. Теперь уже никаких домашних заготовок! «Минус» выбирает организатор, слушать его заранее запрещено, можно только подождать несколько тактов и потом уже начинать импровизировать. И продолжать, пока глава жюри не даст отмашку — «довольно».

Первым вышел Герман Иванов. Джазовый стандарт — безупречно. Дмитрий Макеев получил «на растерзание» инструменталку классики фанка — «I Feel Good», и… чувствовалось, что это — не его, слишком жестко и металлично, без понимания ритмики фанка, играл музыкант. «Это был его последний корпоратив», — переглянулись преподаватели. Дмитрий Олехов, блиставший в «Томе Сойере», получил на растерзание что-то типа «Жёлтых листьев» по расхожести, и… подыграл нормально, но с излишней металлической жесткостью. Эх, вот дали бы ему «Эротоманию»! А Вячеслав Поддубный и Виталий Эпов были оба в своей фьюж-стихии, оба — безупречны. Вот тут — ситуация, когда только настоящий учитель-джедай отличит, насколько продвинулись эти два барабанных падавана.

Организаторы собрали листки с оценками, томительный подсчет… Перед объявлением результатов слово берёт каждый из судей. «Когда берёте сложное произведение, рассчитывайте на свои силы», — намекает Денис Маранин. «Вы знаете, что в большом пальце находится блуждающий нерв? Если волнуетесь — подуйте на большой палец», — советует, кажется, Аркадий Баклагин.

Сперва каждый из пятёрки получает приз — барабанные палочки и комплект для крепления тарелок Cympad, а затем становится известно имя главного победителя. Это… снова Виталий Эпов! Он получает барабанную тарелку фирмы Turkish… и дружеский совет — в следующем году если и соревноваться, то вне конкурса. Надо же и другим дать дорогу!

Владимир ИМПАЛЕР
Фото предоставлено компанией «Asia Music».
Благодарим Наталью Ермолаеву за приглашение в жюри.

Общее впечатление

25 октября 2017 г.
Москва, магазин "Свет и музыка"
Asia Music

Владимир Импалер

Владимир Импалер