Марко Мендоса (Marco Mendoza): Трио с характером
Февраль 11, 2020
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Марко Мендоса (Marco Mendoza): Трио с характером

Американского бас-гитариста Марко Мендосу знают многие, а кто не знает, тому достаточно один раз взглянуть на этого бородато-волосато-татуированного мужчину 50 лет от роду, чтобы запомнить его навсегда. А чтобы подкрепить впечатление, лучше ещё и услышать. И судя по тому, что оба дня в клубе «Форте» на концертах Марко был полный зал, помнят и любят его многие.

Дружба эта – с историей. Он уже выступал в Москве не раз – в начале двухтысячных дал серию концертов со своим джаз-этно-роковым трио в клубе «Форте», затем приезжал в составе группы Whitesnake, а в 2015 году играл на разогреве у них же, но уже с The Dead Daisies. Нынешние же гастроли басиста со своим пауэр-трио были связаны с событием, имеющим к року косвенное отношение – двумя днями раньше в Кремлёвском дворце отмечал 50-летие ВИА «Цветы», и в числе многих гостей были и зарубежные – Марко и барабанщик Кенни Аронофф. Как прошло то событие, мы сказать не можем – судя по репликам Мендосы, гость остался доволен, а вот на втором из выступлений Мендосы в «Форте» корреспонденты «ИнРока» побывали…

Клуб «Форте» – место заколдованное, время здесь замерло, причём в хорошем смысле. В самом начале 2000-х нам довелось быть здесь на концерте Алексея Семёновича Козлова, тогда его «Арсенал» играл программу каверов классики прогрессива. С тех пор были разные, неизменно интересные выступления – тут выступал экс-вокалист Uriah Heep Джон Лотон, сюда привозил Владимир Русинов и The Jumping Cats прекрасного вокалиста и харпера Джона Немета… И с тех пор, вот уже почти 20 лет, в зале всё остаётся таким же – и столики по всей площади, и сцена, и свет на ней, и круглые отражатели в качестве задника. Ну и публика всё та же – зажиточные меломаны с хорошим вкусом, готовые совместить ужин с музыкой. А раз всё стабильно – значит, такая бизнес-модель отличается устойчивостью, и это не может не радовать. Хотя всё же признаюсь, что в обстановке традиционного рок-клуба, где каждый «оттягивается» как хочет, музыка Марко слушалась бы естественнее. Всё-таки странно, когда басист, играя, чуть ли не упирается грифом в публику, и ходит между столиками, словно тамада на свадьбе, уговаривая всех то подпевать, то пощёлкивать пальцами в такт…

Начало концерта было назначено на восемь вечера. Марко был пунктуален – он вышел на сцену ровно в девять. Чуть раньше на сцене появились другие два участника трио – барабанщик Кайл Хьюз и гитарист Томми Джентри. Оба англичане, оба блондины, только Кайл – с длинным хайром, Томми – с короткой стрижкой. Это про него Марко где-то в середине концерта, представляя и нахваливая состав, сказал, мол, мало быть красавчиком, надо ещё, чтобы у тебя было большое сердце… И оба профи и мастера – Кайл Хьюз играет ещё и с Роном «Бамблфутом» Талом, а Томми Джентри – с шотландской рок-группой Gun (не путать с одноимённым коллективом из 70-х, в котором играли братья Гурвицы), выступал с Лорин Харрис (дочерью басиста Iron Maiden).

Так вот, красавчики задали ритм, и под него Мендоса торжественно вышел из-за спин публики (там в клубе расположен второй зальчик поменьше) и, играя при этом на басу, занял место на сцене по правую сторону. Начали с классики – «Sunshine of Your Love» Cream, затем – «Sweetest Emotion» с прошлогоднего альбома Мендосы «Viva la Rock», и дальше сет-лист был построен в основном на вещах с этого сольника и по чуть-чуть с двух предыдущих. Среди них и кавер-версии, которые записывал Марко, так что, можно считать, отчасти уже свои. Например, «Hey Baby» Теда Ньюджента, с которым Мендосе тоже довелось поиграть (правда, не в 70-е, когда вышла эта песня, а в 2000-е).

«О, да он ценитель «Гранд фанка»!» – обменивались мнениями меломаны за столиком рядом. Да, и не только – Марко в своем трио, да и в большинстве групп, в которых ему довелось играть, гнёт линию семидесятнического хард-рока, хард-н-хэви, тяжелого блюза, музыки с мускулами, с характером, с выражением. Ради неё он ушёл из Whitesnake, прекратил сотрудничество с Thin Lizzy/Black Star Riders, а совсем недавно «завязал» с проектом The Dead Daisies. Реально ли сделать сольную карьеру, когда тебе 50, а площадку «рок-ревайвала» кто только не топчет – не знаю, но получить свою долю удовольствия, играя в маленьких клубах то, чего просит душа – вполне реально. Ну и не только играя…

«Дайте немного света на публику! Little light on the audience! Turn the audience light on!» – повторял Марко, пока наконец в зале не включили свет и наш герой… обошёл столики, поцеловав всех симпатичных девушек, до которых смог дотянуться. Тоже часть «обмена энергией»! Как и номер с щёлканьем пальцами в «Hey Baby», и заливистые рулады (этакая ария в курятнике), и чуть-чуть битбоксовой вокальной техники, которую басист умело использовал в своём соло в «Let It Flow», играя как бы и за перкуссию…

Это соло – один из редких моментов, когда группа сопровождения молчала. А когда она играла – это был редкий случай, когда в трио имени кого-то не было такого разрыва между уровнем «мэтра» и сопровождающими его «юнцами» – все трое были хорошо, сыграны и обладали нужной групповой «химией». Качество игры, но без ученической аккуратности, так мешающей многим перейти от «исторической реконструкции» к настоящему року. Плюс подпевки – в этом мастера они оба; а продуманные и сбалансированные вокальные раскладки – одно из тайных искусств хард-рока 70-х, почти утерянное сейчас. Тут, конечно, возникает вопрос – а что ж не так, почему всё-таки Марко не суждено выбиться из клубов? А ответ простой, как и с многими другими – это песни. Они у него хороши, но это скорее упражнения на тему, а не та музыка, которая накрепко западает в душу и просит, чтобы её переслушали на следующий день после концерта…

Но не будем слишком строги. Мендоса и сам не рвётся в рок-звёзды. Он просто, как говорят американцы, entertainer, он приехал, чтобы нам стало весело и светлее на сердце. Эта тёплую краску и определённую индивидуальность хард-року от Мендосы привносят его латиноамериканские корни, его импровизации, построенные на латино-ритмах. Хотя он и не стремится выпячивать эту свою «идентичность», и если говорить о корнях, то блюза и фанка в его музыке куда больше…

«Тише, тише! Прошу тишины!» – прикладывает Марко палец к губам, и девушка-организатор выносит на сцену диск и футболку. Артист берёт медиатор и вскрывает им диск, чтобы показать буклет – изображая при этом звук пробки, вылетающей из бутылки. Все понимающе смеются. Правда, спиртного на сцене нет, только обычная вода – Марко не пьёт, не курит, бережёт здоровье и связки. «Нет, я не заставляю вас покупать диски, не думайте! Просто это будет ваша поддержка…» – заверяет он и в доказательство дарит диск девушке в первом ряду. Конечно, в обмен на поцелуй.

Отыграв минут 50, Мендоса объявляет перерыв – мол, кто хочет пообниматься и пофотографироваться – велкам! Правда, вернувшись в 22-10 на сцену так же, как в начале, он спешно прервал вступление и попросил паузу на настройку бас-гитары. «Это, наверное, русская зима!» – сказал кто-то спереди. «Нет, зима тут не при чём. Это когда я автографы раздавал, кто-то колки свернул», – отвечал артист. Короткая пауза, и начинается «Let the Sun Shine» с позапрошлого диска «Live for Tomorrow»… Дальше «Hole In My Pocket» – хендриксообразный блюз, который сочинил гитарист Journey Нил Шон. С ним Марко тоже играл, но опять-таки позже, чем вышла эта вещь. А в середине неожиданная вставка (или ожидаемая, для тех, кто привык смотреть перед концертом сайт setlist.fm) – ленноновская «Give Peace a Chance». «Это были шестидесятые, время, когда миром рулил рок, и Джон Леннон сочинил эту песню! Все – поднимите руки в знаке «peace»!» Конечно, зал не отказался поиграть в распевки…

Ещё несколько собственных вещей – тяжёлый буги-номер «Rocketman», грувовая и смурная, словно пришедшая из не самых ярких сольников Хьюза двухтысячных годов «Look Out for the Boys», едва угадываемый короткий кавер на «Higher Ground» Стиви Уандера (или скорее на версию Red Hot Chili Peppers этой вещи)…
Марко представляет музыкантов. Кайл Хьюз – из Ньюкасла, Томми Джентри – из Лондона… «And I’m from the Moon!» Что ж, в сете осталась пара вещей, если не сейчас, то никогда… «Everybody get up! Get up from your seats», – кричит он. Успешно – публика привстаёт, кто-то даже идёт вперёд, начинает пританцовывать. Хотя вещи не самые танцевальные – это хард-роковая классика, хиты Thin Lizzy «Chinatown» и «Jailbreak» (в ней основной вокал – у барабанщика). Конечно, песни Фила Линотта – слишком тонкая материя, и к любым версиям будут вопросы, но – кто ещё сыграет их в России? Кроме Мендосы – никто.
«В мае-июне следующего года, надеюсь, будет новый альбом, и я снова приеду к вам!» – обещает Мендоса. Он уходит в соседний зал, успевает разоблачиться, оголив пузо и показав таким образом ещё некоторое количество татуировок. Звучит «Viva la Rock» – заглавная вещь с его самого свежего на сегодня альбома, может, чуть прямолинейная, но для финала – что надо.

А дальше – общение, автографы, фото с публикой… Ждём снова в мае-июне!

Сет-лист: Sunshine of Your Love (Cream), Sweetest Emotion, Hey Baby (Ted Nugent), Let It Flow, Your Touch, Let the Sun Shine, Hole In My Pocket (Neal Schon) / Give Peace a Chance (John Lennon), Rocketman, Look Out for the Boys, Higher Ground (Stevie Wonder), Chinatown (Thin Lizzy), Jailbreak (Thin Lizzy). Бис: Viva la Rock.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Екатерину Хестанову за аккредитацию на концерт.

Все фотографии — 

или https://vk.com/album-2548741_270892883

Общее впечатление

22 ноября 2019 г.
Москва, клуб "Форте"

Владимир Импалер

Владимир Импалер