Леонид Винцкевич и «Джазовая провинция» снова во Владимире
Владимир,КЗ им. Танеева В концертном зале имени Танеева состоялось значимое для культурной жизни города Владимира событие: в город прибыл фестиваль «Джазовая провинция».
Именно прибыл, поскольку сама концепция этого международного проекта – сделать, пусть на один вечер, джазовой столицей страны тот или иной город. Вчера это Подольск, сегодня – Владимир, завтра — Санкт-Петербург и т.д. Владимир попал «в дорожную карту» фестиваля еще в 2005 году, а в этом впервые в составе «джазового десанта» к нам приехал человек, чье имя в около-джазовых кругах произносится чуть ли не с придыханием — Билл Эванс.
Из Америки с любовью
В далеких 80-х, в не менее далекой от нас Америке на этого 22-летнего паренька обратил внимание сам Майлз Дэвис — легендарный джазовый трубач, композитор и новатор, в группе которого сделали себе имя многие талантливые музыканты. Не ошибся с выбором Майлз и на этот раз — Билл Эванс оказался прирожденным солистом и прекрасно проявил себя и в студии, и на концертах. Позднее, перейдя в команду еще одной легенды фьюжна, гитариста Джона Маклафлина, Эванс доказал, что и как композитору ему есть, что сказать слушателям. Но наиболее полно свой разносторонний талант Билл проявил в сольных работах (их у него 19), смело смешивая джаз, соул, кантри, хип-хоп, рок, блюграсс и фанк в единое целое. Во Владимир Эванс привез свежую программу, основанную на его последнем на данным момент альбоме «Dragonfly».
Перед концертом удалось спросить звезду, как он себя ощущает на русской земле.
— Это фантастический тур! – говорит Билл Эванс. – Благодаря поддержке посольства США в Москве мы получили возможность увидеть не только столицу, но и другие русские города. В отличие от политики музыка — это та сила, которая объединяет людей во всем мире, поэтому мы и выбрали этот вид искусства, и всегда стараемся найти общий язык с публикой. До сих пор нам это удавалось – в каждом городе русские слушатели принимали группу с огромным энтузиазмом. Надеюсь, что и сегодня на концерте публика встретит нас тепло.
Уровнем «Джазовой провинции» Билл, избалованный сотрудничеством с великими музыкантами современности, более чем доволен.
— Прекрасные музыканты! За время гастролей мы прекрасно сошлись и на личностном, и на музыкальном уровне, став хорошими друзьями и обязательно еще не раз сыграем вместе в будущем.
На вопрос о том, какие воспоминания у него остались о Майлзе Дэвисе, человеке, который дал ему путевку в жизнь, Билл Эванс среагировал очень живо и с юмором:
— О ком это вы?! И, выдержав театральную паузу, рассмеялся. После чего уже серьезно добавил:
— Он был мне близким другом. Я многому научился у него. И самый большой урок, который он мне преподал: в любых обстоятельствах быть самим собой и не бояться выражать в музыке свои эмоции…
Джаз сегодняшнего дня
…Чего-чего, а эмоций в этот вечер было в избытке. Сначала публику покорил «Винцкевич – Тейлор Квартет». Несмотря на название, это команда равноправных партнеров, куда, помимо Леонида и его сына саксофониста Николая, входят прославленный американский барабанщик (список команд, где он играл, может занять полстраницы) Джоэл Тейлор и один из самых востребованных сессионных бас-гитаристов Нью-Йорка Кип Рид. Харизматично поданный и с чувством сыгранный командой джаз заставил сердца скакать синкопами, а ладони – награждать аплодисментами каждого музыканта. Музыка лилась неспешно и в каждой композиции было раздолье для сольных эскапад – свое мастерство Леонид, Николай, Джоэл и Кип продемонстрировали не раз и не два. И в то же время было очевидно, что это не сборная разных по менталитету и духу музыкантов, мечтающих перещеголять коллегу очередным закрученным пассажем, но группа единомышленников, чье восприятие партнера – на уровне интуиции, что позволяет демонстрировать уникальную по слаженности командную игру. В общем, то был джаз, как он есть или каким он должен быть.
Основная задача «Джазовой провинции», по словам Леонида Винцкевича, – показать срез джаза сегодняшнего дня. Поэтому нет ничего удивительно, что вскоре к музыкантам присоединилась певица Этери Бериашвили, знакомая массовому зрителю по телепроекту «Голос», и перкуссионист Вардан Бабаян. Живая перкуссия в связке с барабанами добавила ритмам колорита, а стилистика, в целом, дала ощутимый крен в сторону соул и добротной поп-музыки в «джазовых одеждах». Певица вела себя на сцене естественно и раскованно и сразу установила контакт с аудиторией, которая по ее просьбе нередко участвовала в композициях в качестве многоголосого хора.
После небольшого перерыва на сцену вышла группа Билла Эванса «Soulgrass» и с ходу заставила весь зал отбивать на ладошах нехитрый ритм первой композиции. Соревнование «кто громче» с барабанщиком Джошем Дионом вышло на славу. Но вот противопоставить его сильному и чувственному голосу публика уже ничего не смогла и с благоговением взирала на поющего барабанщика. Впрочем, вниманием не были обделены ни гитарист Митч Стейн, ни исполнитель на банджо Райан Кавана, ни басист Дэйв Андерсон – естественно, каждый матерый профессионал с огромным послужным списком, чувствующий себя на сцене, как рыба в воде. Но, конечно, больше всего оваций и улыбок досталось в этот вечер бэнд-лидеру Биллу Эвансу, который с легкостью и изяществом извлекал из своего саксофона целую россыпь чарующих звуков. Стартовав с места в карьер, группа не сбавляла темпа ни на минуту, а исполняемый им искусный джаз-рок, с обилием ярких рефренов и интересным «привкусом» кантри и блюграсса никого не оставил равнодушным, в игре «Soulgrass» была особая магия и не покориться ей не было никакой возможности. Песни сменяли одна другую, музыканты устраивали «дуэли» (особенно интересно слушалась перекличка банджо и гитары) и выходили на край сцены, чтобы поразить нас очередным соло. Казалось бы, их выступление только-только началась, но вот уже и поклоны под нескончаемый шквал аплодисментов. Взять и уйти после такого приема просто неприлично, и «Soulgrass» — снова на сцене, а с ними Леонид и Николай Винцкевич. Описывать дальнейшее нет смысла – это был достойный финал прекрасного концерта, а уж когда к своему коллеге по ударным инструментам присоединился Джоэл Тейлор, стало совсем хорошо! Два барабанщика на одной сцене – такого филармония еще не видывала!
Что ж, концерт окончен. Счастливчики, на нем побывавшие, сохранят память об этом вечере, как об одном из лучших в своей жизни. Фестиваль же тем временем отправился дальше по городам центральной России, чтобы нести людям джаз. А в том, что его там ждут, абсолютно убежден организатор фестиваля Леонид Винцкевич.
«Живу с оптимизмом»
Инициатор «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич – пианист и композитор, заслуженный артист Российской Федерации, а главное, истинный фанат джаза, который не только организует фестиваль, но и сам выступает в его рамках со своей самобытной программой.
«Джазовая провинция» существует и успешно функционирует уже 18 лет.
— Если бы в стране не нашлось слушателей этой музыки, то меня это очень бы удивило. Я считаю, что есть колоссальная проблема в культурной политике государства, но никак не в людях. Посудите сами — единственная в России радиостанция, передающая академическую классическую музыку — это «Орфей». А ведь должен же быть хоть какой-то процент соотношения поп и другой музыки! Поклон государству и стране за то, что еще есть такой уникальный телеканал, как «Культура», но и он до сих пор не везде показывает. Интересное наблюдение: в 30-40 годах в Америке была негласная установка для всех радиостанций страны — готовить для эфира программы классической музыки. Результат — за 3-4 года концертные залы стали переполненными. А у нас — попробуйте на теле или радиоканале пропагандировать фестиваль имени Георгия Свиридова или «Джазовую провинцию» в Курске. Сразу – принесите деньги. Это какие-то кривые зеркала, с которыми пора заканчивать. Это не только мои мысли. Так думают многие.
Вас по праву можно назвать джазовым миссионером, трудно нести это бремя?
Нелегко быть одновременно музыкантом и менеджером. Музыка требует тишины и уединения, а любое путешествие, подобное этому, – происшествие. Случаются вещи, которые выбивают у тебя почву из под ног. Но нам везет на людей. Понятно, что в Курске фестивалю помогают все ветви власти, потому что я родом оттуда. Хотя для того, чтобы получить поддержку на уровне губернии, надо было лет 12 -13 делать фестиваль усилиями друзей и всех неравнодушных к джазу. А вот во Владимир мы смогли приехать в первую очередь благодаря заместителю директора филармонии Елены Бутыревой, ее личному интересу к этому искусству, энтузиазму. Энтузиазм — это вообще очень сильная черта нашей нации.
В июне на форуме «Культура и туризм в малых городах ЦФО», который прошел в Суздале, вы получили премию Центрального федерального округа в области культуры и искусства за 2012 год. Насколько помогло вам такое признание со стороны власти? Может, стало легче «открывать двери чиновничьих кабинетов»?
Пока нет. Но диалог с властью мы ведем осознанно. Не будем жалеть на это сил. Потому что, если говорить о каких-то серьезных проектах на уровне Федерации, то, если не будет государственной поддержки, все может закончиться в одну минуту. Говорить о спонсорских вливаниях серьезно тоже не приходится. Иногда те, кто тебе помогают, не заинтересованы, чтобы о них говорили. Если брать в расчет более оптимистичный прогноз, то я надеюсь на Совет по культуре и искусству, который сейчас есть при президенте, в который входит Владимир Толстой, Валерий Гергиев, Александр Шолохов и так далее. Многих знаю лично. Это достойнейшие люди. Надеюсь, что они смогут влиять на государственную политику в области культуры. Поэтому живу с оптимизмом. То, что на сегодняшний день есть диалог с властью, что он вообще может быть у джазового музыканта – это тоже показатель. Я считаю, что для нас это не самое худшее время, которое было в этой стране.
Владимир МИХАЙЛОВ
Фото: А. Подгорчук.