Guthrie Govan Trio: Сверхурочная работа
Май 31, 2019
Яков Каганцов (107 статей)
Поделиться

Guthrie Govan Trio: Сверхурочная работа

Предыдущий визит в Москву английского гитариста-виртуоза Гатри Гована состоялся меньше года назад, 16 июня 2018 года. Тогда он провёл мастер-класс в Центральном Доме Художников, на котором пообещал, что в следующий раз приедет с инструментальным трио The Aristocrats, в котором играют барабанщик Марко Миннеманн и бас-гитарист Брайан Беллер. Однако Гатри ещё не знал и даже не догадывался, что всё выйдет совсем по-другому, ибо у бас-гитариста Антона Давидянца были свои собственные виды на англичанина. И Антон, обладающий просто невероятным организаторским талантом и целеустремленностью, устроил англичанину тур по всей России, от Владивостока до Санкт-Петербурга.

В Москве изначально намечалось два концерта – 21 и 22 мая, но билеты на них были распроданы почти мгновенно, и Антон назначил на 22-е дополнительный концерт. Первый был в восемь вечера, второй – в одиннадцать. И поскольку свободные места оставались только на последнее шоу, журнал «InRock» получил аккредитацию на это «сверхурочное» выступление.
Были сомнения: а хватит ли музыкантам сил сыграть два концерта подряд? Ведь если они выложатся на 100% на первом шоу, что у них останется для второго? Забегая вперед, следует сказать, что эти музыканты могли бы, если надо, отработать и три концерта в один день, настолько много в них жизненной энергии и желания играть. Глаза музыкантов горели, а улыбки не сходили с лиц на протяжении всего выступления.

В начале двенадцатого, с минимальной задержкой, Гатри Гован (электрогитара), Антон Давидянц (бас-гитара) и Герго Борлаи (барабаны) появились на сцене клуба. Зал был заполнен практически полностью. Третьего аншлага не случилось, но до него было очень близко. Начали выступление с небольшого инструментального фрагмента из песни Nirvana «Smells Like Teen Spirit». Гоуэн сыграл гитарную партию подчеркнуто размыто и «криво». Можно сказать, это была веселая панк-версия…

Дальше последовала собственная пьеса гитариста, показавшая слаженность состава, его мощь и мобильность. Звучание трио было плотным, а взаимодействие музыкантов – безупречным. Было видно и слышно, что музыканты основательно сыграны и знают все нюансы аранжировок, благодаря чему могут не просто исполнять пьесу, а «хулиганить», добавляя в музыкальную ткань ритмические сбивки. Помимо гитарного соло, прозвучало продолжительное соло на басу.

Гатри Гован – не только технически подкованный гитарист, но еще и яркий композитор, и удивительный мелодист. Концертный сет трио был составлен из материала единственного сольного альбома Гатри «Erotic Cakes» (2006 ). Прозвучали «Sevens», «Wonderful Slippery Thing» с роскошным слайдовым соло, «Slidey Boy», «Fives» и «Eric». Все они – в новых аранжировках, ряд вещей – с обстоятельными басовыми соло. Но, пожалуй, главное отличие студийных и концертных версий было в темпе. Композиции стали гораздо быстрее, что добавило драйва, но в ряде моментов скорость безжалостно «съела» мелодичные фрагменты оригинальных пьес. Трио просто проскочило их и лихо двинулось дальше. Однако публике, похоже, такое прочтение классического материала пришлось вполне по вкусу. Зрители, среди которых было много музыкантов-гитаристов, собрались на показательное выступление настоящего гитарного героя, и Гован со своим трио их не разочаровал. Он продемонстрировал весь арсенал гитарной пиротехники, а также великолепное чувство ритма.

Примерно в середине сета трио сыграло инструментальную обработку песни Стиви Уандера «Cause We’ve Ended as Lovers». Гатри Гован взял за образец блестящую версию Джеффа Бека с альбома «Blow By Blow» (1975), посвящённую гитаристу Рою Бьюкенену. И вот эту пьесу трио сыграло неспешно и прочувствованно, сохранив грацию печальной мелодии. Добавилось только собственное басовое соло, а также «рыдающая навзрыд» гитарная партия во вступлении.

В качестве «почти последней песни», как ее назвал сам Гатри, трио исполнило «визитную карточку» гитариста – «Waves». Обычно после неё бисов уже не бывает, но в в этом туре было сделано исключение. Трио не стало покидать сцену и возвращаться на неё, а сразу же взялось за действительно последнюю композицию (the real last song): «Ner Ner», как и «Waves», взятую с альбома «Erotic Cakes». В средней части Герго Борлаи при поддержке гитары и баса, отчаянно нарезающих короткие и хлесткие риффы, сыграл эффектное и эмоциональное барабанное соло. А потом уставшие музыканты раскланялись и быстро покинули сцену. В зале зажегся свет…

P.S. В 2006 году, когда только вышел альбом «Erotic Cakes», было просто невозможно представить себе, что его автор приедет и сыграет свою необычную музыку для российской публики. Однако иногда мечты становятся реальностью. И за то, что Гатри Гован отправился в продолжительный тур по России, следует сказать спасибо Антону Давидянцу. Это желание сбылось, освободив место для воплощения в жизнь следующей «сумасшедшей мечты». И если слушатели будут ходить на концерты, если они будут открыты для новой и необычной музыки, значит, впереди всех нас ждет ещё много интересных выступлений настоящих больших музыкантов. Ну а автор этих строк, и, как думается, другие слушатели тоже, с большим удовольствием послушали бы материал альбома «Erotic Cakes» ещё раз, но исполненный в оригинальном, студийном темпе.

Сет-лист: Bad Asteroid, Sevens, Wonderful Slippery Thing, Slidey Boy, Fives, ‘Cause We’ve Ended As Lovers (Stevie Wonder), Erotic Cakes, Waves. Бис: Ner Ner.

Яков КАГАНЦОВ
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Антона Давидянца за аккредитацию на ночной концерт.

Много месяцев ожидания концерта Гатри Гована окупились с лихвой. Мечта сбылась в троекратном размере, и не только потому, что Гатри сыграл в Москве целых три концерта. Просто на сцене мы увидели не одного блестящего инструменталиста, а сразу трёх — это Гатри Гован, Герго Борлаи и Антон Давидянц. И увидев в одной из соцсетей видеозапись и отзыв Антона о совместной игре с Гатри, можно было только загадать желание и ждать.

Я давно очень внимательно слежу за тем, что делает Антон и как музыкант, и как организатор, и преклоняюсь перед его силой духа и таланта, и перед целеустремленностью в реализации своих идей! На таких людях держится творческий мир и продолжает рождаться потрясающая музыка. К тому же Антон играет с таким количеством интересных, уникальных артистов, что можно без труда расширить свой кругозор, просто изучая, с кем он играет. Так я открыла для себя чудесного венгерского барабанщика Герго Борлаи. На концерте в клубе Козлова я впервые видела вживую, как он тонко чувствует своих коллег, прислушиваясь к ним, местами подзадоривая, местами отвечая сумасшедшим темпам, которые задавал Гатри, местами — поддерживая басовые соло Антона. Да, местами казалось, что Гатри как бы в шутку загоняет темп, раззадоривая коллег. “А так, сможем?” — как будто читалось в его глазах. Не “ты сможешь”, а именно “мы”!

Я всегда особо ценила джемы и вот такие проекты за неповторимую энергию диалога между участниками. Гатри не пытался никого переиграть, его глаза горели, он зазывал с собой в полет. Сумасшедший драйв, эйфория и зарядка для мозгов — вот что это был за концерт. Да, это было совсем “нестудийно”, и тем оно было и прекрасно! Такое наслаждение видеть счастливые глаза музыкантов, играющих свой непростой сет второй раз за вечер, под конец очень насыщенного тура, не без усталости внутри, но свободно, свежо и, без сомнения, “по любви”. Так много сейчас тех, кто как робот тарабанит по программе… Оттого особенно ценна эта чистая энергия музыки! Самое удивительное в ней рождается от внезапной искры вдохновения между музыкантами в таких вот коллаборациях, где сложение талантов и виртуозности каждого из участников способно без труда довести внимательного слушателя до экстаза! Спасибо Гатри, Герго и Антон! Пусть ваше трио живет и, смею надеяться, даже запишет альбом!

Катерина МЕЖЕКОВА

Весь фоторепортаж с концерта:

Общее впечатление

22 мая 2019 г.
Москва, клуб Алексея Козлова
Антон Давидянц

Яков Каганцов

Яков Каганцов