Февраль 5, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Guitare en Scene: Большой гитарный день рождения

Foreigner,Mark Knopfler,Uli Jon Roth,Uriah Heep,обычный,Сан-Жульен,Франция Я вот точно знаю, что люблю гитару. И я люблю ту музыку, которая создается благодаря человеку играющему и этим шести (семи… двенадцати…) струнам, чтобы волновать наши сердца. Гитару можно любить по-разному. Бывает — как фетиш, как дорогую игрушку, но мы не об этом.

Истинная страсть к гитаре возникает от желания выразить свои переживания именно через те звуки, которые рождает инструмент. А можно полюбить ее как слушатель, найти родственную душу, услышать, что ты такой не один на этом свете. Имено за этим я отправилась снова на французский фестиваль Guitare en Scene, проходящий в пяти километрах от Женевы, на границе Франции и Швейцарии.

Эта поездка была запланирована аж сразу после прошлогоднего посещения фестиваля в 2012 (см. InRock #56), и нашими стараниями в этом году «InRock» стал еще и информационным партнером фестиваля.

Этот фестиваль создается людьми, одержимыми страстью к гитаре, ради таких же неравнодушных слушателей. Все говорят, что здесь царит «особенный дух Guitare en Scene». И это не случайно, ведь каждый, от Президента фестиваля до членов команды добровольцев, старается сделать его как можно лучше, уютнее, интереснее. Отсюда и идеальная организация зрительских пространств, тайминга, работы с прессой и артистами. Действительно чувствуешь себя частью одной большой семьи! Очень многие музыканты возвращаются сюда по несколько раз. Так например, Крис Спеддинг, приехав в прошлом году выступать с Робертом Гордоном, в этом вернулся уже как куратор фестиваля, помогая в подборе артистов. А состав музыкантов, на мой вкус — просто мечта! Нет того однообразия, которое последнее время царит на европейских фестах. Доходит до того, что когда какая-нибудь остропопулярная команда заявляется на один европейский фест, то потом ее приглашают на каждое более-менее крупное мероприятие, безотносительно того, подходит она по формату или нет.

В отборе артистов на «Guitare en Scene» чувствуется вкус. И, что особенно подкупает, можно увидеть выступления таких исполнителей, которых на европейских площадках встретишь нечасто. Например, Джона Пола Джонса, да и того же Гордона и Спеддинга, как это было в прошлом году. Или Брайана Мэя — как в этом. Для меня, как российского зрителя, это был еще и шанс послушать Марка Нопфлера. Ведь его концерт в Москве, запланированный на месяц раньше фестиваля, был отменен… И что всегда интересно для меня на фестивалях, помимо горячо любимых групп, есть еще и новые для меня. А новое всегда интереснее открывать на концерте, когда видишь музыканта еще и как личность.
Что совершенно завораживает, как один и тот же инструмент, гитара, может быть выразительным средством в совершенно разных музыкальных стилях. Эта разноплановость — отличительная черта «Guitare en Scene 2014». Блюз, джаз, фламенко, рок, соул, и во всех этих стилях — талантливые гитаристы и яркие личности.

Замечательным новшеством в этом сезоне фестиваля была программа мастер-классов, которые каждый день перед вечерними концертами устраивали гитаристы-виртуозы. Мастер-классы проходили для группы в 15-20 челоек в музыкальной школе Сан-Жульена, в километре от фестивальных площадок. В первый день, пятницу 19 июля, была вдохновляющая творческая встреча с Ули Джоном Ротом. Он рассказал о своем творческом подходе, о том, что для него значит гитара. В своих рассказах Ули касался вопросов метафизических и философских, но и про технику не забывал.

На второй день, в субботу, был мастер-класс Маттиаса ИА Эклунда. Маттиас со свойственной ему харизматичностью говорил о ритмах, рассказывая, как сложные, на первый взгляд, размеры можно разложить на более простые составляющие. И призывал прислушиваться к индийской и африканской музыке, как источнику истинного ритмического разнообразия.

На третий день был мастер-класс Алекса Хатчингса. Там была очень активная практическая часть, важные аспекты музыкальной теории и основы построения музыкального соло. И в заключительный день фестиваля проходил мастер-класс Кристофа Годэна. Кристоф наглядно, с привычными штуками-прибаутками, показал, что на гитаре можно играть не только ритм-партию или соло, но и добавлять басовые линии, перкуссию, и тем самым с помощью одного инструмента получать глубокое и разнообразное звучание. Что особенно хорошо, мастер-классы были построены таким образом,что студенты всех возрастов и уровней могли найти там для себя много полезного как с практической, так и с психологической и философской точек зрения. Это и неудивительно, ведь каждый из выступавших — не только талантливый гитарист, но и по-своему гениальный преподаватель! Я, честно говоря, изначально собиралась зайти минут на 15 на каждый урок, просто полюбопытствовать, в итоге сидела все дни по четыре часа и уходила в полном восторге. И, насколько я знаю, обучающая программа на GES будет продолжена и в 2014 году.

Для тех, кто не был на мастер-классе, фестивальная пятница традиционно началась с «Les Tramplins», финала конкурса молодых талантов, проводимого в рамках фестиваля. Победителями стали восходящие звезды из Dirty Sound Magnet. А значит, именно им в следующем году выпала честь выступать в основной программе GES. Что касается, программы, то не все из преподавателей мастер-классов выступали на фестивале. Хочется верить, что Маттиаса Эклунда и Алекса Хатчингса мы еще увидим на сцене Сан-Жульена. А вот двое виртуозов — Кристоф Годэн и Ули Джон Рот — порадовали зрителей совместным выступлением уже в первый вечер фестиваля, сразу после финалов Les Tramplins.
Основной сет Кристоф играл со своей пауэр-металл группой Gno (которая только в апреле выпустила новый альбом «Crass Palace»). Ули Джон Рот присоединился на несколько заключительных песен. Как большие почитатели Хендрикса, Ули и Кристоф исполнили одну из любимых Ули песен из репертуара Хендрикса — «All Along The Watchtower». Я впервые видела игру Ули вживую и была совершенно поражена. К тому же после его утреннего мастер-класса и интервью его музыка открылась мне с новой стороны. И впечатление от его игры именно такое, как он сам это описывает. Когда Ули берет какую-то ноту, он словно взлетает ввысь и дальше путешествует по небу сквозь облака. Помимо этого, мне кажется, что он еще и заполняет всё отведенное ему пространство разнообразием звуков. Мы еще увидим это в его игре на эксклюзивном джеме на следующий день. Однако играет немец, и правда, божественно. И сама по себе sky-гитара вызывает больше восхищение и интерес, а уж какую музыку Ули извлекает из нее!

Кстати, фестиваль начался на самой маленькой из трех сцен и самой загадочной. Это «Magic Mirror», крытый деревянный павильон для представлений XIX века. Зал с удивительной атмосферой и акустикой, бархатным куполом и кусочками цветных зеркал и стекол по периметру. Этот зал — как волшебная шкатулка. Кстати, именно там и будет выступать Брайан Мэй. Но обо всем по порядку.

Суббота 20 июля для меня началась с разбора этно-ритмов под руководством Маттиаса Экклунда. После чего остается пойти (в прекрасном настроении) километр пешком до фестиваля и попасть на Scene Village, где под палящим солнцем и безоблачным небом Марк Харман и его группа играют отменное рокабилли. Усидеть спокойно совершенно невозможно, так что даже лениво собирающиеся на основную программу вчера зрители сразу пускаются в пляс. Марк — рокабилльщик со стажем и в прошлом году уже приезжал со своей группой Hot Rod Rhythm Boys. Как по мне, так им бы попозже вечером играть: и для большего посещаемости, и для большей атмосферности. Но и рокабилли под солнцем — тоже отлично!

Затем на главной сцене началось выступление нью-йоркского блюзмена под веселым для русского уха прозвищем Popa Chubby. Для американского уха это прозвище тоже очень даже веселое, кстати. Теодор Джозеф Хоровитц, а именно так зовут нашего героя вне сцены — человек огромных размеров, внешне похожий на калифорнийского гангста-рэппера. Но его музыка звучит как исконный черный плантаторский блюз. Как это происходит, непонятно, но замираешь, сопереживаешь и заслушиваешься с первых мгновений.

Небольшая передышка… Что замечательно, программа GES устроена так, что носиться от сцены к сцене нет необходимости. Все свободно перемещаются между площадками. Кстати, число посетителей ограничено максимумом в 5000 человек, после чего ворота закрывают и билетов больше не продают. Только на концерт Марка Нопфлера в этом году было сделано исключение и продано дополнительная тысяча билетов. Но в целом такая политика организаторов позволяет зрителям спокойно и комфортно наслаждаться музыкой. Еда на фестивале не особенно гурманская. Наибольшей популярностью пользуется простая пища вроде жареных сосисок и картошки-фри, а также паэльи и пиццы. Но даже вегетарианцу есть чем себя порадовать. Для детей, которых многие берут с собой на фест, продается много фруктовых шашлычков и свежевыжатых соков.
Что касается напитков для взрослых, то пиво тут — за фестивальные деньги, в фестивальных же стаканчиках и стоит, как полагается, довольно дорого.
Но что меня поразило до глубины души по части быта, так это полное отсутствие мусора на траве. Случилось мне посетить голландский фестиваль неделей раньше, так там не то что сесть, даже встать негде было из-за объедков и мусора. Здесь же — образцово-показательный газон и раздельный сбор мусора в действии.

Вернемся к музыкальной программе. В этот вечер нас как раз и ожидало полное разнообразие стилей. Меня покорил джаз и проникновенный соул от Бетти Лаветт, также выступавшей в «Magic Mirrors». Бетти начала свою карьеру в Америке в 16 лет, гастролировала с Оттисом Реддингом, завоевала множество наград за свой глубокий блюзовый вокал. Мне очень интересны женщины в блюзе, а харизматичные — тем более. Сейчас Бетти 67 лет, но в ее голосе до сих пор есть энергия и огонь 16-летней девчонки. Она удивительная! Надо изучить ее творчество поподробнее, а еще — прочитать ее недавнюю автобиографию с простым названием «A woman like me».

После концерта Бетти на главной сцене полукругом расположились гитаристы и перкуссионисты. Было ощущение, что находишься куда-то на юге Испании. Это фламенко-гитарист Висенте Амиго и его группа порадовали зрителей настоящей испанско-гитарной страстью. Выступление было «акустической изюминкой» субботнего дня. Только танцовщиц фламенко не хватало, но их яркие платья кружились в воображении доброй половины зрителей, я видела по глазам.

Страсти продолжали накаляться. Следующим в программе вечера был сет квартета Бирели Лагрена. Французский гитарист, играющий в манере Джанго Рейнхардта, кажется, не очень известен нашему слушателю. Но во Франции он пользуется большой любовью за очень интеллектуальный, если так можно выразиться, джаз-фьюжн. Чем хороша его музыка — в ней все хорошо в меру, нет перебора, выпячивания собственных способностей, что иногда бывает у современных фьюжн-гитаристов.

Один из моментов «Guitare en Scene», который каждый год делает этот праздник незабываемым — это джем звезд. Вместе на одной сцене мы можем видеть гитаристов, которые нечасто или вообще никогда не играли вместе. В этом году куратор фестиваля Крис Спеддинг вышел на сцену вместе с Марком Харманом, Ули Джоном Ротом, Висенте Амиго и специальным гостем фестиваля — Стивом Морсом. Стив выступал на GES в составе G3 в прошлом году и ему так понравилось, что он решил навестить Сен-Жульен еще раз. Джем состоял из материала каждого из гитаристов-участников. Например, Спеддинг играл «Guitar Jamboree», а присутствие Стива Морса обязывало сыграть «Smoke on the Water». Барри Джонсон был у микрофона, а вот соло, которое начал играть Стив Морс, полностью перетянул на свою сторону включившийся в исполнение Ули Джон Рот. Сначала это было забавно для зрителей, а потом стоявшим совсем у сцены стало заметно, что обычно вежливый и тактичный Стив был нескрываемо раздражен таким развитием событий. Но джем — штука спонтанная, что поделать.
Так вот, лучший и совершенно неповторимый момент фестиваля был как раз тогда, когда Стив Морс, воплощение рок-гитариста, играл вместе с Висенте Амиго, который олицетворял в этот момент мир акустики и фламенко. Сначала Висенте не чувствовал себя уютно в этом диалоге, но Стив давал ему все больше и больше места разыграться и показать себя. И вот уже стиснутые зубы Висенте сменила счастливая улыбка. Так они и улыбались друг другу, импровизируя. А тысячи зрителей смотрели, как зачарованные, как на их глазах рождается новая музыка.

Закончилась суббота уже за полночь выступлением ирландского блюзмена Джонни Галлахера. Человек с такой фамилией не может играть плохой ирландский блюз. Да и сам по себе Джонни оказался очень душевным прсонажем, эдаким добряком, который и пиво не против выпить с фанатами после концерта…

Воскресенье 21 июля на фестивале был днем хитовых групп — Uriah Heep, Foreigner, Shakra. Еще это был и день моего рождения, так что, самый яркий концерт этого вечера — выступление Брайана Мэя и Керри Эллис — я ждала как особенный подарок себе на праздник.

Честно сказать, трудно подробно рассказывать о выступлениях Uriah Heep и Foreigner. Обе группы — музыкальные машины, только это ретро-машины. Они работают гладко и по накатанной, но обеих сильно потрепало время. Любопытно было посмотреть на нового басиста Uriah Heep, но тут мы даже сравнивать не будем. Тем более что группа у нас выступала за последний год уже два раза, и в этом же номере «ИнРока» есть репортаж с московского концерта.

А концерт Foreigner был изначально для галочки, как говорится, «рассказать потом про это детям». Да еще и посмотреть на живого Мика Джонса. Приятно удивил Келли Хансен — его энергия била через край. Он носился по сцене, прыгал и крутил над головой микрофонной стойкой, а потом даже залез на световую опору в зрительном зале. Такой семидесятнический задор рок-звезды очень встряхнул зал. Но уже хочется рассказать про главный подарок…

Перед Брайаном Мэем в «Magic Mirorrs» выступал Роберт Крэй. Увидеть его — тоже ценно, и отлично расширило блюзовый кругозор. Эх, было бы здорово. если бы когда-нибудь он приехал с концертами в Россию.

Концерт Брайана Мэя и Керри Эллис отличался удивительной атмосферой домашнего квартирника, магией голоса Керри, звучавшего вместе с такой душевной и такой знакомой музыкой Брайана. Подробнее — в предисловии к интервью с Брайаном и Керри. Так радостно видеть, что человек нашел для своих песен новую жизнь, а для себя — новый источник вдохновения! Брайан и Керри в рамках тура «Born Free» не просто перепевают песни Queen. У них есть совместные сочинения, к тому же они планируют продолжать свой творческий союз. Впечатления от их выступления были непередаваемые, у многих были в глазах слезы, после концерта люди улыбались — абсолютно счастливые. Это был единственный концерт Брайана во Франции, и выступление было специально приурочено к фестивалю.


И на закуску — пару слов о главном разочаровании фестиваля. Я люблю песни Марка Нопфлера и очень ждала его выхода на сцену. Летний концерт Марка в Москве был отменен, скажем так, ввиду вопиющего несоответствия политических взглядов артиста и руководства страны, где ему предстояло выступать. Я лично такую причину отмены концертов не одобряю как неконструктивную. Но Марка не видела вживую уже несколько лет, и очень хотелось послушать все эти песни вживую снова. Материал с нового альбома «Privateering» чередовался в его сете с любимыми публикой хитами. Но… было ощущение, что все это как-то уже не трогает Марка. Механистичность его игры, взглядов, голоса и интонаций очень расстроили. Я была на его концертах несколько раз и такого совсем не ожидала. Человек устал, это очень заметно. Может, это временно, а может, просто ему уже пора переключиться на что-то другое. что не выматывает так, как активная концертная деятельность. Но тем не менее, я его увидела, и это было важно.

***
Что сказать… «Guitare en Scene 2013» снова поразил, удивил и оставил в памяти великое множество незабываемых моментов. И просто сделал меня счастливой! А ведь это самое главное, зачем нам дана музыка. И да, я снова жду следующего года. И гадаю, кто же будет в программе GES 2014?..

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора. Благодарим оргкомитет, Президента фестиваля Жака Фальда, Тьерри Барре и Кристофа Годэна за аккредитацию и помощь в организации интервью.

Владимир Импалер

Владимир Импалер