Flow Festival: Современная музыка без границ
Октябрь 17, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Flow Festival: Современная музыка без границ

Финский Flow – практически идеальный европейский фестиваль для российских (в первую очередь, конечно, питерских) меломанов. Во-первых, добраться туда можно легко, быстро и недорого.

Во-вторых, территория фестиваля находится не где-нибудь в поле вдали от цивилизации, а в двадцати минутах ходьбы от центра Хельсинки, что дает посетителям дополнительный бонус в виде возможности вдоволь погулять по этому приятнейшему и уютнейшему городу (и, например, посетить прекрасную выставку живописных работ Туве Янссон в музее «Атенеум»). В-третьих, сцены находятся на твердой поверхности, а многие из них еще и крытые, так что дождь и грязь зрителям не страшны (впрочем, в этом году все три дня стояла прекрасная солнечная погода). Ну и главное – это состав: он не состоит из сплошных звезд, но в нем найдется достаточно громких имен, а также множество не слишком известных, но очень интересных музыкантов. Здесь находится место для самых разных жанров, от академической музыки до хип-хопа, и каждый посетитель может попасть на собственный Flow: для кого-то это будет рок-фестиваль, для кого-то – фестиваль электронной, экспериментальной или какой-нибудь другой музыки. Хотя большинство посетителей предпочитает совмещать все это – и правильно делает: интересная музыка найдется здесь везде.

Flow проводится на территории бывшей электростанции Сувилахти. В этот раз на фестивале было восемь сцен. Звезды выступали на открытой главной, а также в закрытых синем и черном тентах. Неподалеку от главной расположилась Balloon 360⁰ Stage: круглая сцена в центре небольшого амфитеатра (что-то вроде уменьшенной копии конструкции, использовавшейся в свое время Metallica и U2), постоянно испытывавшая проблемы с несоответствием своих размеров интересу публики к выступавшим на ней музыкантам. В Mixradio Music Hall выступали финские инди-музыканты, а The Other Sound была посвящена экспериментальной музыке (что-то вроде местного «СКИФа»).

Ди-джеи играли на RBMA Backyard, а Champagne Bar выступал в качестве чилл-аута. Фестиваль идеально организован: расписание выполнялось настолько точно, что по нему можно было проверять часы, задержки составляли максимум несколько минут. За все три дня в расписании была лишь пара перестановок и одна (но очень обидная для многих) отмена: The Horrors не смогли выступить на Flow из-за болезни участника группы. Нахождение на фестивале было сделано максимально комфортным, очереди сведены к минимуму – в общем, организаторы выполнили свою работу с традиционным финским старанием, и упрекнуть их абсолютно не в чем.

Первый день фестиваля, как обычно, «разогревочный»: публики не очень много, выступления основных хэдлайнеров еще впереди, поэтому есть возможность спокойно прогуливаться по территории, не занимая за полчаса место на выступлении любимых музыкантов. Начинают фестиваль финские музыканты. В The Other Sound звучит какой-то злой милитаристский индастриал-нойз, а в Mixradio Music Hall группа Riitaoja играет, напротив, мягкий приятный поп-рок с женским вокалом.

А в синем тенте выступают англоязычные альтернативщики Magenta Skycode, известные и за пределами своей родины. Группа играет пост-панк, прекрасно звучащий с большой сцены, и публики набирается весьма приличное количество.

Тем временем, наступает черед и приезжих звезд, первой из которых оказывается Нина Перссон (Nina Persson). Она выступает на главной сцене в сопровождении гитариста, басиста, барабанщика и двоих клавишников.

Сет-лист состоит из композиций с недавнего дебютного сольника “Animal Heart” и пары вещей проекта A Camp – ни одной песни The Cardigans! И хотя сольный материал Нины, как ни крути, уступает творчеству ее родной группы, живьем это совершенно незаметно. Группа звучит мощно и драйвово, голос Перссон по-прежнему покоряет (и его ничуть не портит заметная хрипотца), ну а личное обаяние фронтвумен поистине безгранично. Нина легко и непринужденно создает уютную домашнюю атмосферу: до этого момента мне не доводилось видеть ее живьем, но на этом выступлении сразу же возникло впечатление, что на сцене – старая знакомая. Она много общается с публикой и шутит, и все это – совершенно естественно, безо всякого жеманства. «О, я слышу, у нас интересный звуковой фон – должно быть, это моя подруга Дженни Уилсон. Дженни, заткнись!». Жаль только, что сет длится всего сорок пять минут. Ну да ладно – надеюсь, еще увидимся.

Шведка Дженни Уилсон (Jenny Wilson) действительно выступает на соседней сцене, но чуть позже (вероятно, Нина слышала ее саундчек). Певицу сопровождают гитаристка и барабанщик, сама Дженни периодически «прикладывается» к синтезатору. Она сразу же вступает в тесный контакт с публикой, пару раз спускается в народ, а под конец сета приглашает публику на сцену.

Порой ее речи звучат чересчур пафосно, но в данном случае это никак нельзя поставить исполнительнице в упрек: Дженни дважды победила рак, что, увы, сказалось на ее внешности (она выглядит старше своих лет) и голосе, и патетичные, на первый взгляд, слова о силе и боли действительно искренни. Прекрасный инди-соул ранних записей, видимо, остался для певицы в какой-то прошлой жизни: сейчас она играет во многом автобиографичные вещи с прошлогоднего альбома “Demand The Impossible”, которые в записи звучат как электро-поп, а живьем – как агрессивный рокешник. Дженни выступает словно на пределе своих возможностей, и публика не остается равнодушной: кажется, этим сетом прониклись практически все присутствующие.

По дороге на выступление Джона Хопкинса ради интереса ненадолго останавливаюсь у главной сцены, на которой начинается сет Джесси Уэйр (Jessie Ware) – и в итоге задерживаюсь там почти на полчаса. Молодая соул-певица выкладывается в полную силу, а аккомпанирующая группа выдает настоящий рок-драйв – все это не очень похоже на расслабленное звучание студийных записей Джесси, что не может не радовать (быть может, и грядущий новый альбом будет звучать в таком духе?). При этом – абсолютно никакого пафоса, присущего многим исполнителям в таком жанре, только хитовый материал и прекрасное исполнение. Сам Хопкинс (Jon Hopkins), кстати, тоже не подводит: со времен выступления на «СКИФе» четырехлетней давности его сет основательно оброс мускулами. В нем стало меньше эмбиента и больше техно, при этом находится место и для нестандартных ритмических конструкций, и для глитчевых эффектов, и для жуткого искаженного баса с реверансами в сторону Скриллекса (Skrillex, который, кстати, тоже отметился на первом дне Flow) – но даже он у Хопкинса звучит как-то интеллигентно. Ну а во время исполнения хита “Light Through the Veins” счастье становится полным. Танцевальная электроника в лучшем виде.

Далее успеваю услышать пару заключительных песен от финской певицы эфиопского происхождения Мирель Вагнер (Mirel Wagner), исполняющей мрачный минималистичный фолк в полном одиночестве – только голос и акустическая гитара. Ну а затем можно идти к главной сцене, где скоро начнется выступление хэдлайнера – сегодня им будет Мос Деф (Mos Def), ныне предпочитающий называть себя Yasiin Bey. Заслуженный деятель альтернативного хип-хопа выступает лишь в паре с ди-джеем, на сцене нет никакого лишнего народа.

Исполнитель выходит с букетом цветов, которые неторопливо разбрасывает по сцене, затем достает свой ретро-микрофон – и начинает шоу. А это – действительно шоу одного человека. Мос Деф зачитывает свои речитативы под музыку, больше напоминающую джаз или соул (хоть и положенные на хип-хоп биты), при этом вещь может внезапно оборваться где-нибудь на середине, и MC сразу заполняет паузу какой-нибудь фристайл-импровизацией – а затем так же внезапно начинается следующий хит. И все это нон-стопом. При этом Мос успевает еще и танцевать. Музыканты прекрасно взаимодействуют друг с другом и с публикой, ну и публика не отстает, охотно подпевая известным хитам. В итоге получается образцово-показательный хип-хоп-концерт.

На этом первый день фестиваля еще не заканчивается – например, впереди еще выступление быстро обзаведшегося эпитетом «культовый» дуэта Darkside, но после такого насыщенного дня (с ранним подъемом и долгой поездкой на автобусе) сил на продолжение просто не остается. Все самое интересное еще впереди.

Второй день на главной сцене открывает Астрид Свон (Astrid Swan), но ее банальный инди-поп трудно назвать интересной музыкой. В черном тенте повеселее: публику раскачивает темнокожий рэппер Noah Kin, который, несмотря на финское гражданство, общается со зрителями исключительно по-английски. Его сопровождают ди-джей и гитарист, разбавляющий хип-хоп-биты элементами шугейза, и сет получается очень даже бодрым. В синем тенте тем временем играют краут-пост-рокеры Siinai, со времен прошлогоднего питерского выступления выпустившие новый альбом и расширившие состав до натурального рок-оркестра. Внушительная толпа музыкантов создает по-настоящему монументальные стены звука, но при этом остается впечатление, что группа развивается преимущественно экстенсивным путем: сама музыка осталась довольно-таки незамысловатой, хотя живьем звучит действительно мощно.

В Mixradio Music Hall на сцену выходит, пожалуй, самая тяжелая группа на фестивале – Mr. Peter Hayden. Музыканты играют не совсем типичные для Flow сладж и пост-метал с увесистыми риффами, гранжеподобным чистым вокалом и «укуренной» атмосферой. Вроде бы ничего особенного – все это мы слышали уже много раз, но здесь эта музыка удивительным образом попадает в настроение и хорошенько прокачивает зал, в котором тут же обнаруживается несколько волосатых личностей в футболках метал-групп. В общем, этот сет вполне уместно разбавляет общую картину.

А на главную сцену выходят первые приезжие звезды сегодняшнего дня – африканская супергруппа Les Ambassadeurs. Тут все именно так, как обычно и бывает на выступлениях подобных команд: со сцены звучит веселый и заводной афробит, а публика радостно отплясывает. Совершенно другое настроение на The Other Sound: там слушают академическую музыку. Обросший молодой человек Антти Толви (Antti Tolvi) восседает за полноценным роялем и выдает сорок минут классического фортепианного минимализма, местами звучащего практически как дроун-эмбиент. Снова немного разнообразия в общий фон, на этот раз – в более интеллектуальном ключе.

Команда с незамысловатым названием Scandinavian Music Group практически неизвестна за пределами Финляндии, однако же выступает на главной сцене уже в довольно «рейтинговое» время – похоже, эта группа весьма популярна на родине. Так и есть: у сцены собирается внушительное количество зрителей, активно поддерживающих музыкантов и подпевающих их хитам. Команда с повышенным содержанием женских голосов (две вокалистки и две бэк-вокалистки) играет что-то на стыке рока, фолка и эстрады – музыка, может, и не слишком примечательная, но вполне приятная и способная скрасить ожидание главных героев вечера. Но долго расслабляться нет времени: на следующем обязательном для посещения сете место явно нужно занимать заранее.

Нене Черри (Neneh Cherry) должна была выступать на небольшой Balloon Stage параллельно с более популярными The Horrors – но их сет, как уже было сказано, отменился, и в результате народ оккупировал все свободное пространство в амфитеатре и далеко за его пределами. Нене выступает с клавишником и барабанщиком, составляющими группу RocketNumberNine, с которой певица недавно выпустила потрясающую пластинку “Blank Project” (первую после почти двадцатилетней паузы, между прочим). Собственно, композиции с этого альбома и составляют сет-лист выступления – нынешнее творчество Черри очень далеко от ее старых работ. Певица, в этом году отметившая пятидесятилетний юбилей, выглядит лет на 10-15 моложе своего возраста, она скачет по сцене, веселится как девочка, активно взаимодействует с публикой и явно получает от происходящего настоящее удовольствие. Музыканты играют совершенно внежанровую экспериментальную музыку, при этом песни вполне себе хитовы, инструменталисты демонстрируют настоящую виртуозность, а голос Нене выше всяких похвал. Ну а под конец сета Черри все-таки исполняет свой старый хит “Buffalo Stance”, ставя эффектную точку в одном из самых впечатляющих выступлений фестиваля.

Затем – небольшая пробежка до главной сцены, откуда уже доносится рифф из “Motorcycle Emptiness”. Manic Street Preachers почему-то не являются главными хэдлайнерами сегодняшнего дня, но это не имеет значения: большая часть публики стягивается на их сет. Группа играет, в основном, старые хиты: “Everything Must Go”, “You Stole The Sun From My Heart”, “Suicide Is Painless”, “Your Love Alone Is Not Enough” (жаль, что Нина Перссон выступала в другой день, иначе мы могли бы услышать живьем их совместное исполнение этой вещи), и т.д.

Ну и, разумеется, хоровое пение на “If You Tolerate This Your Children Will Be Next” в конце. Во всем этом немного проглядывает ностальгия (например, музыканты вспоминают добрым словом своего пропавшего гитариста Ричи Эдвардса), но лишь в малой степени – в этом году у группы словно открылось второе дыхание. Их новый альбом “Futurology” (с него прозвучало три песни, что, наверное, не так уж и мало для фестивального сета) звучит неожиданно свежо и интересно, и выступление получается в том же духе: без откровений, но очень эффектно.

Выступающая далее на Balloon Stage американка Марисса Надлер (Marissa Nadler) – настоящая любимица музыкальной прессы: каждый ее альбом получает преимущественно восторженные отзывы критиков. Эта же участь постигла и ее новую пластинку “July”, которая составляет основу нынешних сет-листов исполнительницы. Сама Марисса поет и играет на акустической гитаре, ей аккомпанирует виолончелистка/бэк-вокалистка с мечтательным отрешенным выражением лица. Правда, здесь этот тихий красивый дрим-фолк действует немного усыпляюще: интровертность исполнительниц не идет на пользу концертной энергетике, и в результате к середине сета начинается массовый исход публики. Но это не значит, что сет получился неудачным: музыка Мариссы завораживает и живьем, просто для нее, видимо, нужна более камерная обстановка.

Ну а во время сета главных хэдлайнеров сегодняшнего дня, The National, приходит мысль о том, что эпоха постмодернизма все-таки не умерла: раз уж музыка, практически целиком состоящая из набора пост-панковых клише, может быть настолько популярной… Не умерла и эпоха стадионного рока, так как эта музыка рассчитана именно на большие площадки и живьем звучит весьма эффектно: все-таки материал вполне хитов, да и в монотонной бубнежке Мэтта Бернингера (ныне представшего в имидже эдакого спившегося интеллигента) есть свое очарование. Но в целом и после этого выступления The National так и остались непонятным для меня культом.

(Ночная программа сегодня еще более насыщенна, чем вчера, но ноги вновь подкашиваются от усталости, поэтому приходится с сожалением покинуть фестиваль в разгар веселья)

Заключительный третий день Flow начинается, опять же, с финского хип-хопа. Девушка по имени Rauhatäti работает в интересной манере, сочетающей читку, декламацию и пение (кстати, речитативы по-фински звучат довольно любопытно: нескандинавскому уху этот язык кажется слишком заковыристым, и умение исполнителей быстро извлекать сложные словесные конструкции весьма впечатляет), ей помогают бэк-вокалистка, ди-джей и периодически присоединяющиеся к ним дружественные MC. В музыке скрещены хип-хоп-биты, дабстеп и чуть ли не IDM, все это прекрасно звучит живьем, и в итоге дебютный альбом исполнительницы “Labyrintti” прочно обосновывается в моем плеере.

С главной сцены тем временем звучит весьма приятный поп от вокалистки группы Regina по имени Iisa. А на The Other Sound – еще один полуакадемический сет: японка Томоко Саваж (Tomoko Sauvage), сидя на полу, играет гипнотическую электроакустику при помощи фарфоровых чашек и переливаемой в них воды. После ее выступления направляемся в Mixradio Music Hall, где начинается выступление Death Hawks, недавно выступавших в Питере на модном фестивале «Стереолето». Группа играет классический спейс-рок, при этом публика плотно забивает помещение – похоже, эта музыка становится трендом. Но долго выдержать нахождение в такой духоте (все-таки крытые сцены на Flow плохо приспособлены для жаркой погоды) не получается. Так что возвращаемся к уютной The Other Sound на сет авант-джазового коллектива Sound & Fury, созданного прославленным (увы, ныне покойным) музыкантом Эдвардом Весала. Духовые шумят и завывают, ритм-секция неистовствует, гитарист поддает рока – ничего нового, но звучит захватывающе.

Сет первой из звезд сегодняшнего вечера, Джанель Монэ (Janelle Monae), начинается с комической помпезностью: в качестве интро используется музыка Рихарда Штрауса, а затем на сцену выкатывают саму исполнительницу в смирительной рубашке – она и сама еле сдерживает улыбку. Ну а когда начинается, собственно, выступление, восторги насчет этой певицы становятся понятны: да, ее альбомы хороши, но по-настоящему великолепно эта музыка звучит именно вживую. В первую очередь, благодаря подаче самой Джанель: певица выкладывается по полной, постоянно взаимодействует с публикой и растягивает каждую песню минут на 7-10 за счет хоровых распевов припевов и вокально-инструментальных соло. В сете находится место и для хулиганистого боевика “Dance Apocalyptic”, и для «зажигалочной» баллады “Prime Time”, и даже для кавера на “I Feel Good” Джеймса Брауна. Соул, фанк, рок, R&B (в хорошем смысле этого слова) – все у нее получается блистательно.

Уходить с сета Джанель очень не хочется, но приходится: на сете Royksopp явно будет не протолкнуться. Так и есть: публика забивает синий тент до отказа, и в помещении воцаряется жуткая духота. В скандинавских странах эта группа пользуется огромной популярностью, и, по-хорошему, ее место – на главной сцене. Крытое помещение, судя по всему, выбрано из-за впечатляющего лазерного шоу, являющегося неотъемлемой частью выступлений команды. Royksopp выступают с кучей приглашенных музыкантов: помимо самого дуэта, на сцене находятся еще двое клавишников, гитарист, басист, саксофонист и ударник. Группа играет несколько проверенных хитов, и зал сразу пускается в пляс. Но самое интересное начинается, когда к ним присоединяется невероятно одаренная норвежская певица Сюзанн Сундфер (Susanne Sundfor), популярность которой за пределами Норвегии (на родине она уже давно покоряет чарты), увы, пока не очень соответствует масштабам ее таланта. Сюзанн очень эффектно исполняет “This Must Be It” и “What Else Is There”, песни, в оригинале спетые другой скандинавской сиреной Карин Дрейер-Андерсон, а на десерт – красивейшую “Running to the Sea”, с которой и началось ее сотрудничество с дуэтом. Затем Royksopp уступают место своей партнерше по туру Робин (Robyn), которую зал встречает едва ли не восторженнее, чем норвежцев – еще одна скандинавская знаменитость. Робин играет цепкие поп-хиты, публика хором подпевает, хотя кто-то уже тянется к выходу: такой длинный сет в этой жаре выдерживают не все. Ну а после сольного блока певицы начинается самое главное: совместный сет Робин и Royksopp. Их совместный EP исполняется почти полностью: сначала звучит техно-боевик “Sayit”, затем баллада “Every Little Thing” и более старый хит “The Girl and the Robot”. Тут музыканты идут на довольно смелый шаг и после такого хитового блока играют почти десятиминутную гипнотическую вещь “Monument” – это при том, что многие зрители уже ушли, длительность концерта перевалила за полтора часа, а на главной сцене уже начинается сет хэдлайнеров. Однако оставшаяся публика стоит до конца и в награду получает великолепную “Do It Again”, которую сами Royksopp, похоже, теперь считают своим главным хитом. Так завершается один из сильнейших лайв-электронных концертов, на которых мне доводилось бывать.

Ну а на главной сцене публику уже развлекают воссоединившиеся Outkast. Под их балаганный фанки-хип-хоп радостно отплясывают как посетители фестиваля, так и персонал – такое вот всеобщее дуракаваляние. И как бы вы ни относились к такой музыке, если вас не тянет в пляс от живого исполнения “The Way You Move” или “Hey Ya”, вероятно, вы слишком серьезно относитесь к жизни – ну или просто принадлежите к другому поколению. Но задерживаться здесь слишком надолго нет возможности – ведь впереди сет группы, из-за которой я здесь и оказался.

Думается, Slowdive неслучайно выступали именно в конце Flow – ведь для части публики это было главное событие, абсолютный эмоциональный пик фестиваля. Еще в прошлом году это казалось чем-то невероятным – но оказалось, что счастье все-таки есть. Музыканты выходят на сцену под музыку Брайана Ино, Кристиан Сэвилл приветствует публику по-фински, Рэйчел Госвелл улыбается: «А я просто скажу привет». Бородатый Нил Хэлстид скромно устраивается на краю сцены. Сейчас Slowdive гораздо популярнее, чем до распада, ныне они считаются классиками своего жанра, но при этом по-прежнему выглядят инди-командой, которую интересует только искусство. Музыканты не используют никаких элементов шоу, на сцене ведут себя просто и непосредственно – они лишены каких-либо признаков звездности, их не хочется боготворить – скорее, с ними хочется подружиться. Это при том, что исполняемые песни – классика, на которой выросло множество популярных ныне музыкантов. Slowdive делают упор на материал с ранних EP (“Slowdive”, “Avalyn”, “She Calls”) и, разумеется, с гениального альбома “Souvlaki” (“Alison”, “Machine Gun”, “When the Sun Hits”, “Souvlaki Space Station”), плюс по одной вещи с первого и третьего альбомов: “Catch the Breeze” и “Crazy for You”. Последняя, кстати, в этом туре исполняется впервые (музыканты не давали концертов в поддержку “Pygmalion”) и звучит гораздо мощнее своей студийной версии. «Следующая песня называется “Alison”» — эти слова звучат очень просто, но как же мы мечтали когда-нибудь их услышать! Гитаристы, как и положено настоящим шугейзерам, внимательно изучают свою обувь, их стены звука пробирают до костей (на фестивале было много громких выступлений, но в ушах зазвенело только после сета Slowdive), а вокальные гармонии Нила и Рэйчел завораживают. Правда, Slowdive не избежали соблазна зазвучать «поактуальнее»: местами они дают заметный крен в пост-рок (причем порой – в довольно банальном его виде), но общую картину это не портит – да и потом, они во многом ответственны за появление этого жанра и могут позволить себе немного в него «поиграться». Часовой сет пролетает незаметно, и вот Рэйчел уже объявляет последнюю песню – ей оказывается пронзительный кавер на “Golden Hair” Сида Барретта, в исполнении Slowdive звучащий одновременно и жутко (в хорошем смысле), и крайне захватывающе. Концерт завершается мощной шумовой кодой, и великая группа, как обычно, скромно и без лишних церемоний покидает сцену.

В синем тенте еще доигрывают свой сет весельчаки из Die Antwoord, но после такого сета на них уже не остается настроения. А фестиваль потихоньку сворачивается: персонал уже начинает разбирать декорации и убирать территорию перед опустевшей главной сценой, а посетителей вежливо направляют к выходу. Ночной программы сегодня не будет: кому-то завтра предстоит возвращение к трудовым будням, а кому-то – дорога домой. Остается со светлой грустью осмотреть это гостеприимное место и топать в отель с твердым решением обязательно вернуться сюда через год.

Леонид КРАВЧЕНКО
Фото: Юсси Эрола (Jussi Eerola), http://jussieerola.com

Владимир Импалер

Владимир Импалер