Юрки Линнанкиви (The 69 Eyes): Мрачность не всерьёз
13 сентября (и это была пятница) вышел новый альбом финской готик-метал-группы The 69 Eyes «West End«. В один из последних дней лета музыканты посетили Санкт-Петербург, чтобы сыграть акустический сет в рамках фестиваля современной музыки «Полигон фест». Фронтмен Юрки Линнанкиви, более известный под сценическим именем Jyrki 69, рассказал о новой работе коллектива, о своей благотворительной деятельности и грядущем российском турне в честь 30-летия The 69 Eyes.
Почему группа решила назвать альбом «West End«? Это предсказание конца западной цивилизации, или, может, снижения роли США и Евросоюза в мире?
О, нет, речь не о политике. Просто современность – довольно мрачная, всё время много удручающих новостей. А я решил почерпнуть в этом негативе вдохновение, поэтому и выбрал такое название для альбома. Эта идея посетила меня уже год назад, а мрачных новостей с каждым днём всё больше и больше. Сочетание слов west и end смотрится хорошо и звучит круто, и я спросил у остальных парней: «Что вы думаете об этом названии? Оно мрачное, не правда ли?» Ещё оно загадочное и, конечно, вызывает вопросы, и я подумал, что это стоящая идея. Также на обложке изображены, скажем так, похоронные воздушные шары – прямо как в Новом Орлеане. Считаю, что задумка сработала, потому что наш альбом – это рок-н-ролльная запись, призванная развлечь, занять вас, но, может быть, она ещё и даст вам некую пищу для размышлений. Возможно, когда люди будут рассматривать обложку, она вдохновит их на новые мысли. Я хочу, чтобы наша музыка была чем-то свежим и непредсказуемым. The 69 Eyes никогда не бывают мрачными по-настоящему. Мы можем петь о смерти, рассказывать множество мрачных историй, но это никогда не бывает всерьёз. В том смысле, что мы создаём романтизированную версию замысла.
Как раз хотелось спросить насчёт песен. Вы выпустили клип на свою давнюю композицию «Juicy Lucy». Видео было снято в 1992 году, а закончено в 2013-м, так написано в титрах.
Видео было готово, но затем мы его оцифровали. Сделано оно было в 1992-м.
Не совсем понятно, вы потеряли эту запись, а потом нашли? Почему произошла такая задержка с выходом клипа?
Нет. Видео мы сняли для телевидения в 1992 году, но в эфир его не взяли, и нам негде было показать клип – телеканалы нам отказали, а Интернета не было. Его снял наш друг, кинорежиссёр Тони Лэйн. К слову, те парни, что работали над этим видео, сейчас уже очень знаменитые финские режиссёры. Затем, думаю, дело было в 2013 году, я встретил Тони в баре и сказал ему: «Почему бы тебе не оцифровать тот старый клип?» Что он и сделал. А выпустили мы его именно сейчас, потому что отмечаем 30-летие группы. Впрочем, полагаю, этот клип можно было найти в Интернете и раньше, но не в такой качественной версии.
Продолжим разговор о песнях. У вас есть композиция «Christina Death«, вы выпустили её более десяти лет назад. А на вашем новом альбоме есть вещь «Cheyenna«. В обоих случаях главная героиня – девушка-загадка. Кристина живёт с двумя котами и знаком «Пожалуйста, никакой рекламы» («Please, no ads«)…
…на двери. Да. Не знаю, понятен ли этот момент, но в некоторых странах, например, в Скандинавии, на входных дверях есть небольшое отверстие, куда кидают газеты, письма и прочее. И вы можете написать на двери «Please, no ads». Тогда вы не будете получать листовки из пиццерий и бесплатную рекламу, которую рассылают по почте по всему району. Так что это можно связать с культурным контекстом.
Но в «Christina Death» присутствуют образы нескольких моих друзей, собранные в одной песне. К примеру, я знал девушку, которая курила сигареты у себя в постели, нескольких, у которых два кота, есть и те, кто ненавидит Рождество и никогда не одевается в белое. В одной песне – черты сразу нескольких героинь. Так что, вообще-то эта композиция о моих друзьях, реальных людях. А Чейенна – вымышленный персонаж.
Как появился этот образ и песня? Cheyenna – это имя, прозвище, слово?
С «Cheyenna» вышло так, что я услышал демо песни и придумал всё это. Припев очень простой. Хочу сочинять настолько просто, насколько это возможно. Я создаю текст песни, потом половину убираю, затем исполняю демо-версию, а потом убираю и другую половину! Эта лаконичность – намеренная. Порой это забавно, например, насчет песни «Cheyenna» у меня кто-то спросил «А почему припев такой простой?» Дело в том, что он чертовски цепляет именно потому, что в нём всего одно слово. Именно так и пишут рок-н-ролл. Простые слова, постоянные повторы – все мои любимые песни такие.
Такова и «Cheyenna». Я слушал инструментальную демо-версию песни, и тут в голове у меня зазвучал припев: «Chey-yee-eena». Я подумал: «Это хоть слово или что-то иное?» Я его записал, оно было похоже на имя. Погуглил, чтоб узнать, не зовут ли так какую-нибудь индейскую принцессу. Оказалось, что такое имя существует, и что девушки, которых так звали, на протяжении многих лет пропадали без вести. Это было жутко, и мне захотелось написать историю о призраке. О девушке-байкере, которая превращается в призрака. Герой песни, парень, едет ночью через пустыню на своём мотоцикле, и тут рядом с ним появляется сияющая красотка-мотоциклистка. Это Чейенна – прекрасная женщина, призрачная гонщица. Когда-то другой байкер-призрак затащил её в ад, и теперь она собирается затащить туда и этого парня. Вот о чём говорится в истории.
Кристина и Чейенна – два очень разных образа.
Ну, героиня «Christina Death» больше похожа на девушек, которые ходят на наши концерты, а та, кому посвящена «Cheyenna»… Впрочем, она тоже могла бы их посещать. Она тоже похожа на некоторых моих знакомых, и такие люди в жизни встречаются.
Очень хочется спросить про вашу благотворительную деятельность. Вы по-прежнему посол доброй воли ЮНИСЕФ?
Да, так и есть, я занимаюсь этим более 15 лет. Последнее время я не слишком активно работал, но если меня попросят снова подключиться, я это сделаю. Я бываю на мероприятиях фонда, возможно, однажды мне понадобится вновь проявить себя, но не прямо сейчас.
Какое ваше самое большое достижение как посла доброй воли?
Это оно и есть – то, что ты об этом спрашиваешь. Меня попросили стать послом доброй воли, когда The 69 Eyes были очень успешны в Финляндии, и люди интересовались, занимаюсь ли я благотворительностью. В этом смысле принести пользу очень просто – когда я даю интервью, меня спрашивают об этой работе. Возможно, у людей не хватает времени, или они просто не знают, как принять участие в благотворительной деятельности, но они видят название ЮНИСЕФ в моём интервью, уточняют, что это за организация, и, возможно, у них появляется желание узнать об этом больше. На сегодняшний день очевидно, что наша планета страдает, так что все мы должны ей помочь. И один из способов помочь планете – помочь детям.
В завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, поклонникам о российском туре The 69 Eyes, который состоится в 2020 году.
Прежде всего хочу сказать, что я мечтаю побывать в Санкт-Петербурге летом. Я никогда не бывал здесь в это время года, мы всегда приезжаем в ноябре, январе или феврале. А на этот раз будем в марте, дадим в России четыре концерта – в Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Самаре. Это прекрасно, но нам хотелось бы приехать в Россию и летом, сыграть на каком-нибудь опен-эйре… Пожалуйста, приглашайте Вампиров из Хельсинки, когда организуете фестивали! Нам очень нравится здесь выступать, мы любим наших поклонников, очень благодарны нашим верным российским фэнам-«вампирам». Без вас, ребята, мы бы не продержались на сцене целых 30 лет. И с вами мы собираемся играть ещё лет сто! Большое спасибо за вашу поддержку!
Российское турне 69 Eyes состоится весной 2020 года. 13 марта — С.-Петербург, клуб «Zal«, 14 марта — Москва, клуб «Red«, 15 марта — Екатеринбург, клуб «Туча», 17 марта — Самара, клуб «Звезда».
Александра ПРОЗОРОВА
Фото – Ярослав Сериков.
Благодарим Максима Былкина за организацию интервью.