Overwind: Накатывая опыт
Краснодарская пауэр-прог-метал команда Overwind существует не так давно, хотя история предшествующих ей коллективов Aspect и Freakozaks тянется еще к началу 2000-х. Да и под нынешним названием она уже успела выпустить два мощных альбома, привлечь внимание прогрессивного лейбла Power Prog и поиграть в Европе. Группа активно гастролирует по России и сейчас собирается во вторую часть тура в поддержку вышедшего весной альбома “Level Complete”.
Меломаны двух столиц могли видеть Overwind на разогреве у Rage в их последний приезд в составе с Виктором Смольским. Гитарист Overwind Антон Емельянов даже играл тогда вместе с Виктором одну из песен Rage. Многое переменилось с тех пор в Rage, не остались на месте и Overwind. Хотя и помимо этого, нам было о чем поговорить с музыкантами… О группе и ее новостях рассказали Антон Емельянов и бас-гитарист Михаил Гигава.
Сразу после завершения весенней части тура “Level Complete” группу покинул вокалист Александр Чумаков. Его сменил Макс Лафлёр (Trust X). Как это произошло?
Эта смена произошла внезапно. Александр перед началом тура объявил нам, что он собирается уходить, откатав с нами тур. Мы сразу начали искать. В Краснодаре, хоть это и миллионный город, довольно узкая музыкальная тусовка. Перспективные музыканты все на виду. Макс приходил ко мне в студию записываться с разными своими проектами. И он очень сильно профессионально вырос за последнее время. В общем, у нас был некоторый опыт совместной работы, и, недолго думая, мы сделали ему предложение к нам присоединиться. Дали ему выучить пробную песню, он подготовился, пришел и буквально за 40 минут записал трек «на чистовую».
Что нового он привнес?
Свою энергетику, что-то такое животное, свойственное настоящему металлу. У нас уже было пару выступлений, и он отлично себя показал. Он чувствует себя на сцене как хозяин, есть какая-то уверенность в голосе. Это нам очень нравится!
Вы его специально переманивали?
Нет, вообще никакого переманивания не было. Тем более, что Trust X в Ставрополе, а Макс – в Краснодаре, да и у ребят сейчас ничего масштабного не происходит. И потом, он же от них не ушел! Он с ними параллельно что-то записывает, наш график это позволяет, у нас же нет жесткого гастрольного графика.
Надеюсь, в ноябре, когда начнется тур, он покажет себя на полную. К гастролям мы подготовили ЕР на русском языке. Выбрали несколько треков с двух альбомов — в основном из “Illustrator”. Оказалось, очень сложно найти людей, которые достойно пишут тексты на русском. Давали не скольким поэтам сочинять тексты либо делать художественный перевод, и, к большому сожалению, еще не нашли поэта, который бы нас полностью устраивал. Очень жалко, что наши постоянные авторы не пишут на русском. Для ЕР мы выбрали те композиции, которые нам больше всего нравятся, и записали их с Максом. Так как материал уже раньше был издан, мы решили просто выложить его в сеть и не заморачиваться с релизом. В туре будем исполнять эти песни уже на русском языке. Это на Западе сначала воспринимают мелодию, а у нас народ у нас всё-таки больше слушает слова, хочет понимать, о чём поется.
Вы сейчас едете в тур с материалом первых двух альбомов, или будут новые песни?
Нет-нет, новых песен не будет, поэтому мы и заявили тур как “Level Complete. Part 2”. Мы решили пока отложить выход нового альбома, чтобы не торопить самих себя. Хотим дать Максу возможность прочнее влиться в коллектив, а себе – возможность что-то переосмыслить. Так-то у нас уже готовы восемь песен, хотим потом добавить еще три-четыре. Новый материал глобально отличаются от того, что мы уже выпустили: больше мелодичности, больше фольклора.
Принимает ли новый вокалист участие в сочинении нового материала?
К сожалению, ещё нет. Макс пока участвует только вокально, а мелодии сочиняем мы. Хотя нам бы этого хотелось, безусловно, но это не такой быстрый процесс. Думаю, после тура что-то может поменяться.
А как вообще у вас устроен творческий процесс?
У нас так сложилось, что над идеями мы работаем все вместе. Бывает, конечно, что кто-то из нас сразу приносит «скелет» уже готовой песни, а мы потом все вместе уже его дорабатываем. Обычно мелодия сочиняется уже после того, как сделан основной рифф, затем - остальные партии. А текст потом пишут хорошие авторы на нашу «рыбу». Это Вячеслав Зайцев и Богдан Васильев.
Что отличает альбом “Level Complete” от первого, “Illustrator”?
В “Level Complete” нам хотелось отойти немного в сторону от того, что мы делали на первом альбоме. Думаю, получилось. Наша музыка стала тяжелее, хотя, может, и менее прогрессивной. Зато добавился мелодизм, больше «альтернативы», появились новые звуковые краски — скрипка, в частности. Это, во многом, влияние Миши, нашего басиста. Он достаточно много сочиняет в группе. Вообще мы конечно, сочиняем вместе, но так получилось, что в “Illustrator” было больше песен, сочиненных мною, каких-то давних наработок. А в “Level Complete” – львиная доля Мишина.
Материал “Level Complete” получился очень разноплановый. В песне “War Between Us”, например, есть уход вообще в электронную музыку. Или же “Victoria” –это композиция вообще не хэви-металлического плана, а скорее – эстрадно-джазовая, балладная, но всё равно она в последней части возвращается к тяжелому «звучанию». Последняя вещь на альбоме – “Never Say Goodbye” – в начале можно подумать, что она совсем не ложится в концепцию, но в припеве появляется хороший гроул, мощные риффы.
С каждым альбомом мы думаем о том, как стать ближе к простым слушателям. Не в смысле стать попсовее, а сделать музыку доступнее для восприятия. Можно писать какие-то сложные музыкальные формы, делать какой-то замороченный прогрессив-метал, но это никому не нужно. Мы находим в прогрессиве близкие нам элементы. Так или иначе, очень хочется, чтобы тебя слушали и качали головой в такт вместе с тобой!
Конечно, очень помогли приглашенные музыканты: Тим «Риппер» Оуэнс, Пиви Вагнер, Виктор Смольский, Марко Сфольи (он работал с Джеймсом ЛаБри и Джорданом Рудессом). Они внесли свой огромный вклад, добавив к нашей музыке свой неповторимый почерк. И дали нам некоторый аванс на будущее!
Но наибольшее влияние нас вас, как музыкантов, оказывает именно прогрессив-метал?
Нельзя сказать, что мы сами слушаем стопроцентный прогрессив. Там более сложные формы и музыка другой величины. Мы слушаем и классику, и фьюжн, много разного. Конечно, нам Dream Theater нравится, но они слушаются уже как симфоническая музыка. Они стали законодателями моды в прогрессив-метале. Когда Dream Theater первый раз приехали в Россию, люди не рубились у сцены — они стояли и слушали, открыв рот.
А как вам то, что Dream Theater делают с Майком Манджини?
Было много споров, кто лучше, но, безусловно, они продолжают делать очень сильный материал! Конечно, и Майк Портной много дал группе, но сложно быть везде и сразу, а он такой человек, ему это надо.
Как началось ваше сотрудничество с Rage и с Виктором Смольским?
Это давняя история. Мы были знакомы с Виктором, еще будучи участниками группы Freakozaks, и, уже создав Overwind, решили попробовать попасть с ними в тур, и нам это удалось! После этих концертов (в том числе и в Москве), мы попросили Виктора и Пиви [Вагнера] поучаствовать в записи нашей пластинки, на что сразу же получили согласие. Сложнее всего было только подстроиться под их плотный график. Марко Сфольи и Рипперу Оуэнсу мы просто написали в Facebook, как и другим артистам, которых мы пригласили сыграть на нашем альбоме. Тим сказал: «Не пиши мне в Facebook, ненавижу эту гадость, только мейл». Мы отправили ему песню, он ее одобрил и на пару месяцев пропал. Мы уже перестали надеяться, а он неожиданно появился, написав, что всё сделал!
Получается, что для молодой сильной группы, как ваша, этот сценарий привлечения к себе дополнительного внимания за счет приглашенных звезд сработал на ура?
Да, но дело ведь еще и в том, какой материал изначально, насколько он сильный и коммерчески интересный. Ведь когда мы рассылали демо по лейблам, очень многие хотели нас выпустить. В итоге, мы выбирали условия, которые наиболее выгодны для нас. Так что, схема со звездами сработала, но это далеко не секрет. Так делают многие, но далеко не у всех «выстреливают». Я думаю, на данном этапе мы извлекли максимум возможного для нас.
У вас, несомненно, своё звучание. А для тех, кто никогда вас еще не слышал, кого можно взять за ориентир, чтобы описать вашу музыку?
Мы никогда не старались ни на кого ориентироваться, хотя конечно, мы следим за тенденциями в современной тяжелой музыке. Очень сложно себе дать оценку. На лейбле (Power Prog, – прим. авт.) нас сравнивают с Rage и с Circus Maximus. Может, из-за вокала или из-за двойных басовых бочек. А недавно сказали, что наша музыка похожа на Adrenaline Mob!
Как вы планируете дальше развиваться?
В том же русле: больше играть, больше репетировать, записывать новый материал. Мы для себя решили, что будем заниматься только музыкой, как бы сложно ни было. Тут ведь главное – самодисциплина. Организоваться, пинать себя иногда и продвигаться вперед. Сейчас откатаем тур и будем дальше работать над новым альбомом. Обещаем, что будут и новые сюрпризы. Насчет «гостей» – вопрос пока открытый. В этот раз был скорее эксперимент, вряд ли стоит делать так всегда, но поживём – увидим. В остальном мы по-прежнему играем хэви-метал!
Насколько активно ходит народ на ваши концерты?
Нам кажется, сейчас тур будет более удачным, чем предыдущий, особенно по части посещаемости. Конечно, хотелось видеть больше людей, но нас очень тепло встречают в разных городах России. В прошлом туре нам особенно запомнились Белгород и Курск, причем мы там были впервые. Еще из новых городов побывали в Тамбове и Воронеже.
Сейчас тонны музыки, и очень легко потеряться в потоке информации из Интернета. Людям сложно выбрать что-то стоящее. У одной из наших первых групп был концерт в маленьком клубе. Мы развесили две рукописные афиши, так сказать, у себя «на районе» и по соседству, а на концерт пришло 300-400 человек! Никакого Интернета тогда не было!
Мы считаем, что залог успеха – это верить в то, что ты делаешь, и играть всё больше и больше концертов. В первый раз, может, придет совсем мало, а с каждым следующим туром – больше и больше. Вот посмотри на ту же «Аркону». Они начинали с совсем маленьких клубов, а теперь у них большие европейские туры! Но какое невероятное множество концертов они сыграли! Так что только концерты, и только людская молва «работает».
Что поделаешь, ритм жизни стал более напряженный: человек проводит целый день на работе, он нацелен на зарабатывание денег, а вечером в качестве отдыха «зависает» в соцсетях, хотя это вовсе не отдых. Получается, что даже бесплатно люди не всегда приходят на концерты. Но даже если народу в зале мало, нас это не смущает. Мы просто фанаты того, что делаем, потому столько лет и бьем в одну точку. И это приносит результат!
Ещё надо не забывать, что сейчас по демо-записям бывает сложно понять, умеет ли молодая группа играть вживую. С появлением ноутбуков в профессию, конечно, полезло много странных людей. Ведь домашняя запись тоже развивается, многие научились делать так, чтобы всё звучало красиво, а люди потом приходят на концерт, и обнаруживают, что живьём всё совсем не так. Но у нас всё хорошо, вживую даже лучше!
Мода на «поющие головы» уже уходит. Даже звезды поп-сцены задумались об этом и набрали себе снова «живые» составы, и что-то начинает становиться даже немного похожим на рок. Так или иначе, у людей есть потребность слушать настоящую живую музыку. Просто, может быть, на ментальном уровне рок – это немного не для России, по сравнению с культурой той же Германии, Швеции. Если там можно из машины услышать металл по радио, то у нас это будет шансон.
Вот такие люди, как Антон Давидянц, решаются привезти к нам Вёрджила Донати, делают тур, даже играют у нас в Краснодаре, к счастью. Но мы видим, как тяжело это дается. Сложно собрать много людей на такую музыку, даже на звезд с мировым именем. У нас для таких имен нет сложившейся почвы. Но народ куда-то ходит же, концерты делаются…
Плюс отсутствие у нас сложившейся культуры фестивалей…
О, это вообще больное место…
Вы ведь играли в Европе, вам есть с чем сравнить.
Мы играли на самом крупном фестивале Словакии – «Dobry Festival». Он идет не один день, там четыре сцены: и хэви-метал, и рок, и джаз, и этника, и народная музыка с оркестром. Организация – потрясающая, четко выдержанный тайминг! Для зрителей, несмотря на то, что звучит тяжелая музыка – полная безопасность, на площадках чистота! Полная противоположность с тем, что обычно происходит в нашей стране. Хотя словаки очень близки нам. Свобода поведения у них присутствует, но никто тебе бутылкой по голове не ударит в толпе. Народ тусуется от одной сцены к другой, смотрит, где что происходит. Нас очень хорошо принимали! Разве что холодно было, когда мы вышли на сцену. Ведь это всё проходило на территории большого парка, рядом озеро…
Еще планируете ехать на какие-то фестивали?
Мы посылаем заявки, планируем. Кто-то отвечает: «Да, приезжайте!», например, из Мексики… Хорошо, конечно, но далековато. Пока мы пробуем это без посредников. Очень хорошо работает ссылка на пресс-релиз на немецком сайте, сразу все отвечают, это для них знак. А когда пишешь русский сайт или Facebook – их это не интересует. А так фестивалей в Европе проходит великое множество, даже зимой. Мы такого не ожидали. У нас, наверное, никогда так не будет, к сожалению. Что-то проводится, конечно, но не в таких масштабах. Мы-то с удовольствием сыграем на любом фестивале!
И всё равно мы будем играть и играть дальше. Ведь не играя концертов, невозможно завоевать свою публику! Просто выпуск альбомов не работает, нужно накатывать «концертный опыт».
Тяжело ли дается этот опыт?
Мы сейчас учли кое-какие предыдущие сложные моменты. В маленьких городах бывает очень сложно договариваться с маленькими клубами. Мы обсуждаем все заранее, выстраиваем тур, а клуб – раз и закрылся! У нас так произошло в Курске весной. Начинает ломаться график, спешно приходится искать новую площадку и т.д. Либо люди за две недели пишут тебе: «А у нас на этот день австрийцы». Ну, приходится с ними играть, а что делать за две недели-то… Но и это опыт! Что касается оснащения клубов – тоже везде по-разному. Но мы запаслись своим оборудованиям, посмотрев на то, как это в Европе устроено. Там группа отыграла, забрала свои вещи и поехала дальше, «бэклайн» там как нижнее бельё – у каждого своё. Комбики, барабаны – всё с собой! И мы сейчас и по России так ездим, чтобы там, где трудно с достойным оснащением клуба, иметь возможность нормально играть.
В этом смысле нас порадовал Белгород. И принимали нас просто супер, и город сам нам понравился. Мы же – люди южные, мы привыкли, чтобы все сияло. А вот в Курске устроили себе выходной, погуляли по городу, посмотрели Мемориал воинской славы, отдали дань нашим погибшим солдатам. Такие места тоже очень вдохновляют.
Что вам дала «обкатка» нового альбома на гастролях?
Самим себя анализировать сложно. Мы предпочитаем записать альбом и двигаться дальше. Когда начинаешь в прошлом материале копаться, то застываешь на месте, а э того совсем не хочется. Конечно, когда материал уже «в руках», и видишь реакцию публики, это мотивирует не стоять на месте. Единожды попав на сцену, сохраняешь это чувство навсегда.
Как влияют ваши сайд-проекты на творчество в рамках Overwind?
Другие проекты – это наша работа. Она отдельно от Overwind, но она только помогает. Мы ведь все профессиональные музыканты, и даже если играем на работе кавера или совсем не металл, всё равно мы связаны с музыкой. Например, Сергей [Красножен, барабанщик] работает в народном коллективе, играет в оркестре при филармонии, Миша [Гигава] – в хоре, но это им ничуть не мешает рубить хэви-метал. Мы нашли себе хорошую вокалистку для каверов. (Кавер-группа называется Sarafan Radio, она играет диско, — прим. ред.) Даже думаем, а не привлечь ли ее для некоторых номеров Overwind. Мы, конечно, не Amaranthe, но правильный женский вокал украшает тяжелую музыку. Вообще работа в кавер-бэнде позволяет оценить, за счет чего та или иная песня стала так популярна. Ведь смотришь, в песне – три-четыре аккорда, а как она качает залы!
А сами ходите на концерты?
Да, мы стараемся выбираться на концерты, особенно значимые, что-то для себя отмечаем каждый раз, иначе невозможно развиваться. Для музыканта как для культурного человека слушать музыку также необходимо, как и читать книги. Вот если человек не будет читать, у него будет бессвязная и бедная речь.
Согласна! Сейчас вообще мне кажется, сложилась уникальная ситуация для наших музыкантов. Ведь привезти звезд «среднего масштаба» стало сложнее из-за ситуации с курсом рубля. С одной стороны, это очень грустный факт для нашего музыкального развития. А с другой, это шанс…
Да, нам тоже кажется, что сейчас у достойных российских коллективов появился шанс выдвинуться и заполнить эту нишу. Но пол лежачий камень вода не течет, надо шевелиться, ездить, давать концерты, что мы и делаем. И всех приглашаем в ноябре на концерты нашего тура “Level Complete. Part2”!
Level Complete Tour Pt.2: 05.11.2016 – Краснодар, 10.11 – Ставрополь, 11.11 – Ростов-на-Дону, 12.11 – Волгодонск, 13.11 – Волгоград, 17.11 – Саратов, 18.11 – Тольятти, 19.11.2016 – Ульяновск, 20.11.2016 – Самара.
Катерина МЕЖЕКОВА
Концертные фото – Катерина Межекова, промо-фото группы – Александр Боровик (Cosmostars Production) и Дмитрий Майстренко.