Марко Мендоса (экс-Thin Lizzy, Whitesnake): Шестиструнный единорог
Сентябрь 10, 2014
Катерина Межекова (38 статей)
Поделиться

Марко Мендоса (экс-Thin Lizzy, Whitesnake): Шестиструнный единорог

Мы встретились с Марко Мендосой во Франкфурте, в бурлящем водовороте лиц и звуков музыкальной выставки-ярмарки NAMM MusikMesse. Марко — эндорсер множества компаний и частый гость подобных мероприятий – среди которых и предстоящая в сентябре MusikMesse Russia.

Перед интервью Марко как раз отыграл свой очередной сет на стенде ESP Guitars + Basses, раздал автографы всем желающим, и вот мы уже сидим в малюсенькой комнатке, которая служит одновременно и гримеркой, и кладовкой стенда. Но самое главное, внутри нее почти не слышно гула выставки, а значит, можно спокойно пообщаться. «О чём же мы будем говорить?» — задает мне вопрос стильный и энергичный музыкант, чьей биографии завидуют многие, но далеко не все смогли бы всё это пережить, что уж там. Однако бурное прошлое — нормальная часть карьеры многих музыкантов, начинавших в 70-80-е, а сейчас вернувшихся к здоровому образу жизни. А когда человек многие годы играл в таких группах, как Whitesnake, Thin Lizzy, Blue Murder, у Тэда Наджента и не только, то, можно не сомневаться, ему есть что рассказать.

О чём говорить? О тебе, Марко!
О!.. Na zdorovje! (Мы поднимаем стаканы с газировкой, а Марко начинает потихоньку переключаться от выставочной суматохи к расслабленной вдумчивой беседе).

О, да ты знаешь нужные слова по-русски!
Думаю, да. Но это, в общем-то, все мои знания русского. Еще spasibo. Мне довелось неплохо поездить по миру, вот и нахватался там и сям разных фразочек.

А каково тебе играть на таких масштабных выставках?
Это требует определенного запаса сил и энергии. Ты же слышишь, здесь постоянный гул, много громкой музыки с других стендов. И как бы организаторы ни контролировали уровень шума, часто играешь на стенде и сам толком себя не слышишь. Но я здесь не впервые и уже готов к этому.
На выставках всё направлено на то, чтобы показать продукт, для этого я здесь и нужен. Я представляю бас-гитары ESP, усилители Hartke, струны D’Addario. Для этих производителей я словно флаг на мачте корабля. Видя меня на сцене с басом ESP, например, люди начинают ассоциировать меня с этим инструментом.

Я действительно считаю, что ESP делает потрясающие бас-гитары. А я ведь давненько в этом бизнесе и успел поиграть на басах всевозможных производителей. Хотя бы поэтому моему мнению можно доверять. Я же не могу играть на инструменте, если не верю в него! И на выставке я не только затем, чтобы привлечь людей на стенд, дело не во мне самом. Моя задача — максимально показать возможности данного продукта. И ребята из ESP мне уже как семья, мы все давно дружим. Они меня очень любят, холят и лелеют, словно божество. Я очень им благодарен и выкладываюсь на стенде по полной.
Мы были вместе на NAMM в Калифорнии в январе! Потом в феврале я летал в Австралию, чтобы записываться с The Dead Daisies. Оттуда обратно в Америку. В Сан-Франциско мы записывали альбом с Нилом Шоном и Дином Кастроново из Journey. У нас же совместный проект! После всего этого я прилетел сюда, и признаюсь, чувствую себя немного опустошенным. На самом деле у меня сейчас очень много всего происходит, даже перечислять долго. Просто загляните на мой сайт — marcomendoza.com.

Из этого множества проектов какие для тебя наиболее интересны?
Cейчас наибольший приоритет у Black Star Riders. Если вдуматься, с Thin Lizzy я аж с 1994 года! И мне очень нравится то, что ребята делали в 70-80-е. Я проникся духом их раннего творчества, полюбил эту музыку. Мы продолжаем нести это знамя с Black Star Riders. Нам пришлось взять другое название, чтобы мы смогли записать новый материал. Это был своего рода вызов, но мы его приняли и сделали всё по высшему разряду! Насколько я знаю, есть планы записать второй альбом в октябре 2014 года. Его продюсированием должен заняться Джо Эллиот.
(В конце июня Марко Мендоса покинул Black Star Riders, чтобы сосредоточиться на других проектах. Его заменил Робби Крэйн (экс-Ratt, Lynch Mob). Также из-за несовпадения графиков продюсированием второго альбома займется не Джо Эллиот, а Ник Раскулинеч, известный по работе с Rush и Mastodon. Студийная работа уже началась, а выход альбома ожидается в феврале 2015 года, — прим. авт.)
Еще я всем сердцем люблю то, что мы делаем с The Dead Daisies. Этот проект основали гитарист Дэвид Лоуи (Mink) и вокалист Джон Стивенс (INXS). К ним присоединились Ричард Фортус (гитара) и Диззи Рид (клавишные) из Guns’n’Roses – отличный состав получился. Последний раз, когда мы играли вместе, как раз в феврале в Австралии, на барабанах с нами был Джон Темпеста из The Cult. Ну мы и дали жару тогда! Еще мы записали несколько новых вещей в студии.
(The Dead Daisies выпустили одноименный дебютный альбом в 2013 году, а в августе 2014-го на лейбле Caroline/Universal вышел в свет EP » Face I Love», — прим. авт.).
Плюс к тому, я работаю вместе с Долорес О’Риордан. Она сейчас записывает третий сольник. Что-то интересное из этого вырастет, уж точно!
А еще я хотел бы записать следующий сольный альбом, если каким-то образом смогу выкроить для этого время, конечно. Как видишь, у меня довольно плотное расписание…

Я как раз хотела спросить, как… Как ты всё успеваешь?
Знаешь, когда очень сильно чего-то хочешь, всегда находишь на это время. А я как раз очень хочу собрать вместе все наброски и идеи, привести их в порядок и записать новый альбом. Самое классное в работе над сольником — то, что я не связан никакими указаниями, никакими жанрами. Я могу делать всё, что хочу!

Такая свобода тебя воодушевляет?
Да! На переговорах с лейблами я не скрываю свои намерения. К их мнению я тоже прислушиваюсь, но они знают то, что я делаю, и поддерживают, куда бы меня ни завело вдохновение. Знаешь, после того, как я поиграл в стольких прекрасных командах, я мог бы просто двигаться дальше в ту же сторону. Это был бы разумный, осторожный выбор. Но я хочу бурного творческого порыва, а не безопасного выбора! Хочу покорять новые вершины! Это закаляет мой дух и позволяет добиться куда большего.

Чтобы создать что-то интересное, нужно быть по-настоящему честным с самим собой. Творческий процесс — тонкая материя. Нужно взращивать и лелеять свои творческие способности, словно ребенка. Тогда можно открыться миру, отпустить себя в свободный полет. К сожалению, индустрия музыки постоянно навязывает определенные условия и рамки. Люди жаждут засунуть тебя в ящичек с бирочкой, каталогизировать и приклеить на ярлык. Это — рок, а это — мелодик-рок, а это — фанк, а вот это — джаз. В их понимании, твой альбом может быть только чем-то одним, но не всем сразу. Что я могу сказать? Да плевать мне на ваши бирочки! Я буду играть то, что хочу, и неважно, к какому направлению вы это отнесете. Послушай мой сольник «Casa Mendoza» и ты поймешь, что я имею в виду!
Я получил огромное удовольствие от его записи. Хоть мы и делали всё в спешке, как и всегда в последнее время, но диск получился очень живым и разнообразным. Он дает представление о том, какие горизонты меня привлекают и в какие дали меня заносит. Кроме того, я там играю на безладовом басу, который я очень люблю.

Как ты можешь описать свои ощущения от игры на безладовом басу?
Там всё совсем иначе! Можно создавать много новых ритмов. У меня шестиструнный бас, поэтому я могу придумывать больше интересных мелодий, добавлять разнообразные штрихи то здесь, то там. Инструмент открыт для любых творческих проявлений. Я всегда говорю: дайте безладовый бас четырем разным музыкантам, и у каждого он будет звучать по-своему. Так как ладов на нём нет, то на звук сильно влияет то, как берешь и извлекаешь ноту. Всё имеет значение: как пальцы скользят по грифу, как происходит переход от одной ноты к другой. Вибрато становится неповторимым, совершенно особенным и таким же впечатляющим, как у классической скрипки или виолончели. В общем, когда есть возможность, я всегда стараюсь играть на безладовых басах. А у ESP они восхитительные!

Как в постоянной спешке тебе удается находить время для сочинения нового материала?
Просто я делаю это постоянно. Даже на гастролях мой компьютер всегда со мной. И Garage Band — отличный инструмент для быстрой записи набросков и идей. Уже потом, когда приходит время делать новый альбом, я заново слушаю все свои заметки и отбираю лучшие. Становится понятным, какие — просто проходные, а какую мысль стоит развивать дальше. Ведь музыкальные идеи быстротечны. Вот она пришла, а вот ее уже нет. Так что есть смысл научиться быстро фиксировать свои музыкальные откровения. Хорошо, когда все твои наброски — под рукой. Ты можешь даже записывать идеи просто на свой телефон, диктофон в нём незаменим для этого. Вот ты начинаешь напевать мелодию, и сразу жми на запись: лабаду-и-и-лабаду-а-а! (Марко пропевает слова, на ходу придумывая мелодию.)

Даже в душе?
Да! Абсолютно везде и всюду. А ты разве не поешь в душе?

Пою.
Думаю, все поют. Почему-то это так здорово, что просто невозможно удержаться. Именно там ты открыт для вдохновения! Да, и акустика там классная. (Марко смеется как-то особенно искренне, даже по-детски.)

А что для тебя хорошая музыкальная идея, хороший басовый рифф?
Всё зависит от того, что хочешь сказать в песне. Когда человек в своей игре полностью отдается музыке, я сразу это чувствую. Он верит в то, что делает, и транслирует эту любовь окружающим. И я начинаю слышать этот ритм внутри, настраиваюсь на его волну. Если же музыкант только оригинальничает и выпендривается, то его музыка не способна надолго задержать мое внимание. Я могу с любопытством посмотреть пару минут за его пальцами, но в душе не отзовется ничего, потому что его игра — просто набор нот. Я очень ценю тех исполнителей, чья музыка действительно сильно берет за душу. Это не просто техника, не только мощный грув, это еще и полет мысли, и главное, страсть!
Страсть в музыке — это основа всего! Есть люди, которые, сыграв три ноты, способны вызывать в душе эмоциональный порыв необыкновенной силы. Именно такая музыка меня и цепляет.

Как раз такое впечатление у меня и было от твоей игры сегодня! Ты слился в единый организм с инструментом: твой бас — это продолжение тебя, или ты — продолжение его. В такие моменты и рождается настоящая музыка.
Большое спасибо за такие слова! Когда у меня получается так раскрыться, я счастлив! Но это выходит не всегда. Иногда я не чувствую в себе сил, потому что просто слишком много всего происходит. Работа на музыкальных выставках требует очень много энергии. Постоянный поток лиц и громких звуков иногда буквально захлестывает. Но я настраиваюсь на позитивную волну, думаю о том, как же я люблю жизнь и свое дело, и сразу чувствую прилив энергии и желание играть еще. Я стараюсь пропускать мимо всё негативное и думать только о хорошем. Хочу просто играть и радоваться жизни! И мне не важно, слушает ли меня три человека или несколько тысяч, я отдаю всё, что у меня внутри.

А слушатели отдают тебе свои эмоции. Вы обмениваетесь энергией…
Именно так! Раз уж вышел на сцену – играй страстно, отдавая зрителям всего себя, иначе лучше даже не начинать, я так считаю! На сцене я настолько счастлив тому, что я здесь, я живой, и я играю, что у меня словно крылья вырастают.

Как ты подзаряжаешь свой внутренний источник энергии после такой напряженной работы?
Когда я в туре, стараюсь заботиться о себе. Спортивные тренировки и упражнения для меня обязательны. Почти год не мог нормально тренироваться из-за травмы колена, а вообще я очень люблю это дело. Постоянно занимаюсь йогой, пилатесом, степ-аэробикой. Было время, когда я даже практиковал кикбоксинг. Очень важна диета! Также я слежу за своим телом, делаю педикюр, забочусь о коже лица. Это всё чрезвычайно необходимо! После концертов не упускаю случая сделать массаж, попарится в сауне или принять солнечную ванну. Тело после таких процедур возрождается на глазах! Я больше не пью и не принимаю наркотики. Уже 26 лет не употреблял ничего, изменяющего сознание. Это важно, ведь я уже далеко не мальчик. Но я полон энергии! Да, иногда приходится позволить себе баночку «Red bull». Например, здесь, на выставке — для меня это просто часть рабочего процесса. Но стараюсь не злоупотреблять. Очень важно не только питать свою душу, но и следить за своим телом. Каким бы оно ни было, в этой жизни у тебя не будет другого. Пока мы не переродимся, этот организм — пристанище нашей души. А интересно, кем же я буду в следующей жизни? Знаешь, мне часто снятся сны об этом…

И кем же?
Единорогом.

Единорогом?!
Да, я уверен в этом! Ну, таким единорогом с крыльями, как он называется?! О, точно, Пегас! Я понял, что должен летать! Совершенно отчетливо это понял… Ладно, об этом, наверное, мы поговорим в другой раз как-нибудь, но я серьезно! Знаешь, недавно Дэвид Лоуи, мой друг из The Dead Daisies, прокатил меня на частном самолете Gulfstream G-550. Он такой красавец! У меня есть видео, и, наверное, я должен где-нибудь его опубликовать. Это было потрясающе, без шуток! Если ты любишь американские горки, поймешь, о чём я говорю… Сам этот аттракцион я терпеть не могу, но ощущение полета того стоило. Мы такие виражи закладывали…

Мы привыкли думать, что знаем свои возможности, но люди способны на невероятные поступки! Это так вдохновляет!
Да, Катерина, уж такова человеческая природа, что мы склонны преуменьшать свои возможности. Но если у нас есть сила духа, мы можем натренировать наше тело и добиваться удивительных результатов! Человеческие возможности поистине безграничны, никогда не забывай об этом!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Джеффа Мура (ESP guitars+basses) за помощь в организации интервью.

Катерина Межекова

Катерина Межекова