Берни Марсден (экс-Whitesnake): Музыка для счастливых людей
Январь 14, 2015
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Берни Марсден (экс-Whitesnake): Музыка для счастливых людей

В безумном водовороте музыкальной выставки Musikmesse Frankfurt перед глазами мелькают сотни лиц, сотни рук и сотни музыкальных инструментов. Так, в один из дней выставки, на гигантском стенде Gibson, предаваясь восторгам и разглядывая инструменты, я отвела глаза от стен, увешанных гитарами на все вкусы и размеры кошелька, и вдруг поняла, что рядом со мной стоит сам Берни Марсден!

Легендарный гитарист, известный по работе с Whitesnake, Paice Ashton Lord, Cozy Powell’s Hammer, Company Of Snakes и не только! Совместно с Дэвидом Ковердейлом он сочинил множество замечательных песен Whitesnake, включая тот самый хит «Here I Go Again», который каждый раз, когда его слышишь «живьем», вызывает ощущение внезапного счастья и любви ко всему сущему.
Берни всегда словно светится счастьем и добротой, с ним приятно и безумно интересно поговорить. Однако обо всём у него есть свое четкое мнение, сдобренное недюжинным количеством жизненного опыта и отточенным английским юмором.
Этим летом у Марсдена вышел новый сольный альбом «Shine», который на момент беседы еще готовился к изданию – но и о нём он поведал некоторые интересные подробности.

Берни Марсден: Только давай у нас будет интервью без политики. Думаю, так лучше.

Конечно!
Знаешь, я ведь люблю Россию: у вас замечательные, добрые люди, удивительная русская душа… но ситуация в стране непростая. Всё движется вперед, а затем снова слегка откатывается назад.

Да. Хоть мы и договорились быть вне политики, но отмечу, что всегда обидно, когда западные музыканты отменяют свои концерты по политическим причинам. Властям всё равно, кто там что отменил, а поклонники музыкантов страдают.
Соглашусь, такие отмены никак не влияют на политиков. Однако могу сказать, что гастрольные планы многих музыкантов относительно России в последнее время сильно изменились не в лучшую сторону. Что тут скажешь… Я знаю артистов, которые до сих пор, спустя столько лет, не хотят ездить с концертами в Южную Африку. После того, что случилось с Нельсоном Манделой, прошло уже так много лет, а в память людей въелся этот страх. Такие вещи остаются в подсознании дольше, чем мы могли бы подумать.

Я знаю и очень сожалею, что это так. Какой бы ни была ситуация в стране, есть люди, которые любят музыку, которым она помогает и вдохновляет их. Мне кажется, это должно быть выше политики.
Верно! Я видел, как музыка делает людей счастливыми. Я видел это в Ростове, Екатеринбурге, Уфе, да и в других городах, о которых я даже раньше не знал и не думал, что когда-либо попаду туда. Но музыка привела меня туда, и я встретил много замечательных людей. Да, гастролировать по России непросто: расстояния, многочасовые переезды, поезда, дороги… Думаю, жить в Москве или Санкт-Петербурге действительно хорошо. Но такое впечатление, что если отъехать от столиц вглубь страны, то буквально через час езды дороги закончатся. (Смеется.) Я шучу, конечно, но ты меня понимаешь. Вот в Ростове, например, мне очень понравилось. Вообще в маленьких городах так красиво и такие хорошие люди!

Надеюсь, вы скоро снова приедете в Россию! К тому же, там теперь есть выставка Musikmesse Russia, может быть, вы могли бы приехать на нее…
Я надеюсь! Если кто-нибудь пригласит меня выступить, я буду рад. У фирмы PRS офиса в Москве пока нет, зато есть дистрибьюторы. Посмотрим…

У вас же вышла авторская модель гитары от PRS!
Да, замечательная гитара, да и спросом вроде пользуется. Она производится в Южной Корее – это мой сознательный выбор, хотелось сделать достойный инструмент по более-менее доступной цене! Я мог бы подписать свое имя и на высококлассной дорогостоящей гитаре, но мне гораздо приятнее иметь отношение к инструменту, который по карману не только профессионалам. Некоторые говорят мне: «Зачем ты выбрал для своего именного инструмента какую-то корейскую гитару?» Но это не корейская гитара, это Гитара! А на сэкономленные деньги можно еще и бюджетный усилитель прикупить. И все будут счастливы! Сейчас, да и все последние лет 20, по сравнению со временем, когда я начинал играть – все гитары хорошего качества. Раньше играть было по-настоящему сложно, даже на дорогом инструменте.

А с какой гитары вы начинали?
О, сначала это были просто акустические инструменты. Никто не мог позволить себе купить американскую гитару, так что играли на том, что было хоть как-то по карману. У меня были немецкие гитары, потом шведские, в том числе фирмы Hagstrom, и они хорошо справлялись с моими задачами. Но всё же не было ничего прекраснее настоящей американской гитары! Но они столько стоили… Сейчас всё куда лучше: можно купить хорошие инструменты за вменяемые деньги.

Помимо авторской модели гитары, в этом году выходит ваш новый альбом!
Да, наконец-то! Его записью я занимался почти весь прошлый год. Он увидит свет в августе. Я хотел бы и раньше, но был ряд вопросов с обложкой и не только. К тому же, в июне ожидается большой футбол (Берни имеет в виду чемпионат мира по футболу, – прим. авт.), так что решили подождать до августа. На моем альбоме засветились такие музыканты, как Джо Бонамасса, сам Дэвид Ковердейл, Иэн Пейс и Дон Эйри тоже там. И я вернулся к написанию рок-композиций. Это мой первый альбом за много-много лет. Думаю, в России его также можно будет купить. Так что послушайте!

Расскажите, пожалуйста, о нём поподробнее.
Это гитарный альбом. Да и вышел он на лейбле, ориентированном на гитаристов – Mascot. Это очень хороший лейбл, который выпускает диски Джо Бонамассы, Роберт Крэя, Уолтера Траута, Адриана Вандерберга, Стива Люкатера и многих других отличных гитаристов.

В общем, мне понравилось снова писать песни. Большую их часть спел я сам. Дэвид Ковердейл исполнил одну вещь: мы перезаписали «Trouble» с первого альбома Whitesnake. Это вообще одна из первых наших совместных композиций. Новая версия звучит так, будто это снова Whitesnake! Хотя, я думаю, что бы мы вместе ни играли, это всегда будет звучать немного как Whitesnake. Вот и остальные вещи на альбоме сделаны примерно в таком же духе. Диск получился вполне себе блюзовый, и он довольно точно отражает, какую музыку я сейчас играю. Послушай, мне кажется, тебе понравится! Альбом называется «Shine». А чтобы ты не забыла, дам тебе вот что! (Достает из кармана именной медиатор с названием альбома и дарит его мне.)

Конечно, я бы и так не забыла, но за медиатор отдельное спасибо! А я вам как раз хотела дать свою фото-визитку, как раз с фотографией Дэвида Ковердейла. (Оба смеемся.)

Ух ты, здорово! А кто еще есть? (Перебирает стопку карточек.) О, Джо Бонамасса! Нравится он мне, хороший парень! О, Билли Гиббонс, мой добрый друг! Это ты на Guitare en Scene снимала? (Мы с Берни виделись на этом фестивале в 2012 году, как раз когда хэдлайнерами были ZZ Top.)

Да, точно!
Такой замечательный фестиваль! Мне там очень нравится. Отличные люди, особая семейная атмосфера. Надеюсь снова приехать туда.

А какими еще проектами вы сейчас занимаетесь?
Я только что закончил съемки фильма про блюз на Миссисипи. Он, наверное, выйдет в свет к концу года. (Фильм называется «Один день в Дельте» («A Day In The Delta») и снят совместно с Джимом Синглтоном, – прим. авт.). Это документальная лента об истории дельта-блюза, и я вложил в съемки много сил, провел много времени в Америке, работая над фильмом. Мне очень понравилось этим заниматься!

А еще я возвращаюсь в Индию! Я там и раньше работал, и мне очень-очень нравилось, а сейчас снова поеду туда. Мы там устраивали джемы вместе с известным индийским гитаристом Сусмит Сэном. Он член группы Indian Ocean, и у них неплохо идут дела в Индии. С ним вместе мы работаем над различными саундтреками. Так что моя музыкальная деятельность вполне разнообразна! А как иначе…

Также я снова переступлю порог «Abbey Road Studios», чтобы заняться записью джаз-фанкового материала. Ну, не столько джазового, сколько всё же фанкового. Там есть элементы блюза, но, в общем, это почти что танцевальная музыка. Вот так-то! Всё время нужно заниматься чем-то разным! Это дает правильную нагрузку твоим мозгам и всему телу. Нельзя сидеть на месте! Нужно играть и играть с разными людьми – это дает бесценный опыт. Вот, например, еще мы с Дэвидом Ноулзом подготовили альбом, сделанных из записей наших концертов. Он выйдет в комплекте с DVD. Я еще не видел конечного результата, но Дэвид сказал, что получилось очень мило.

Так что я не боюсь пробовать разные жанры. Но самое важное – всегда играть от сердца! Таким образом, что бы вы ни играли, вы всегда останетесь собой!

Отлично сказано! Да, если о самом главном: я все никак не могу забыть тот момент в конце последнего дня фестиваля Guitare en Scene, когда вы играли сразу после окончания шоу ZZ Top. Зрители стояли в ожидании финального фестивального джема, но нужно было разобрать свет на сцене. Вы вышли на сцену, один, с одной лишь акустической гитарой, и заиграли, а прямо за вами рабочие разбирали осветительную установку – это был потрясающе. Вы доказали, какова настоящая сила человека с гитарой! Ведь все как один в этом зале подпевали «Here I Go Again»!
О, да, было весело! Я тогда смог посмотреть выступление ZZ Top только из-за сцены. Организаторы сказали, что надо что-то придумать на то время, пока разбирают световую установку, и спросили, не сыграю ли я пару песен. «С удовольствием», – только и сказал я. Так оно и вышло!


Честно сказать, то шоу ZZ Top было далеко не лучшим, не было ощущения, что им самим всё это доставляет удовольствие. Они отыграли, но как-то без души. Чувствовалось, что люди в зале немного расстроены. А вы за несколько мгновений сделали столько людей счастливыми!
Всего лишь с гитарой в руках, да! Тут можно поблагодарить команду рабочих сцены, которые также помогли сделать мое выступление более драматичным. (Смеется.) А как иначе? Люди собрались и ждут, их надо развлекать и радовать, всё просто!

Если делаешь это от всего сердца, да, просто.
Именно! Ведь тогда, еще за полчаса до выхода на сцену, я и не представлял, что буду играть. Поначалу было немного странно. В том смысле, что я не привык выходить совсем один – я же всё-таки обычно играю с группой. Так что когда я оказался перед несколькими тысячами людей всего лишь с акустической гитарой, чувство было такое, как будто я вышел из душа без одежды, а там вдруг полна комната людей. Да, тут ты внезапно чувствуешь себя немного «обнаруженным». (Смеется.) Но вроде всем понравилось, и мне тоже.

А что позволяет вам поддерживать жизненную энергию и находить всё новые источники вдохновения, несмотря на ваш уже солидный творческий путь?
Знаешь, просто нужно быть честным с самим собой! Это, конечно, легко сказать, я понимаю. Но мне и правда это помогает. Музыканты моего поколения сейчас уже все солидного возраста. Да, мы уже староваты, но мы всё еще здесь. Да, мы держимся за наше прошлое, потому что оно обеспечило нам репутацию, которая у нас есть сейчас. Но нельзя просто почивать на лаврах, нужно что-то делать! Это лучшее лекарство! Нужно пробовать новое, играть с открытым сердцем и быть честным с собой! Именно так поступает Би Би Кинг, и он всё еще в строю, играет и собирает залы. Если я смогу это делать так же долго, как и он, я буду просто счастлив!

К тому же люди сразу чувствуют откровенность. Зрителей не обманешь!
Верно! На сцене сразу понимаешь, как зал реагирует на тебя. Если ты им не нравишься, они дадут тебе это понять. Если нравишься – тоже. Мне везло, я обычно нравлюсь зрителям. (Смеется.) Но я, конечно, стараюсь играть хорошо, а не абы как. (Иронически улыбается.)

А нет ли у вас своего гитарного курса, видеоуроков?
Нет, такими вещами я совсем не занимаюсь.

Жаль, вы так здорово рассказываете…
Спасибо! Но видеоуроков я не записываю. Не вижу в этом смысла. Есть техника, а есть вещи, которые я не могу объяснить – их надо прочувствовать. Существует достаточно записей с моих концертов, мне кажется, они куда лучше объяснений. К тому же я не чувствую себя вправе указывать кому-то, что делать надо именно так, а не иначе. Не думаю, что это правильно. Может, когда-нибудь я и изменю свое мнение, но пока так.

Но мне нравится проводить гитарные мастер-классы. Как раз на них я много всего рассказываю. Мне иногда кажется, что мы там вообще больше говорим, чем играем. Вопросы-ответы – всё это важно. Люди иногда такое спрашивают! (Ухмыляется.) Да, много хороших вопросов задают. Например: «Какой прием вы применили вот в этой песне, вот в этом соло?» Или: «Какой усилитель вы использовали в 1979 году?» Да откуда ж я могу знать такие вещи! Это в Интернете надо искать, а не меня спрашивать! (Оба смеемся.)

Да уж! А если серьезно, как вам кажется, что сегодня может помочь молодым музыкантам?
Всё зависит от человека, от личности. Всё в твоих руках. Опять же, честность с самим собой не повредит. К тому же надо выкладываться по полной, надо работать. Конечно, когда ты постоянно гастролируешь и выступаешь, это нелегко. И то, каких сил это требует в юности, не идет ни в какое сравнение с тем, каково это, когда ты уже в возрасте. Но как бы ты себя ни чувствовал, зрители всегда заслуживают самого лучшего. Без исключений! Если парень купил билет на твой концерт полгода назад, всё это время ждал, и вот наступил тот самый день, ты не можешь сыграть плохо и сказать: «Простите, я что-то устал сегодня». Надо быть лучшим!

Что дает вам силы быть лучшим?
Сама музыка! Мне никогда не надоест играть, это невозможно. Музыка для меня – всё! Она дала мне возможность жить той жизнью, которая у меня есть сейчас. Музыка всегда играла большую роль в нашей семье, даже в предыдущих поколениях. Во многом мне очень повезло, ведь мне нет нужды соглашаться на любую работу, я могу выбирать, что я хочу играть, где и с кем. Это важно! Но мне очень-очень нравится выступать и радовать зрителей. А люди есть люди, и пока они улыбаются тебе, ты можешь быть уверен, что твои дела не так уж плохи!

Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Госпожу Удачу за помощь в организации интервью.

Фото автора.

Катерина Межекова

Катерина Межекова