ProgDay 10 (Big Second, Борис Базуров, Quorum): О секундах не свысока
Big Second,Local,progressive rock,Quorum,Борис Базуров,Клуб Алексея Козлова,Москва,обычный Успех десятого ProgDay был вопросом принципа — в случае, если бы тенденция спада продолжилась, на этом можно было бы смело фестиваль прекратить, тем более что представители основного формата клуба, джазмены, уже в очередь выстроились, чтобы там сыграть.
Однако солидные имена выступавших, прежде всего ветерана фолк-сцены Бориса Базурова, привлекли в клуб публику, причем совершенно новую — это профессиональные-музыканты со стажем, знающие Базурова с давних пор… Зашел на огонек даже звездный вокалист Николай Арутюнов! Были даже зарубежные гости — прогстеры из Израиля (!) Soul Enema.
И, как всегда, очень трудно найти слова про музыку. Тем более такую трудноуловимую, как в этот раз. Но вкратце…
Киевляне братья Радзецкие оказались гораздо моложе, чем я их представлял, очень живые, веселые и хорошие ребята. Музыкально они мне напомнили «АрГо», только с большей долей трюков и меньшей «атмосферностью» — не в упрек им, просто цель Big Second, как мне кажется, именно «показать возможности» — у братьев есть еще группа «Сюр», где есть и песни, и перфоманс, и всё такое. А тут — просто гитара и бас с массой обработок, с обстоятельным рассказом о каждой песне и задуманных в ней музыкальных тонкостях, не всегда, честно говоря, понятных. Немного мешает всё это воспринимать электронный «аккомпанемент» — этому коллективу явно не хватает кого-нибудь вроде Пэта Мастелотто. Кстати, в программе был один кавер «Кримзон» («Dangerous Curves»), а в «Доме», судя по сетлисту, они играли еще и «Soup». Радзецкие уложились в час, еще послушали почти до конца Базурова и убежали на вечерний поезд в Киев.
Борис Базуров, слышанный уже на фестивале в г. Владимире (кстати, нынешний наш фест — целиком подмножество того, привет Сергею Миляеву!), тогда как-то потерялся на огромной сцене в пустом зале. Теперь, в клубе, с хорошим звуком, окруженный заинтересованной публикой, он воспринимался совершенно по-другому. С ним — двое, перкуссионист и исполнитель на диковинном инструменте «сукофон» (действительно деревянный сук плюс струна и звукосниматель, играют смычком). Звучал бэнд очень, я бы сказал, хтонично, показывая связь времен, как в коротковолновом приемнике, путем отражения через стратосферу. «Это импровизация с плавающей точкой», — рассказал Базуров в самом начале, объясняя, видимо, принцип интерпретации фольклорных баллад-былин для голоса и стика, когда каждая вокальная фраза сопровождается совершенно непредсказуемого вида и формы «ответом» на стике, отчеркнутым бряцаньем базуровских «электрогуслей» — той самой «точкой». Наверное, оригинальные исполнители былин столь же вольно подходили к фразам, и, произнося каждую строчку, потом ждали ответа из публики. Голос Базурова был, как всегда, обработан «хорусом» и звучал весьма «космично».
Где-то во второй половине концерта зазвучали более рокерские, инструментальные вещи с «фиксированной точкой», т.е. жесткой ритмической основой, очень своеобразным, смурным, но сразу захватывающим грувом. Разумеется, всем тут же вспомнились поздние King Crimson. Это комплимент. При этом оригинальность авторской подачи Базурова никуда не делась, просто музыка стала, так сказать, более привычной для восприятия…
Что касается Quorum, то решение играть инструменталы было связано с жанровым запретом клуба на русскоязычность (что не помешало им согласиться на Базурова с его былинами и недавний концерт Инны Желанной… ну тут уж, как говорится, Истинное Мнение Хрен Оспоришь), изначально rpocc хотел представить часть вещей в английских версиях, но из-за простуды решил вообще не петь. Всё это привело к интересному эксперименту из серии «а что если…» (а что если повторить его с «Батисферой», а) Подозреваю, что для многих это был лучший концерт «Кворума» вообще — но, на мой взгляд, не столько из-за отсутствия вокала (пение на русском и правда некоторых раздражает, как и пение как таковое), сколько из-за в целом возросшей формы коллектива и отличного звука. Впервые в балансе хорошо было слышно гитару Барабанова, вдобавок у него был другой инструмент, как мне кажется, больше ему подходящий. Чувствовалось в его игре что-то хаккеттовское… А что касается отсутствия голоса — слушать, скажем, раннюю вещь «Снег» без вокала было странновато, большинство других если и проиграли, то совсем чуть-чуть, поскольку и в инструментальных партиях музыки хватает. Особенно это касается финальной, совсем новой вещи, эпика «Отражения». От ее концовки прямо-таки захватывает дух, и даже если не знать ее текст, всё равно можно ощутить ее красоту и трагизм. Опять-таки, просто откройте ютубовское видео и послушайте…
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.