Pain of Salvation “Panther” (2020)
“Panther” – 11-й студийный альбом шведской группы Pain of Salvation. С одной стороны, на нём можно в очередной раз услышать фирменные ингредиенты её стиля. Это мрачная «истерично-депрессивная» атмосфера, тяжёлое, но избавленное от «дримтеатровских» клише звучание, полиметрия и сбивки, страстный и надрывный вокал Даниэля Гилденлёва. С другой стороны, есть и много нового, и это новое в основном связано с саундовыми находками в области электроники. “Panther” – это не прог-метал в духе классических для Pain of Salvation альбомов “The Perfect Element – Part 1” и “Remedy Lane”, а нечто на стыке нетривиальной интеллектуальной тяжёлой музыки, альтернативы, электроники и даже рэпа. Пианино и гитарные лупы, электронные сэмплы и умопомрачительные синтезаторные звуки, сумасшедшая полиметрия и агрессия ритм-секции, и над всем этим – то нежный, то яростный вокал Гилденлёва. Даниэль не хочет эксплуатировать прошлые достижения, а пытается делать новые открытия, при этом он гонится за новизной не ради самой новизны, а ради сотворения красоты и передачи глубинных эмоций. И это ему удаётся.
Чтобы понять и прочувствовать альбом, ощутить все нюансы и детали, его нужно послушать не раз и не два. Честно говоря, с первого раза диск, как теперь говорят, «не зашёл», но вслушивание позволило с каждым разом обнаруживать и постигать разные грани его красоты. Сейчас я уже и не думаю, что он слабее предыдущего релиза, блестящего “In The Passing Light of Day” трёхлетней давности, хотя и уступает ему в броскости и «хуковости», а также лиричности.
“Panther” – цельная работа, раздвигающая границы «тяжёлого прогрессива», при этом, в отличие от большинства предыдущих дисков, в этом почти невозможно выделить лучшие треки, настолько он монолитен. Впрочем, любителям «классического» Pain of Salvation в качестве «главного хайлайта» можно порекомендовать самую длинную композицию – завершающий альбом 13-минутный эпик “Icon”, удачно сочетающий медитативность, тяжесть и напор. Захватывающая атмосфера и драйв понравятся даже тем, кто далёк от прогрессив-метала. А инновационный дух альбома в наибольшей степени передан в третьем треке, коротком и хлёстком “Restless Boy”. В то же время жалко, что звуковые идеи, связанные с похожим на банджо звучанием в совсем коротенькой полутораминутной “Fur”, не получили развития в остальных вещах.
Иван Розмаинский
progmetal/electronics/alternative 9/10
InsideOut Music