Ирина Сергеева: Я буквально вижу звук
Март 8, 2021
Пётр Кулеш (48 статей)
Поделиться

Ирина Сергеева: Я буквально вижу звук

Художественное оформление музыкальных релизов – тема особая. Лучшие образцы этого вида дизайна представляют собой вполне самостоятельные произведения, свободные ассоциации художника на темы, предложенные музыкантом. И здесь принципиально важно, чтобы взаимопонимание этих двух творцов было полным, в идеале выходя на некий экстрасенсорный уровень.

Художнице Ирине Сергеевой это определённо удаётся – доказательством тому стала её персональная выставка «Music. 124×140 мм», прошедшая в ноябре прошлого года в галерее BIS ART на «Винзаводе». На ней были представлены работы, ставшие «лицами» релизов музыкантов самых разнообразных жанров – от дэт-метала до фолк-рока и этно-фьюжена, от классического хэви до электроники и джаза.
Побывав на выставке, наш автор Пётр Кулеш решил не сводить свои впечатления к банальному отчёту (к тому же что такое репортаж с художественной выставки в журнале, где до сих пор бывали в основном репортажи с концертов?), а расспросить об увиденном как Ирину Сергееву, так и её многочисленных (и довольно именитых) гостей.

ПРОЛОГ: ИГГДРАСИЛЬ И «НОВЫЕ БОТИНКИ»

Сергей Маврин: В 2014-м я с группой заканчивал запись одного из наших самых концептуальных альбомов, «Неотвратимое». Нарисовать обложку релиза мы решили попросить Иру Сергееву – за несколько лет до того у нас уже был опыт сотрудничества, и этот опыт был удачным.
В это же время я подбирал тему для очередной татуировки и остановился на изображении древа Иггдрасиль. Когда большая её часть уже была сделана, мне показалось, что это то, что надо для обложки нового альбома. Я озвучил эту идею Ире.

Ирина Сергеева: Иггдрасиль — Мировое древо. По странному совпадению, этот ёмкий образ как раз был у меня на этапе обдумывания для моего проекта, посвящённого мифологии. Впрочем, за долгие годы знакомства с Сергеем странные совпадения уже стали у нас доброй традицией (улыбается). Иллюстрация ему понравилась и пошла на обложку альбома.

С.М.: Ну, совпадению я ничуть не удивился. А элементы, что окружают древо в окончательном варианте – их образы были взяты Ирой после знакомства с музыкой для альбома.

Хелависа: С Ириной нам довелось поработать над оформлением пластинки «Новые ботинки». Дизайном диска занимался Сергей Луканкин, и он предложил, чтобы каждому тексту в буклете сопутствовала иллюстрация. Сергей предложил кандидатуру Ирины, которую я на тот момент совсем не знала. Я посмотрела несколько набросков и согласилась. Помню, что работа шла быстро и гладко, мне даже почти не пришлось высказывать какие-то пожелания или вносить правки. В итоге у нас получился стильно оформленный диск.

И.С.: Подавляющее большинство текстов альбома — на кельтских языках, которыми я не владею (смеётся). Поэтому Хелависа выслала свои краткие ассоциации к каждой песне; не переводы, не содержание, а именно ассоциации. То есть мне надо было уловить её образы и нарисовать, причём так, чтобы рисунки в буклете монтировались с текстами. После концерта-презентации альбома Хелависа сказала мне, что когда увидела мои рисунки, ей показалось, будто к ней залезли в голову и увидели её глазами то, что она хотела видеть. Для меня как для художника это высшая похвала!

«МУЗЫКА – ЭТО МОГУЧАЯ ВОЛНА ВДОХНОВЕНИЯ»

Ира, спасибо большое за согласие побеседовать. Давай начнём с главного – как вообще ты дошла до жизни такой?
(Смеётся.) Сложилось как-то само собой, стихийно. Мечты оформить альбомы моих любимых исполнителей были у меня практически с самого начала. Какие-то подступы к этому я делала: написала цикл картин по песням группы «Калинов мост», сделала обложку для юбилейного подарочного диска к 20-летию группы, были и другие проекты.

Ну а почему всё-таки возникло это желание-то? Художников много, при этом далеко не все из них занимаются оформлением альбомов.
Картины я пишу всегда под музыку, и она так или иначе воплощается на холсте. Так что проекты, с нею связанные, пошли естественным образом. Рождение мелодий песен, созвучий, остаётся для меня чем-то загадочным, хоть я и имею музыкальное образование. Живопись – это для меня просто… ну, может не так уж просто (смеётся), но понятно как, а музыка – это чудо! Это настолько могучая волна вдохновения, что под её влиянием рождаются целые циклы картин. Например, у меня есть цикл по произведениям Стива Вая, с которым я имею честь быть знакома лично.

А кто тебя ещё вдохновлял, кроме Стива Вая?
Во-первых, конечно, рок – я вскормлена классической музыкой и роком. Тут я не буду оригинальна, это практически все великие группы – Led Zeppelin, Deep Purple, Queen, Iron Maiden, Scorpions и так далее… Во время взросления и становления личности большое влияние на меня оказали наши группы – «Калинов мост», «Ария»… Мне повезло познакомиться, пообщаться, посотрудничать со многими моими музыкальными кумирами, а кое с кем мы даже дружим семьями.
Джаз пришёл в мою жизнь позже, когда мне предложили поучаствовать в оформлении джазового фестиваля в Алматы. Это было в 2008-м году. Не могу сказать что я до того никогда не слушала джаз, но как-то инстинктивно отодвигала его на потом. Чувствовала, что эта музыка, если уж раз тебя зацепит, может затянуть надолго и всерьёз. В общем-то, так и получилось. Поэтому недавно я оформила альбом Дениса Швытова – это известный российский джазовый музыкант, саксофонист, композитор. Альбом ещё в работе, с нетерпением ждём его выхода!

А как вообще это у тебя получается – преобразовывать музыку в визуальные образы?
Описать словами это сложно… Для меня звук и цвет очень тесно связаны. Буквально физически. Когда слушаю музыку, я словно вижу звуки – они превращаются в цвета, линии, сполохи, световые брызги. Звуковой поток в моём мозгу каким-то образом переплавляется в зрительно-образно-цветовой. Это свойство называется синестезией, или «цветным слухом». Я буквально вижу звук.
Кстати, эту мою способность наиболее полно использует Валерий Дидюля (Ирина оформила четыре альбома группы «ДиДюЛя», включая готовящийся к выпуску «2020», – прим. авт.). Он доверяет моему восприятию его музыки. Я сначала слушаю демо, и у меня возникают какие-то цветовые образы. После этого я уже создаю дизайн альбома.

«Я РЕШИЛА ПОДДЕРЖАТЬ МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ»

Рискну предположить, что не всякий музыкант предоставляет тебе полную творческую свободу…
(Смеётся.) По-всякому бывает, даже с одним артистом. Сергей Маврин, когда попросил сделать иллюстрацию к песне «Русь» для альбома «Противостояние», просто прислал мне песню и сказал: «Вот песня, нарисуй». Когда мы работали над обложкой к «Неотвратимому», он задал уже более конкретный образ.
Алевтина (певица, автор песен, экс-вокалистка группы «Мельница», – прим. авт.) четко знала, что хочет видеть на обложке своего первого альбома («Загорелось облако», – прим.авт.): алый мак, написанный пастелью. Затем мы дополнили оформление портретом самой певицы и рисунком ростка, пробивающегося сквозь камень.
А вот с акустическим альбомом «Немодная» было по-другому. Услышав это название, мне сразу захотелось изобразить прямо противоположное – очень модную Алевтину в шляпе из последней коллекции Гальяно. И сделать оформление целиком в трендовых цветах сезона, чтобы подчеркнуть ироничный, глубокий смысл заглавной композиции.

Когда я с разговаривал Алевтиной на открытии выставки, она мне сказала, что ей важно, чтобы её по-другому увидели. «Как я сама себя вижу, — говорит, — я знаю, а Ира сделала по-своему, и это клёво». А вот скажи, пожалуйста, всегда ли ты создаёшь картинку для обложки специально, или тоже по-разному бывает?
Бывает, что музыканты просят разрешения использовать уже готовые работы. Как-то мне в «Фейсбуке» написали участники дуэта Free’n’Losh из Канады – я подумала, что это малоизвестные начинающие музыканты. Они захотели использовать мою картину «The Girl From Ipanema» для обложки своего электронного кавера на одноимённый стандарт.
Кавер мне очень понравился, и я решила поддержать молодые таланты. И лишь намного позже случайно узнала, что участники Free’n’Losh – Майлз Шварц и Ли Фридман – это не только музыканты, но и известные в Канаде продюсеры! И работают они со звёздами хип-хопа и другой современной музыки, причём мировой величины!
Иллюстрация, которую я делала для себя, стала основой для обложки первого альбома группы «Якруна» «Зеленая улица». Ребята случайно её увидели и поняли, что она идеально отражает идею их музыки – сложный и прекрасный лабиринт народных напевов и современных ритмов. Отталкиваясь от этого исходного образа, мы оформили весь альбом в едином стиле, добавив природных и экологических ноток.
А вот обложку для сингла «АфриканЪская» я рисовала специально – песня ассоциировалась у меня с хором разноцветных птиц. Решила также изобразить красавицу Луизу – солистку «Якруны» – в актуальном комиксном стиле.
Ну и Seducer’s Embrace. Это культовая группа московской андерграундной сцены, исполняет мелодичный дэт-метал – музыку умную, сложную и энергичную. Для обложки переиздания альбома «Sinnocence» они использовали мою картину с черепом и розой. Это популярный в рок-культуре символ, который хорошо соответствует тематике альбома.

Да, опять-таки на выставке Алексей Дохов из «Seducer’s Embrace» сказал мне, что этот череп зовут Митя. И упомянул другой альбом, с крысиным королём…
Это альбом «Solidarity», иллюстрацию для него я сделала уже по заказу музыкантов. На обложке изображено редкое в природе явление – «крысиный король». Это когда крысы сбиваются в кучку, стремясь согреться, спутываются хвостами и потом погибают. Встретить крысиного короля считалось дурным предзнаменованием, но мы изменили смысл этого явления на более позитивный. Наших крыс тринадцать, именно столько человек принимали участие в создании альбома, и столько же треков он включает. А хвосты образуют логотип SE. Некоторых крыс я срисовала с милых домашних питомцев Алексея.
Хочу добавить, что дизайн диджипаков для обоих альбомов Seducer’s Embrace сделал замечательный художник и дизайнер Владимир W.Smerdulak Чебаков.

«ЛЮБЛЮ ВСЕХ, С КЕМ РАБОТАЮ!»

Ира, как начинается твоё сотрудничество с музыкантами – ты их находишь или они тебя?
Как-то естественно всё происходит… С Алевтиной мы познакомились в 2008-м году на арт-проекте «Волшебные краски Сибири» и с тех пор дружим. Seducer’s Embrace – мои хорошие друзья. За оформлением альбома Дениса Швытова ко мне обратилась Диана, супруга и муза музыканта… В основном всё по «сарафанному радио».

Со всяким ли музыкантом ты готова работать? Были ли случаи, когда ты отказывалась от предложения о сотрудничестве?
Таких случаев пока не было. Наверное, потому что ко мне не приходят случайные люди и случайные артисты.

А есть ли у тебя любимчики?
Люблю всех и каждого, с кем работаю! Ну, наверное, особняком – Варвара Визбор. Это первый артист, с которой мы начали работать прямо системно – три альбома подряд и несколько синглов.
Мы с ней сразу легко нашли общий язык, но в процессе работы оказалось, что у нас совершенно разный стиль мышления. Варя хочет максимально непрямых ассоциаций визуала с названиями и песнями. Такова её музыка – интеллектуальная, рафинированная, изысканная – и обложки должны полностью этому соответствовать.
Она часто в начале работы говорит, что конкретно видит на обложке, но итог может оказаться очень далёким от первоначальных набросков. Когда мы работали над «Многоголосьем», Варя поначалу дала мне лишь приблизительный ассоциативный ряд и предпочтительный цвет – зелёный, «что-нибудь доброе, тёплое». Глядя на результат, я всегда улыбаюсь, потому что от «теплого и зелёного» мы пришли к чёрному и стремительному.
Бывает что идея оформления рождается от каких-то непроявленных до поры до времени ассоциаций, и мы вместе устраиваем интенсивный мозговой штурм. Но, конечно, автором финального варианта всегда остаётся Варя.
Эта внешне хрупая и воздушная девушка оказалась невероятно цельным и энергетически сильным человеком, настроенным на свою цель, как ракета точного наведения. При этом Варя – человек подкупающей корректности, душевности и безупречного вкуса. Я многому учусь у таких людей, дорожу ими и воспринимаю подобные встречи как подарки судьбы.

А кто-нибудь ещё, кроме Варвары?
Пожалуй, ещё Сергей Маврин – легендарный музыкант и близкий для меня человек, пришедший из моей юности. Так получилось, что мы дружим и сотрудничаем и поныне… А вообще не хочу никого выделять, каждый из артистов дорог мне по-своему!

ЭПИЛОГ: ДЕВУШКА С ТЕЛЕВИЗОРОМ

Сергей Маврин: В 1992-м году я был на гастролях в городе Томск с группой «Ария». Будучи в состоянии изрядного подпития, я выбросил из окна своего гостиничного номера телевизор. Который, естественно, разбился; дабы избежать скандала, нужно было срочно искать ему замену. На следующий день на концерте, прямо со сцены, мы, не вдаваясь в подробности, заявили о готовности приобрести б/у телевизор.
После выступления к нам подошла молодая девочка и сказала, что её папа может нам помочь. Мы поехали домой к папе и приобрели то, что мне было нужно. Этой девочкой была юная ещё совсем Ира Сергеева!

Пётр КУЛЕШ
Выражаем благодарность Ирине Сергеевой за приглашение на открытие выставки и за предоставленные фото, Сергею Маврину, Хелависе, Алевтине и Алексею Дохову – за согласие побеседовать, галерее BIS ART – за гостеприимство.

Пётр Кулеш

Пётр Кулеш