Юлия Тузова «Подлежащее» (2013)
Июнь 22, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Юлия Тузова «Подлежащее» (2013)

singer/songwriter 9/10
Выргород

Песни из второго альбома московской певицы могут понравится самым разным людям, но вряд ли попадут в радиочарты. Подобная музыка называлась на переломе веков, когда Тузова стала известной, «экзистенциальным андеграундом». Сейчас от него, и от андеграунда, и от перелома, осталось немного. Стиль «Подлежащего» приблизительно определим как медитативный нео-фолк, добавив осторожно «импрессионистичный». Альбом словно тянет слушателя на непростой танец, но внезапно останавливается и бросает взгляд-вопрос потенциальному «партнеру» в лицо: а ты – тот ли? Эта музыка – без права на ошибку.
Материал диска представляется парадоксальной «роднёй» «анти-андеграунду» прошлого — старой эстраде, той, что любят с детства. И народной музыке, причем инстинктивно ощущаемым, внутренним, тайным ее аспектам. Тем, что звучат в душе – ударение можно поставить по вкусу. Точная дозировка этой — не фолковости, а именно народности и внятной песенности – не такая уж и редкость. Это удается многим певицам, иногда раз за релиз, иногда раз за карьеру. У Тузовой ощущение абсолютного попадания сохраняется весь альбом.
Основной «соучастник» записи – саундпродюсер Иван Марковский, еще Тузова отмечает Сергея Проворова, который отвечал за гитару, мандолину и контрабас. Из личных впечатлений — виолончель Петра Акимова и гобой Анны Малышевой, которые порой звучат как дудочка крысолова.
Вещи, показавшиеся лучшими, идут парами. «Механичное танго» построено на противоречии задумчивого вокала и дерганого мотива, и словно ходит по краю трагичности. За ней — «Зима», распевная, «снежная», без надежды, без тоски тянущаяся – не к свету, а к возможности этого света, к мечте о свете. Предпоследней идет песня-красавица «Синий ветер», которая постепенно, «заманивая», становится захватывающе мелодичным напевом. В финале звучит «Про рыбок» – музыкально родственная «Танго», неожиданная сложно-ритмичная вещь, колеблющаяся, склеивающая бытовые подробности в зыбкую картину.
Интонации Тузовой трудно назвать точными, они скорее свободны. При этом ни одного неуместного звука, все — на неуловимых границах смыслов. То, что делает Юлия — настоящая альтернатива. Тихая и гармоничная. В глухом подполье ныне спрятаны норма и простота, поэтому мировоззрение слушателя за время звучания релиза может меняться.
Альбом представляется единым целым. Не прям вот концептуально неразрывным, нет. Просто «Подлежащее» строит настроение постепенно. Не хочется прерывать этот процесс, нет желания цитировать, разрывать вещи — одну от другой.
Работа над диском шла три года и для случайностей места, надеюсь, осталось не много. Дыхание и чувства певицы обрели единство и ясность. Есть подзабытое ощущение, – то, что дает этот альбом слушателю, нельзя полностью выразить словами. Моими словами — по крайней мере. В сети певицу называют — «волшебная Юлия Тузова». «Подлежащее» точно попадает в это определение.

Владимир Импалер

Владимир Импалер