Rick Wakeman «The Red Planet» (2020)
Ноябрь 28, 2021
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Rick Wakeman «The Red Planet» (2020)

Если посмотреть на дискографию Рика Уэймана за последние пару десятков лет, создаётся впечатление какого-то небывалого творческого расцвета. Но если взглянуть на неё глазами фэна Yes или просто прогрессив-рока, то станет ясно, что выбирать особо не из чего – предыдущий рок-альбом, «Out There», Уэйкман записал ещё в 2003 году, а с тех пор занимается преимущественно фортепианными переработками всего подряд – от классики рока и классики вообще до рождественских песен, а также «переупаковкой» своих работ времён «золотой эры» рока. Да и надежды фэнов на новую музыку проекта Anderson/Wakeman/Rabin не оправдались. Но всё-таки и к старому доброму прогрессиву Рик Уэйкман не совсем ещё охладел. «The Red Planet» – именно рок-альбом, записанный в начале 2020 года с коллегами по составу English Rock Ensemble – это басист Ли Померой, гитарист Дэйв Колкюхун и барабанщик Эш Соан, маститый сессионщик, работавший с поп-звёздами от Робби Уильямса до Эроса Рамацотти, а также с супергруппой Тревора Хорна The Producers. С этим составом (плюс певец Эшли Холт и сын Рика, Адам Уэйкман) он обычно гастролирует с рок-репертуаром, а вот на запись не привлекал их с того самого 2003 года. Правда, певец в данном случае не понадобился, и это Рик решил одновременно с выбором темы альбома. Уже давно его вдохновляли космические исследования, а в начале 2020-го было сразу несколько новостей о запуске аппаратов к Марсу, о работе тамошних роверов, завораживающие фото с поверхности Красной планеты, которые Уэйкман, оказывается, обожает разглядывать. Вот вам и источник вдохновения!
На диске восемь инструментальных треков от пяти до 10 минут, каждый посвящён какому-то географическому объекту на марсианском глобусе. Это горы («Mons») – Арсия, Павлина, Аскрийская и знаменитый Олимп, самая высокая вершина в Солнечной системе; полярные шапки, южная и северная, купола (потухшие вулканы) и долина Маринер – самый длинный каньон. На Марсе всё – самое-самое. Вспоминается прославивший Рика Уэйкмана инструментальный сольник «Six Wives of Henry VIII» (1973), в котором треки был посвящёны женам пресловутого монарха. Но, возможно, про безжизненные просторы далёкой планеты трудно сочинять столь яркие и «портретные» вещи, как про людей. А может, Рик уже немного отошёл от этой прог-рок-стилистики и она даётся ему пусть и легко, но не выглядит наполненной эмоциями и красотой. Любопытно, что Уэйкман никоим образом не использует приёмы «космического» звучания, наработанные артистами от Жана-Мишеля Жарра до Ozric Tentacles. Его космос – другой, это мерное, механистичное движение марсохода по чужой планете. С первого раза все вещи и вовсе вызывают ощущение бесконечной (и не такой уж «проговой») клавишной шарманки со статичными и незатейливыми ритмическими рисунками и темками в духе muzak, вяло и необязательно сменяющими друг друга, и не везде есть уверенность, что Рик записывал всё это с реальной рок-группой.
Постепенно всё же расслушиваются подробности, вторые планы, аллюзии на классиков (скажем, Мусоргского в «Olympus Mons», Холста с его «Планетами» – в концовке диска) и на прог-коллег (восходящие клавишные аккорды в «Arsia Mons» напоминают «Hocus Pocus» Focus), восхищаешься тонкими и уместными басовыми партиями Помероя, акустическими «виньетками» Колкюхуна, нежной фортепианной игрой в верхнем регистре самого Уэйкмана. Такие моменты (как, например, лирическая «South Pole», иллюстрирующая простор и загадку вечной пустоты Марса) заставляют задуматься, может, он действительно его душа сейчас лежит к фортепиано, а вся эта синтезаторная мишура – просто дань прошлому и желаниям фэнов. А может, по-настоящему яркие клавишные темы (такие как «зуммерная» «Pavonis Mons») просто теряются среди прочих. В какой-то мере фэны Yes и «Жён» с «Артуром» оказываются вознаграждены на последней 10-минутной «Valles Marineris», симфо-прог-эпиком на основе ритма болеро, с крещендо и мощным финалом. Говорят, что эту вешь Рик Уэйкман готовил к студийным записям с Anderson/Wakeman/Rabin, но не сложилось, а тут она пригодилась, и то хорошо. В конечном счёте «The Red Planet» – альбом такой же скрытный, как и сама планета, если поискать хорошенько, можно многое найти, но вот надо ли…
Владимир Импалер

InRock
8 из 10
Общее впечатление

progressive rock 8/10
R&D Media/Madfish Music

8

Рекомендовано к прослушиванию
Владимир Импалер

Владимир Импалер