Rick Wakeman «The Red Planet» (2020)
Если посмотреть на дискографию Рика Уэймана за последние пару десятков лет, создаётся впечатление какого-то небывалого творческого расцвета. Но если взглянуть на неё глазами фэна Yes или просто прогрессив-рока, то станет ясно, что выбирать особо не из чего – предыдущий рок-альбом, «Out There», Уэйкман записал ещё в 2003 году, а с тех пор занимается преимущественно фортепианными переработками всего подряд – от классики рока и классики вообще до рождественских песен, а также «переупаковкой» своих работ времён «золотой эры» рока. Да и надежды фэнов на новую музыку проекта Anderson/Wakeman/Rabin не оправдались. Но всё-таки и к старому доброму прогрессиву Рик Уэйкман не совсем ещё охладел. «The Red Planet» – именно рок-альбом, записанный в начале 2020 года с коллегами по составу English Rock Ensemble – это басист Ли Померой, гитарист Дэйв Колкюхун и барабанщик Эш Соан, маститый сессионщик, работавший с поп-звёздами от Робби Уильямса до Эроса Рамацотти, а также с супергруппой Тревора Хорна The Producers. С этим составом (плюс певец Эшли Холт и сын Рика, Адам Уэйкман) он обычно гастролирует с рок-репертуаром, а вот на запись не привлекал их с того самого 2003 года. Правда, певец в данном случае не понадобился, и это Рик решил одновременно с выбором темы альбома. Уже давно его вдохновляли космические исследования, а в начале 2020-го было сразу несколько новостей о запуске аппаратов к Марсу, о работе тамошних роверов, завораживающие фото с поверхности Красной планеты, которые Уэйкман, оказывается, обожает разглядывать. Вот вам и источник вдохновения!
На диске восемь инструментальных треков от пяти до 10 минут, каждый посвящён какому-то географическому объекту на марсианском глобусе. Это горы («Mons») – Арсия, Павлина, Аскрийская и знаменитый Олимп, самая высокая вершина в Солнечной системе; полярные шапки, южная и северная, купола (потухшие вулканы) и долина Маринер – самый длинный каньон. На Марсе всё – самое-самое. Вспоминается прославивший Рика Уэйкмана инструментальный сольник «Six Wives of Henry VIII» (1973), в котором треки был посвящёны женам пресловутого монарха. Но, возможно, про безжизненные просторы далёкой планеты трудно сочинять столь яркие и «портретные» вещи, как про людей. А может, Рик уже немного отошёл от этой прог-рок-стилистики и она даётся ему пусть и легко, но не выглядит наполненной эмоциями и красотой. Любопытно, что Уэйкман никоим образом не использует приёмы «космического» звучания, наработанные артистами от Жана-Мишеля Жарра до Ozric Tentacles. Его космос – другой, это мерное, механистичное движение марсохода по чужой планете. С первого раза все вещи и вовсе вызывают ощущение бесконечной (и не такой уж «проговой») клавишной шарманки со статичными и незатейливыми ритмическими рисунками и темками в духе muzak, вяло и необязательно сменяющими друг друга, и не везде есть уверенность, что Рик записывал всё это с реальной рок-группой.
Постепенно всё же расслушиваются подробности, вторые планы, аллюзии на классиков (скажем, Мусоргского в «Olympus Mons», Холста с его «Планетами» – в концовке диска) и на прог-коллег (восходящие клавишные аккорды в «Arsia Mons» напоминают «Hocus Pocus» Focus), восхищаешься тонкими и уместными басовыми партиями Помероя, акустическими «виньетками» Колкюхуна, нежной фортепианной игрой в верхнем регистре самого Уэйкмана. Такие моменты (как, например, лирическая «South Pole», иллюстрирующая простор и загадку вечной пустоты Марса) заставляют задуматься, может, он действительно его душа сейчас лежит к фортепиано, а вся эта синтезаторная мишура – просто дань прошлому и желаниям фэнов. А может, по-настоящему яркие клавишные темы (такие как «зуммерная» «Pavonis Mons») просто теряются среди прочих. В какой-то мере фэны Yes и «Жён» с «Артуром» оказываются вознаграждены на последней 10-минутной «Valles Marineris», симфо-прог-эпиком на основе ритма болеро, с крещендо и мощным финалом. Говорят, что эту вешь Рик Уэйкман готовил к студийным записям с Anderson/Wakeman/Rabin, но не сложилось, а тут она пригодилась, и то хорошо. В конечном счёте «The Red Planet» – альбом такой же скрытный, как и сама планета, если поискать хорошенько, можно многое найти, но вот надо ли…
Владимир Импалер
progressive rock 8/10
R&D Media/Madfish Music