Ольга Арефьева и Ковчег «Снег» (2011)
Сентябрь 9, 2012
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Ольга Арефьева и Ковчег «Снег» (2011)

russian rock -/10
«Отделение выход»

«Снег» — второй из серии рок-альбомов певицы Ольги Арефьевой, которая, наверное, более всего известна регги-версией «Ковчега», а еще был, помнится, шансон-«Ковчег» (шансон, само собой, в хорошем смысле слова), коллаборации Ольги с театром… Словом, артист она очень разносторонний. Что же касается рока, то здесь есть, что называется, свои «за» и «против». Восприятие альбома можно разделить на три слоя. Первый — инструментал, аранжировки. За них отвечал великолепный Петр Акимов, ему же, естественно, принадлежит виолончель — украшение всех арефьевских проектов, а также клавишные. Есть некоторые чисто эстетские претензии к саунду, но в целом его деятельность очень удачна — интересный, богатый нюансами рок/поп-мейнстрим, более яркий, чем на предыдущем альбоме, напоминающий, на мой взгляд, Muse, хотя у знатоков коммерческого инди-рока наверняка найдется масса других аналогий. Второй слой — тексты. Поэт Арефьева блестящий, ее стихи полны богатых и неожиданных образов, особенно учитывая тему альбома. А тема эта — Смерть. По крайней мере, темами расставания с этим миром, «общения» с миром иным, разного рода визионерскими картинами альбом просто переполнен. Лучше всего образ «пост-существования» раскрывает строчка из песни «Снег» — «капает стильный снег». Представьте такое? Что-то бесконечное, липкое, безнадежное, фантасмагория в духе Дали, где внешний и внутренний миры меняются местами, а сны становятся явью. «Не грезы, а сны, сны, вы поняли?» (Цитата из совсем другого произведения). Весь альбом можно разобрать на такие образы, которые одним покажутся гениальными, а другим — бредовыми. Лично я склоняюсь к первому. По крайней мере, мысль про снег, который «в темноте белый и черный одновременно», очень сильна и красива.
Наконец, слой третий, который, по идее, должен был бы стать связующим звеном между теми двумя — пение Ольги Арефьевой и вокальные мелодии. А вот тут… очень мягко говоря, голос ее — очень на любителя. И если лирика (пусть в данном случае и потусторонняя) подходит Ольге как родная, и естественно слушается даже ее рэп-речитатив в заглавной вещи, то как рок-певица она… Голосу не хватает напора, в атаке он кажется каким-то дряблым, и даже не маловыразительным, а чрезмерно-выразительным на одной какой-то заклинившей эмоциональной паузе. Вибрато Арефьевой — как пульсация открытой раны, которую хочется перевязать, закрыть — то есть послушать инструментал и тексты как-то сами по себе. Не факт, конечно, что в манере регги-«Ковчега» те же песни слушались бы лучше. Наверное, они воспринимались бы еще более странно. Поэтому — очень сильный поэтически и музыкально диск, которому не хватает самого малого — цельности.

InRock #54

Елена Савицкая

Елена Савицкая