Небослов «Полный туда» (2011)
rock/singer-songwriter 8/10
Self-release
Когда речь заходит о новых именах в русском роке (постарайтесь отказаться от негативной окраски этого термина и подразумевать просто рок-музыку с текстами на русском языке), я всегда называю «Небослов». Вот команда, у которой добрая дюжина песен прямо сейчас могла бы стать хитами, попади на радио… да что там, уже стала – только среди довольно пока узкой аудитории неформальных летних фестивалей. И что интересно (извините, если я уже писал это когда-то раньше) – бывает, слышишь летом с фестивальной сцены «Небослов», а там – лидер группы Илья Прозоров и множество прекрасных музыкантов играет чудесные вещи, душа радуется, все подпевают… Потом через год – снова «Небослов», только половина состава – новая, и снова звучат песни, каждая – прямо хит, все радуются, и… это совершенно другие вещи. Не те, что год назад. Но тоже хиты. (Кстати, рецензируемый диск был записан замечательным составом, в трек-листе он обозначен так: «Небослов = Илья + Кирилл + Стася + Соня + Влад + Ольга + Диг + Иво + Аня + Саша». Жаль, что его – этого состава – уж нет…).
Илья как автор удивительно плодовит, и успевает и записывать свою музыку если не в идеальном качестве, то, во всяком случае, не «проваливая» задумку ее реализацией. Где-то по альбому в год, не считая сольников. Музыкально «Небослов» – это яркая, почти битловская мелодика и прелестные поп-роковые аранжировки, выдающие огромный кругозор Ильи. Он родился в Таджикистане – отсюда «восточная» стилизация в песне «Дурачок». А когда-то в его репертуаре была одна вещь на таджикском! В аранжировках можно услышать и рок-н-ролл, и блюз, и фолк-рок, и даже прогрессив, по крайней мере, в той степени, в какой мы считаем прог-роком Jethro Tull времен «Songs From The Wood». А также… песни из детства, скажем, вещь-скороговорка «Клоун», настоящий цирковой номер, где Илья показывает просто уморительный визгливо-скрипучий фальцет.
Вообще, темы творчества «Небослова» можно условно разграфить (но вряд ли разделить) на три категории. Детство/игра – Илья вечный ребенок, и его музыка обращается ко всему детскому в нас и, разумеется, находит яркий отклик у ребят. На диске это развеселая танцевальная вещь «Тело»… правда, с абсолютно не детским текстом, который скорее относится ко второй категории – духовных поисков. «Если бы тело не пришло, гуляла бы одна душа» – идея этой вещи. «Беги, беги, водомерка, по водной глади туда, где свет» («Водомерка»). «Мы думали, что небо наверху, а небо вокруг» («Небо вокруг», этот образ Илья нашел не первым, но, думаю, самостоятельно). И, наконец, любовь – как же без нее. От иронически-веселого взгляда: «Желто-синий автобус, куда ты меня тащишь?» («Желто-синий автобус») к пронзительной инфантильной горечи: «Это лето беспокойное, эта радость незаконная» («Лето беспокойное»). Словом, я считаю, музыкальный дар отлично сочетается у Ильи с поэтическим. Аранжировки тоже хороши: скрипка, духовые, женские подпевки, клавишные удачно подобранных тембров…Но, чтобы уж совсем не перехвалить, скажу, что некоторые инструментовки при всём изяществе кажутся надуманными, их легко мысленно изъять или прибавить к какой-нибудь другой вещи, иногда есть ощущение нестыковки и в куплетах-припевах. Видимо, есть у Ильи песни, придуманные на одном дыхании, а есть своеобразный музыкальный конструктор, где хороший припев может ждать своего часа и пока жить там, куда его временно приписали. (Так, знаковая фраза про «небо вокруг» уже звучала в посвященной Гагарину «Я – Космос»).
Вокал Прозорова пока далек от профессионального идеала – ему отлично удаются разного рода «вокальная акробатика» и баллады, а вот в песнях, где требуется просто ровный сильный голос, что-то немного «недотянуто». Возможно, автор просто спешит – записав эти песни, скорее перейти к новым?